УДК 159.9

О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ТИПОМ АКЦЕНТУАЛИЗАЦИИ ХАРАКТЕРА И ПОНИМАНИЕМ НАУЧНОГО ТЕКСТА СТУДЕНТАМИ-НЕФИЛОЛОГАМИ

Калашникова А.В.

Аннотация
Проведено пилотажное исследование связи стратегии понимания научного текста с психологическим типом личности (по К.Юнгу) и типом акцентуализации характера в рамках темы магистерской диссертации «Психологические факторы формирования стратегии понимания научного текста студентами-нефилологами» на примере студентов-нефилологов подготовительного факультета ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России с использованием самостоятельно синтезизированной методики, разработанной на основе существующего в математических науках кластерного метода (В.Ф. Петренко), анализа продуктов результата понимания текста, метода дифференциации эффективных путей понимания научного текста.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Калашникова А.В. О зависимости между типом акцентуализации характера и пониманием научного текста студентами-нефилологами // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/01/1557 (дата обращения: 29.10.2023).

Цель исследования: изучение зависимости между психологическими особенностями личности и формированием стратегии понимания

научного текста студентами-нефилологами.

Предмет исследования: индивидуально-психологические различия в понимании текста и их учет в процессе формирования навыков понимания.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать подходы к проблеме понимания текста и выявить стратегии понимания текста.

2. Исследовать индивидуально-психологические различия в понимании текста.

Гипотеза:

Принадлежность к конкретному психологическому типу обуславливает выбор стратегии понимания текста; эффективность понимания текста находится в прямой зависимости от психологических особенностей личности.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

1.      В группе испытуемых выявлена низкая способность к воспроизведению и эффективному пониманию научного текста как причинно-следственной структуры;

2.      Проблемы в понимании научного текста обусловлены индивидуально-психологическим планом, а именно – психологическим типом личности (наиболее приемлемый – интуитивный экстраверт).

Испытуемым предложены для чтения научные тексты (источник текстов: Попова Л.А., Бунеев Р.Н. Будущему врачу. Учебник русского языка медико-биологического профиля для студентов-иностранцев подготовительного факультета. — М., 1995.), процедура проведения аналогична первому этапу, но за основу взяты сформулированные Д. А. Леонтьевым и И. М. Павловой стратегии понимания текста и типы акцентуализации характера. Целью данного этапа является определение зависимости между акцентуализацией характера личности и формированием стратегии понимания научного текста [1].

Ниже приводится перечень стратегий свободных описаний текста и основные экспериментальные данные.

1. Сюжетная. Произведение описывается как цепь событий.

2. Эмоциональная. Фиксируется на основании присутствия в описаниях выражения общего эмоционального впечатления. Часто встречается в сочетаниях с сюжетной и персональной стратегиями.

3. Персональная. Признаком этой стратегии является то, что центральное место уделяется чертам характера героя или других персонажей. Встречается как в изолированном виде, так и в определенных сочетаниях.

4. Обобщающая. Рассматривается как одна из форм перехода от поверхностного описания хода событий и разрозненных эпизодов к вычленению основной идеи, смысла и сути произведения. Ее признаком является обобщенное сообщение или перечисление того, о чем идет речь в произведении. Встречается как изолированно, так и в сочетании с персональной и фрагментарной стратегиями.

5. Резюмирующая. Особенность стратегии заключается в том, что суть произведения выражается чужими словами, используются афоризмы, пословицы, поговорки.

6. Аналитическая. Характерно использование литературоведческих штампов. Часто встречается в сочетании с резюмирующей.

7. Стилистическая. Ее признаком является описание особенностей языка произведения. У детей это в достаточной степени поверхностные описания слога, у взрослых — более развернутые.

8. Фрагментарная. Признаком этой стратегии является описание отдельных ярких эпизодов вместо описания произведения в целом. Встречается как изолированно, так и в сочетаниях с персональной и обобщающей стратегиями.

9. Интерпретирующая. Выражается в высказывании и развитии общих соображений, ассоциативно отталкивающихся от идеи произведения.

10. Авторская. Для нее характерна попытка проникнуть в замысел автора и особенности его мировоззрения. Встречается у детей, начиная с подросткового возраста, и у взрослых в сочетаниях с другими стратегиями. В некоторых случаях встречаются описания того, что дала книга читателю, какое впечатление произвела, что изменила в его душе, личности в целом [2].

Наиболее целесообразными для понимания научного текста являются аналитическая, резюмирующая и интерпретирующая стратегии понимания текста, так как эти стратегии представляют научный текст как детерминированную систему, включающую ядро с ключевыми единицами, отводимые от ядра периферические связи и отделяемые второстепенные аспекты.

Исследование показало, что 50 % испытуемых понимание научного текста осознают как сюжетное воспроизведение фрагментов сегментов, а не как причинно-следственную конструкцию, 16 % испытуемых включают в воспроизведение второстепенные элементы  и лишь 3-5 % испытуемых способны к аналитико-резюмирующему пониманию научного текста.

Далее представим разработанную нами таблицу (табл. 1) соответствия стратегии понимания научного текста и типа акцентуализации характера личности, где черным цветом отмечена ведущая стратегия, темно-серым – стратегии, имеющие меньшую частотность и светло-серым – не характерные данному типу стратегии понимании научного текста.

Таблица 1. Соответствие стратегии понимания научного текста и типа акцентуализации характера личности

Акцентуализация характера

Стратегия понимания текста

сюжетная эмоциональная персональная обобщающая резюмирующая аналитическая стилистическая фрагментарная интерпретирующая авторская
Гипертимный
Циклоидный
Лабильный
Сензетивный
Психастенический
Шизоидный
Эпилептоидный
Истероидный
Неустойчивый

По результатам второго этапа исследования можно установить зависимость между стратегией понимания научного текста и отнесенностью к типу акцентуализации характера. Анализ теоретического материала показал, что наиболее эффективными для понимания научного текста являются аналитическая, резюмирующая и интерпретирующая стратегии. В соответствии с разработанной таблицей аналитическая, резюмирующая и интерпретирующая стратегии характерны соответственно для циклоидного, психастенического и лабильного типа акцентуализации характера, причем для психастенического типа характерны все три стратегии.

По результатам поэтапного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В группе испытуемых выявлена низкая способность к воспроизведению и эффективному пониманию научного текста как причинно-следственной структуры;
  2. Проблемы в понимании научного текста обусловлены индивидуально-психологическим планом, а именно – психологическим типом личности (наиболее приемлемый – интуитивный экстраверт). Акцент именно на этом типе объясняется тем, что для него характерны:
  • дифференцированная функция мышления
  • интуиция в направлении поиска нового
  • способность к поиску новых возможностей во внешнем мире
  • несмотря на рациональность мышления, он противник длительной стабильности
  • интуитивное понимание процессов и явлений
  • способности к логическому анализу
  • мышление соединяясь с интуицией может проникать внутрь, то есть не оставляет без внимания то, что может быть обнаружено посредством догадки (внезапного озарения)
  • способность целостного охвата явления

Перечисленные характеристики имеют ведущее значение в успешном понимании научного текста как целостного умозаключения с внутренними связями и отношениями между единицами.

  1. Путём сопоставления экспериментально полученных данных и разработанной таблицы было выявлено, что для эффективного понимания научного текста приемлемы аналитическая, резюмирующая и интерпретационная стратегии, что согласно таблице
    соответствует циклоидному, психастеническому и лабильному типу акцентуализации характера. При этом для психастенического типа характерны все три стратегии понимания научного текста, что обусловлено характерным для данного типа стремлением к рассуждениям, выявлению причинно-следственных связей и зависимостей внутри текста.
  2. Заключительный этап исследования продемонстрировал, что эффективное аналитико-резюмирующее понимание научного текста возможно при условии принадлежности к интуитивному экстраверту как психологическому типу личности в сочетании с психастеническим (лабильным или циклоидным) типом акцентуализации характера.

Библиографический список
  1. Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2009.
  2. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В Психологический анализ рисунка и текста.  СПб.: Речь, 2006.


Все статьи автора «Anastasia Kalashnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: