Проблемы современного отечественного образования являются предметом нескончаемых дискуссий и дебатов, не только в средствах массовой информации, но и в общественных и государственных структурах. Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.
Так середины 80-х гг. XX века в России произошли значительные политические, экономические и социальные преобразования, которые оказали существенное влияние на появление в стране новых молодежных течений, движений и группировок.
Некоторые из них, возникшие в самом начале прошлого века как спонтанные, музыкальные или другие субкультурные сообщества, постепенно переродились в хорошо организованные агрессивные группировки. В начале 90-х гг. XX века они уже стали носить явно экстремистский характер, все более прогрессируя в этом направлении [3, с. 75].
В настоящее время тема экстремизма является чрезвычайно актуальной, особенно для полиэтнических и поликонфессиональных регионов нашей страны. В этой связи можно особо выделить Оренбуржье, на территории которого по последним данным проживают представители более 120 этнических групп [6, с. 6].
В России ежегодно совершается несколько сотен нападений и десятки убийств на почве этнической ненависти. Для того, чтобы представить себе масштабы проблемы организованного насилия на почве этнической вражды и расовой ненависти достаточно взглянуть на статистику по материалам мониторинга Московского бюро по правам человека. За 2009 г. более 60 человек разных национальностей, в том числе и русских, были убиты и более 250 пострадали [7, с. 12].
Существует ряд особенностей, характерных для современного российского экстремизма:
1. Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 – 18 лет недавно окончившие школу. Именно этот возраст является наиболее оптимальным для «впитывания» радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей.
2. Активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.
Заметим также, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок) [2, с. 26]. Но так было не всегда.
Молодежный экстремизм как массовое явление начал проявлять себя лишь в последнее десятилетие нашей жизни.
Стоит задаться вопросом: почему у молодежи сегодня возникают столь радикальные, экстремистские мысли?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо остановиться на том, что представляет собой подростковый возраст, с точки зрения процесса психосоциального становления, роста и развития личности в указанный период.
Для молодежи привлекательны такие установки, как жертвенность, романтика риска, возможность самоутвердиться, почувствовать себя “спасителем человечества”, и именно этого помогает добиться экстремистская деятельность, дающая столь важную для подрастающего поколения собственную, хотя и «иллюзорную» значимость [5, с. 383].
Но не стоит забывать о том, что по мере формирования, таких новообразований, как потребность в самоутверждении и большей социальной активности, развиваются гражданские и патриотические чувства, которым, на наш взгляд, в последнее время не уделяется должного внимания, хотя именно гражданственность и патриотизм являются достойной альтернативой экстремизму.
Как уже было сказано, особенности психического развития подростка создают благоприятные предпосылки для ориентации на ценности гражданина и патриота. В них зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления, вырабатывать собственные взгляды на окружающую действительность, на нравственные требования и оценки. Интересы подростков становятся более устойчивыми, разнообразными, связанными с их деятельностным отношением к окружающему, выраженной потребностью участвовать во всех видах деятельности. Гражданская и патриотическая деятельность в связи с этим вызывает у них интерес [5, с. 24]. Однако, на сегодняшний день, в условиях общего падения культуры, отсутствия должного уровня духовного, гражданского, интернационального воспитания, современное российское общество, по нашему мнению, не в состоянии повсеместно предложить подрастающему поколению активное участие в гражданской и патриотической деятельности.
Кроме того, распространение этнического экстремизма и ксенофобии среди молодёжи Оренбуржья осложняется и рядом следующих обстоятельств: во-первых, приграничное расположение Оренбургской области ведёт к притоку дешёвых трудовых ресурсов из-за рубежа. В результате чего происходит некая конкурентная «борьба» за рабочие места, что естественно не способствует спокойной обстановке. Во-вторых, одним из условий развития противоправной деятельности может являться низкий уровень социально-экономического развития приграничных районов [1, с. 8].
Таким образом, сложное положение молодежи в современном обществе, бескомпромиссность, свойственная этой возрастной и недостатки государственной молодежной политики России делает экстремизм молодежным явлением.
Министр культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области Виктор Александрович Шориков (19 апреля2012 г.) озвучил результаты этнографического мониторинга, проведенного в области, согласно которому, по сравнению с2011 г., наблюдается некоторое снижение уровня этнической толерантности и увеличение количества экстремистки настроенной молодежи [8, с. 1]. В связи с чем, актуальным становится изучение уровня экстремистского сознания и поведения в среде обучающихся образовательных учреждений.
Поэтому целью нашего исследования стало определение уровня экстремистского сознания и поведения в образовательной среде колледжа. Эмпирическое исследование было проведено на базе ГБОУ СГО «Оренбургский государственный колледж» г. Оренбурга в период с марта по апрель 2012 г.
Респондентами выступали учащиеся первого курса в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 150 человек.
Исследование проводилось методом анкетного опроса. В качестве квотных признаков выступали: место жительства, пол и возраст учащихся.
Поскольку лишь незначительное число молодых людей включено в деятельность молодежных организаций экстремистского характера (их доля на сегодняшний день составляет менее 1 %), то полученные результаты позволяют утверждать, что в настоящее время состояние межэтнических отношений в «ОГК» не относится к числу наиболее острых проблем данного образовательного учреждения. Однако, несмотря на незначительную долю молодых людей в той или иной мере вовлечённых в экстремистские действия, были выявлены некоторые особенности молодёжного сознания, которые, не являясь экстремистскими по своей сути, формируют предрасположенность к экстремизму и ксенофобии, так как содержат ряд установок, предрасполагающих к восприятию экстремистских мифов.
К примеру, на вопрос «есть ли нации с представителями которых Вы стараетесь не общаться?» более 30% учащихся ответили «таких наций немного, но они есть». В то же время 38% респондентов утвердительно ответили на вопрос о том, проявляли ли они нетерпимость к представителям другой нации или же веры, будь-то на словах, в мыслях или же на деле.
Так же, несмотря на спокойную обстановку в сфере межнациональных отношений в образовательном учреждении, более 20% опрошенных заявили, что сталкивались с проявлениями национальной нетерпимости. При чём, 34% респондентов отметили, что чаще всего встречались с неуважением к культуре или обычаям своей национальности на улице, в общественных местах или в школе. Это может свидетельствовать о распространенности бытового национализма.
Вместе с тем, результаты опроса показали, что уровень информированности и компетентности учащихся в вопросах экстремизма достаточно низкий, так к признакам экстремизма только 26% респондентов отнесли терроризм, менее 9% отметили возбуждение национальной и религиозной розни. Конституциональные же признаки экстремизма, такие как нарушение целостности России и насильственное изменение основ конституционного строя отметили лишь 12% опрошенных.
В целом полученные результаты подтверждают, что учащиеся «ОГК» в сфере межнациональных отношений в достаточной мере толерантны и в своём большинстве сдержанно позитивно относятся к взаимодействию с представителями некоренной национальности в различных сферах общественной жизни. Тем не менее, низкая информированность и компетентность учащихся в вопросах экстремизма и распространенность бытового национализма могут говорить о недостаточном внимании к проблеме работы с молодежью в направлении профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.
Характерной особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, научного мировоззрения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. И особое внимание здесь должно быть уделено молодежи, так как довольно часто фиксируются случаи насилия и агрессии в стенах общеобразовательных учреждений.
Отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде в Оренбургской области на сегодняшний день – свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Вместе с тем, текущие социально-экономические, миграционные, общественно-политические процессы и их возможные последствия ставят перед органами государственной власти и местного самоуправления, новые задачи, которые необходимо решать и в рамках деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде.
Библиографический список
- Амелин В.В. Научная деятельность по изучению этнической истории и этнографии народов Оренбуржья // Этнокультурная мозаика Оренбуржья, № 3. – 2005. С. 7 – 10.
- Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в России. – «История государства и права», издательская группа «Юрист», № 11, 2007. (0,3 п.л.)
- Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодёжной среде: диагностика и перспективы преодоления. // Мир России №1. – 2011. С. 74 – 87.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с.
- Основы военно-патриотического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Преподаватель начального военного обучения и физического воспитания» Под ред. Средина Г.В. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
- Региональная этнокультурная политика, межэтнические и этнокофессиональные отношения в Оренбуржье. Ежегодный доклад, 2011 год. Оренбург, 2011. С. 6.
- Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения. // Социологические исследования № 12. – 2009. С. 3 – 15
- Пресс-служба Губернатора и Правительства Оренбургской области. Электронный ресурс: http://orinfo.ru/n/60984