УДК 37

ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ШАХМАТИСТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО СБОРА

Прудникова Е.А.
ГБОУ ЦО №1883 «Бутово»
к.п.н., педагог дополнительного образования

Ключевые слова: стрессоустойчивость, учебно-тренировочный сбор


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Прудникова Е.А. Повышения стрессоустойчивости шахматистов в условиях учебно-тренировочного сбора // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/02/1761 (дата обращения: 28.10.2023).

Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире. В настоящее время существует тенденция, использования шахмат, прежде всего как средство воспитания современного подрастающего поколения, как инструмент развития личности ребенка, его творческих и интеллектуальных способностей. При этом сохранение здоровья является одним из важных объективных условий формирования личности ребенка. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и  долголетия личности. Повышение стрессоустойчивости у шахматистов является важной задачей, так как шахматы, как вид спорта, предъявляют серьезные требования к личности: шахматная тренировка длиться до семи часов в день, соревнования проходят в течение двух-трех недель.

Успешность шахматиста в соревнованиях зависит не только от его шахматного мастерства, но от уровня тактической, физической и психической подготовленности. Поэтому в психической подготовленности шахматиста особое место занимает повышение уровня стрессоустойчивости.

Анализ литературы показал, что про­блема повышения стрессоустойчивости в шахматах разработана пока недостаточно. Это позволяет предположить, что на практике не используются педагогический потенциал учебно-тренировочного сбора для повышения  стрессоустойчивости шахматистов.

Изучение литературы позволило определить стрессоустойчивость как психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать личностно-значимые  задачи без потерь (физических и психических), то есть находясь в состоянии психофизического равновесия (3).

Состояние психологического стресса у шахматиста часто сопровождается следующими негативными проявлениями: чувством бессилия (переживается как ощущение снижения собственных возможностей, чувство неуверенности в правильности действий, своих сил, в самом себе), расстройством внимания (происходит снижение объема внимания, нарушаются процессы переключения и перераспределения, снижается способность к концентрации внимания), нарушением памяти (ухудшаются как процессы запоминания, так и процессы удержания информации), нарушением мышления (существенно снижается эффективность процессов мышления за счет стереотипности мышления, подмены поиска новых решений готовыми шаблонными ответами, снижается скорость мыслительных процессов), ослаблением воли (снижается выдержка, решительность, настойчивость), ухудшение взаимоотношений с другими людьми: с тренером, с участниками команды, нарушением сна, следовательно, и режима отдыха (1).

Причины возникновения стресса у шахматистов можно подразделить на 3 группы: причины возраста (связанные с подростковым кризисом, особенностями его протекания), причины деятельности – типичные причины, связанные с занятием шахматами, соревновательной и тренировочной деятельностями, взаимоотношения с тренером, индивидуально-психологические факторы – типичные причины возникновения стресса у шахматистов подросткового возраста, непосредственно связанные с особенностями личности, эмоциональность, чувствительность.

Учебно-тренировочный сбор обладает большим педагогическим потенциалом в повышения стрессоустойчивости шахматистов. Данный потенциал характеризуется: соблюдением режима учебно-тренировочного сбора; закрытостью группы, проведения всех видов мероприятий учебно-тренировочного сбора и наличием групп одного возрастного состава; высоким уровнем мотивации подростков на занятия, получение новых знаний, умений, навыков; индивидуальным и комплексным подходом к личности ребенка; тренировочным, а не соревновательным процессом во время учебно-тренировочного сбора.

Исследования положительного опыта проведения УТС с детьми позволило разработать технологию повышения стрессоустойчивости шахматистов подросткового возраста.

Данная технология повышения стрессоустойчивости представляет собой поэтапную деятельность тренеров, организаторов шахматной работы, самих детей, направленную на их адаптацию в условиях УТС, на обеспечение максимальных благоприятных  условий для проявления и роста  индивидуального мастерства, на повышение уровня стрессоустойчивости. То есть,  работа должна проводиться в трех основных направлениях: повышение уровня стрессоустойчивости у шахматистов, снижение их тревожности, и обеспечение условия для снижения влияния на детей стрессовых факторов в условиях УТС.

Повышение уровня стрессоустойчивости реализуется с помощью:

  • включения подростка в разнообразную и содержательную социально-культурную деятельность во всем ее многообразии (работа по этому направлению велась по программе В.А. Родионова и соавторов «Антистресс» см. приложение 1);
  •  интеграции личности в среду учебно-тренировочного сбора;
  •  развития психологической готовности к стрессу;
  •  развития навыков саморегуляции, социальной адаптации и эффективной коммуникации;
  •  расширения поведенческих стратегий;
  •  развития навыков эффективного поведения в стрессовой ситуации.

Обеспечение условий для снижения влияния на подростков стрессовых факторов реализуется в отказе от методики негативного стимулирования; снятия конфликтных отношений с подростками, психологических и физических перегрузок; создание ситуаций успеха, атмосферы сотрудничества и сотворчества, познавательной мотивации и интересе к изучаемому материалу; эмоциональности всех видов деятельности.

Таким образом, выявлены условия эффективного использования технологии повышения стрессоустойчивости шахматистов подросткового возраста в условиях учебно-тренировочного сбора.

. •      целесообразно включить в учебно-тренировочный сбор мероприятия, направленные на стимулирование самопроявления шахматиста не только в шахматах, но и в других видах деятельности: спорте, досуге, групповых дискуссиях.

•        обращать внимание и с великой ответственностью проявлять личную эмоциональную устойчивость, владеть приемами саморегуляции в состоянии стресса и демонстрировать пример самообладания как во время учебно-тренировочного сбора, так  и во время соревнований.

•        создавать личностно-ориентированные условия способствующие повышению психологического напряжения, и побуждать шахматистов подросткового возраста к устойчивому самопроявлению, формируя опыт успешной саморегуляции в состоянии стресса.

 

Список литературы:

  1. Акимова, Л.Н. Психология спорта [Текст] : Курс лекций / Л.Н. Акимова. – Одесса : Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.
  2. Ботвинник, М.М. Метод подготовки к соревнованиям [Текст] / М.М.Ботвинник. – М : Межрегиональный общественный фонд «Михаил Ботвинник», – 1996. – 78 с.
  3. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус ; под ред. Л. Леви / / Эмоциональный стресс. – Ленинград : Медицина, 1970. – С. 178-208.
  4. Меньщикова, А.Л. Публичность соревнований, как фактор психологического воздействия на личность [Текст] / А.Л. Меньщиков     / / Хрестоматия «Спортивная психология в трудах отечественных специалистов». – СПб. : Питер, 2002. – С.355-36

         Приложение 1.

Программа «Антистресс»

(занятия с подростками)

Авторы: В. РОДИОНОВ, М. СТУПНИЦКАЯ, К. СТУПНИЦКАЯ

Опыт, который подростки приобретут на предлагаемых занятиях, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подростков этого возраста.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1:ПРИНЯТИЕ ГРУППОВЫХ ПРАВИЛ

Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

ЗАНЯТИЕ 2: СТРЕСС: ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Цель. Формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.

ЗАНЯТИЕ 3: СТРЕСС И ЭМОЦИИ – РАСПОЗНАВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

Цель. Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формирование навыка распознавания и принятия этих эмоций; обучение навыкам конструктивного выражения эмоции злости.

ЗАНЯТИЕ 4: СТРЕСС И ЭМОЦИИ: – САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Цель. Закрепление представлений о функциях негативных эмоций, возникающих при стрессе. Формирование умения управлять негативными эмоциями, навыков саморегуляции в ситуации стресса.

ЗАНЯТИЕ 5: СТРЕСС И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы; развитие навыков уверенного поведения. Формирование представлений о связи стресса со способами поведения. Формирование умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей.

ЗАНЯТИЕ 6: CТРЕСС И КОНФЛИКТЫ

Цель. Развитие представлений о житейских конфликтах между людьми, о связи конфликтных ситуаций со стрессовыми переживаниями; формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

ЗАНЯТИЕ 7: CТРЕСС И ЦЕЙТНОТ

Цель. Формировать представления о причинно-следственной связи между острой нехваткой времени и стрессовыми переживаниями; развивать навыки рационального планирования собственных нагрузок с целью профилактики стресса при цейтноте.

ЗАНЯТИЕ 8: CТРЕСС И ОСТРЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Цель. Развитие представлений о связи стресса с неординарными переживаниями, формирование стремления к социально приемлемым формам удовлетворения потребности в острых ощущениях.

ЗАНЯТИЕ 9: СТРЕСС И ОПАСНОСТЬ

Цель. Развитие представлений о связи опасности и стресса, об опасных жизненных ситуациях; формирование тактики поведения в опасной ситуации, понимания, что многие опасности возникают из-за неправильного поведения подростков, убеждения в том, что стремление избегать или минимизировать опасность и обращаться за помощью к окружающим является проявлением осмотрительности и зрелости.

ЗАНЯТИЕ 10: ЭКСПЕРТЫ ПО СТРЕССУ

Цель. Обобщение полученного в ходе тренинговых занятий опыта, отработка стратегий управления стрессом в типичных для подростков жизненных ситуациях.



Все статьи автора «Прудникова Екатерина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: