Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни; постоянного развития индивидуальности, потребностей и способностей молодого человека, а также формирования его ориентации в жизни.
В связи с этим появляется необходимость создания в учебных и учебно-образовательных учреждениях системы специализированной подготовки (профильного обучения) школьников, содержание которой определяется обеспечением функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся для содействия их общественному и гражданскому самоопределению.
«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г. №2783. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состояла в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Данное направление осталось в числе актуальных при разработке «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля2011 г. N 163-р (далее Концепция).
Рассмотрим понятие «профильного обучения» и какое образование понимается под «непрофильным».
Профильное обучение – это система специализированной подготовки в старшем звене общего образования школы, ориентированной на индивидуализацию обучения, успешную социализацию личности, а также на кооперацию старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.
Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов:
- Базовые общеобразовательные курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.
- Профильные общеобразовательные курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
- Элективные обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Универсальное (непрофильное) обучение – система универсальной подготовки в старшем звене общего образования школы в соответствии с государственным образовательным стандартом.
«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» определяет основные цели перехода к профильному обучению:
- обеспечить возможность построения и реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий;
- обеспечить успешную социализацию учащихся в семье, локальных и региональных социумах;
- предоставить возможность углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин программы полного общего образования для подготовки к среднему и высшему профессиональному образованию.
Обозначенные выше цели определяют три типа профессионального обучения:
- Индивидуальный – обеспечивающий развитие учащимися личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное образование.
- Социализирующий – обеспечивающий подготовку учащихся к трудовой деятельности, а также к получению начального и (или) среднего профессионального образования.
- Предвузовский – обеспечивающий подготовку учащихся к поступлению в вуз.
Для достижения поставленных целей должны быть решены шесть групп основных задач:
- Разработка и утверждение содержания профильного обучения (в том числе программ профильного обучения).
- Разработка, утверждение и экспериментальная апробация форм организации и организационных моделей профильного обучения на уровне отдельного образовательного учреждения.
- Переподготовка кадров для обучения по программам профильного обучения соответствующих типов.
- Ресурсное обеспечение реализации программ профильного обучения.
- Сертификация преподавателей и образовательных учреждений на право реализации программ профильного обучения.
- Управленческая реорганизация на уровне образовательного учреждения и вышестоящих уровней управления.
Для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старших классах (10-11 класс) необходима предпрофильная подготовка (профильная ориентация) учащихся (8-9 класс).
Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого–педагогической поддержки продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии выбора дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности старшеклассника к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Таким образом, профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.
Двадцатипятилетний опыт работы воспитателем Узянского детского дома позволяет утверждать о значимости грамотно организованной предпрофильной подготовки воспитанников разного возраста, открытия перед ними многообразия мира профессий, возможности оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
Предпрофильная подготовка учащихся, являясь обязательной для основной школы, имеет особое значение для детей-сирот, поскольку значительной части из них по окончании основной школы предстоит принятие жизненно важных социально-профессиональных решений в условиях крайне ограниченного жизненного практического опыта, без поддержки родителей.
Основная цель предпрофильной подготовки — ориентационная. Это означает, что ведущими задачами данного этапа обучения выступают ориентация, диагностика и самоопределение выпускников основной школы.
В условиях детского дома приобщение детей к труду, предпрофильную подготовку выполняют все педагогические работники в различных видах своей деятельности:
- Занятия в семьях «Пчелки» и «Теремок» по направлениям: «Я в трудовой жизни» (Знакомство с загадочным миром профессий, воспитание в труде…) и «Я дома – Я в семье» (труд по самообслуживанию, домашний труд, ведение домашнего хозяйства…) систематически ведут воспитатели.
- Знакомство с миром профессий через посещение профессиональных учебных заведений, проведение круглого стола, информационные стенды, встречи с людьми различных профессий организует социальный педагог.
- Работа в столярной и швейной мастерских курируется инструкторами по труду.
Определение ближайших целей, задач и содержания программы для воспитанников 8-9 классов, а также подбор методического материала положены в основу работы по направлению «Я в трудовой жизни».
Актуальность выбранного направления связана с миссией образовательного учреждения и определяется условиями, когда коммерция и предпринимательство стали реальностью, т.е. идет воспитание рынком и для рынка. При этом, важно создать такие условия жизни в детском доме, при которых будет воспитываться ребёнок, способный на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.
Миссия учреждения:
Реабилитация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Включение воспитанников в активное взаимодействие с окружающим миром через приобщение к познавательным, трудовым, духовным, ценностно-ориентированным, общественным видам деятельности. Подготовка выпускников к самостоятельной жизни.
Цель направления:
Адаптация воспитанников в учебной и трудовой деятельности для обеспечения социальной адаптации выпускников детского дома к рынку труда.
Формирование положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство.
Задачи:
- прививать детям чувство ответственности и самостоятельности при выполнении трудовых поручений.
- формировать умения и навыки труда в домашнем хозяйстве; инициативность и творчество в труде, самостоятельность, умение хорошо трудиться без контроля со стороны старших.
- дать начальные представления о сегодняшнем мире профессий, об их возможных классификациях, обеспечить становление процессов профессионального самоопределения.
- формировать навыки труда по обслуживанию себя, членов своей семьи, в домашнем хозяйстве.
- воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду других людей.
- формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности, как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
- вооружить воспитанников основными трудовыми умениями и навыками.
Содержание программы по направлению: «Я в трудовой жизни» для 8-9 классов представлено в табл.1
Таблица 1. Программа предпрофильной подготовки в 8-9 классах
Мероприятия |
Содержание |
8 класс |
|
Цикл бесед: «Моя семья» | Подготовка к самостоятельной жизни. |
Лекторий: «Твоя будущая профессия» | Закрепление знаний о профессиях. |
Беседа: «Могу», «Хочу», «Надо» – что важнее выборе профессии | Личные и профессиональные качества человека |
Цикл бесед: «Разнообразие мира медицинских профессий» |
|
Краткие профессиограммы основных медицинских профессий и специальностей |
|
Кл.час: «Я выбираю профессию медика» (беседа-диалог) |
|
Кл.час: «Здоровье школьников» или «Основы подростковой педиатрии» (ситуативный практикум) |
|
Беседы:«Свиноводство» | Формирование первоначальных умений в процессе инструктивных занятий:
|
Работа с землей и растениями | Формирование первоначальных умений в процессе инструктивных занятий. Организация опытнической работы на участке:
|
Работа в швейной и столярной мастерской. |
|
Беседа: «Моя профессия – Защитник Родины» |
|
Сводка «Профобразование» |
|
Беседа: «Молодежь и рынок труда» |
|
9 класс |
|
Портфолио профессионально-ориентационных диагностических методик | Встречи с психологом, соц.педагогом. Исследование способностей воспитанников по профессионально-диагностическими методикам:
|
Цикл бесед: «Удивительный мир педагогических профессий» |
|
Портфолио профориентационных методик педагогической направленности |
|
Кл.час: «Педагогические требования к учителю» (беседа-диалог) |
|
Кл.час: «Перспективы педагогических профессий» |
|
Цикл бесед: «Моя семья» |
|
Беседа: «Полеводство родного края» |
|
Беседы: «Твое личное подворье», «Хозяин и хозяйка сельского дома»Работы в плодоводстве
Работа в овощеводстве
Работа в тепличном хозяйстве
Работы в цветоводстве |
|
Производственный труд |
|
Экскурсии в ПТУ, ПУ, Лицеи, Колледжи, ВУЗы |
|
Обзор новых книг «Все о профессиях» |
|
Пресс-конференция.Решение пед.ситуаций предполагает постановку воспитанников в ситуацию выбора, внесение игровых элементов, принятие наиболее целесообразного решения. | Обыгрываются типы педагогических ситуаций (ситуации на выбор игровых элементов, принятие наиболее целесообразного решения:
|
Социально-ориентированная игра «Ищу работу» |
|
Игра «Открой свое дело» | Выработка умений принятия оптимальных социально-экономических решений, навыков ориентации в условиях рыночных отношений. Мини-группы разрабатывают свои проекты с решением следующих задач:
|
Беседа: «Сельские профессии» | Итоговые занятия по профессиональному самоопределению в сфере сельского хозяйства |
Введение ребенка в мир труда и профессий начинается задолго до предпрофильной подготовки, но на данном этапе приобретает особое значение, поскольку необходимо принимать решение для продолжения обучения.
Большую роль отводится всему педагогическому коллективу детского дома и особенно воспитателям, психологам и социальным педагогам, непосредственно работающим с конкретными детьми. Воспитанникам детского дома из-за их оторванности от реальной деятельности, необходима дополнительная разъяснительная работа по вопросам социально-экономического и производственного характера, структуры рынка труда и системы образования.
Работники детского дома взаимодействуют с педагогическим коллективом школы, ведущим предпрофильную подготовку, отслеживают результаты, учитывают индивидуальные особенности и интересы детей-сирот. Если дети определились с выбором профессии, воспитатели делают акцент на углубление информации.
В случае, когда подросток затрудняется в выборе профессии или его выбор не соответствует реальным возможностям и условиям, педагогам учреждения для детей-сирот необходимо совместно с педагогами образовательных учреждений расширить информацию о профессиях, востребованных и привлекательных. В этом большую роль может сыграть непосредственное знакомство с такими профессиями во время экскурсии на производство, встречи с выпускниками.
Одной из основных задач воспитателя является сбор и обобщение результатов диагностики детей, определение их интересов и способностей, выявление профессионально-образовательных устремлений и консультирование по вопросам формирования и последующей реализации жизненных и профессионально-образовательных планов. Воспитатель взаимодействует со специалистами, социальным педагогом и психологом, согласовывая выводы и действия по отношению к конкретному ребенку, организует встречи и консультации со специалистами.
Воспитатель, учитывая профессиональные и образовательные интересы ребенка, уровень подготовленности по предметам, которые важны для реализации намеченных замыслов, помогает воспитаннику определить факультативные занятия, согласует с учителями школ индивидуальные планы и задания, контролирует их выполнение.
Таким образом, предпрофильная подготовка — важнейшее средство введения детей-сирот в мир реальных отношений, формирования гражданской и профессиональной позиции. Знание, поддержка и развитие предпрофильной подготовки детей, осуществляемой в школе педагогами и воспитателями детского дома, развитие в системе дополнительного образования, общественно-полезного и производительного труда с участием общественных организаций и производственных структур, позволяют повысить эффективность социализации, трудового воспитания и профессиональной ориентации воспитанников детских домов.
Библиографический список
- Приказ Министерства образования РФ от 18 июля 2002 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
- Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р « О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы»
- Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., перераб. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 240 с.
- Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе: «Моя будующая профессия» / Н.Ф. Дик. – Росто н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.