В последние десятилетия в научной литературе достаточно широко обсуждается вопрос о профессиональном становлении личности. Данный факт объясняется многими причинами, главной из которых мы считаем потребность современного «информационного» общества в новом типе специалистов, обладающих развитыми профессиональными компетенциями. Качество профессионального образования во многом определяет развитие общества в целом, поэтому именно этот этап образовательной системы вызывает пристальный интерес у исследователей. Многие из них с прискорбием отмечают тот факт, что в настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности специалистов, и фактическим уровнем готовности выпускников средних и высших учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных обязанностей.
Не обошли стороной эти проблемы и педагогическую профессию, как полагает В.А. Сластёнин, технократический подход в педагогическом образовании последних десятилетий XX столетия вызвал «отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика» [1, с. 59]. Следствием этого стало резкое снижение социального статуса учительства, престижа и ценностной значимости самой профессии. Все это привело к необходимости новых подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Данные инновационные подходы связаны с обновлением структуры и содержания образования, заключающейся в создании единого образовательно-воспитательного пространства вуза.
Новая модель образовательно-воспитательной деятельности активно осваивается многими российскими университетами, среди них – Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, в котором на основе гуманистического, личностно ориентированного, культурологического, системно-деятельностного подходов была разработана концепция целостной образовательно-воспитательной системы, включающая в себя следующие компоненты:
- Единство и целостность образования и воспитания, создающие внешние и внутренние условия для развития и саморазвития человека в процессе освоения им ценностей культуры.
- Гуманистические приоритеты образовательно-воспитательной деятельности.
- Культурологическая направленность системы воспитательной работы.
- Личностно ориентированное воспитание и образование.
- Профессионализм и творчество преподавателя.
- Педагогика успеха как условие личностных и профессиональных достижений будущих учителей [2, с. 108-109].
Как мы можем отметить, перечисленные компоненты направлены не только на формирование у студентов определенного комплекса знаний, но и на развитие их личностных качеств, эмоционально-нравственной, эстетической сферы. Ведь сам процесс образования – это формирование облика Человека в самом себе, складывающегося под влиянием духовных ценностей культуры.
Эстетическое воспитание всегда было одним из важнейших компонентов духовного развития личности, способствующим становлению его творческого потенциала, «формированию и развитию эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности» [3, с. 625] и, конечно же, становлению базовой культуры личности (О.С. Газман, В.А. Сластёнин) в целостном педагогическом процессе.
В современной научной педагогической литературе существует множество определений данного феномена, но мы, опираясь на труды виднейших исследователей в этой области (Э.А. Верба, М.С. Кагана, Л.П. Печко, Н.И. Киященко), предлагаем определять эстетическую культуру личности как интегральную философскую категорию, обладающую положительной семантикой, содержательной и сущностной стороной. И если в содержание эстетической культуры входят эстетические знания, переживания, суждения, оценки, ценности, нормы и идеалы поведения, эстетическое сознание, вкус и творческие способности, то сущностный аспект заключается в определении исходного начала, источника изучения. Таким исходным началом, на наш взгляд, является творческая эстетическая деятельность человечества по созданию прекрасного в жизни и осмыслению его, присущая людям с давних времен и не умирающая до сих пор.
Работа по созданию предпосылок для становления эстетической культуры студентов предполагает систематизированное представление о том, из чего слагается эта культура, какие психологические процессы лежат в ее основе, какие эстетические факторы влияют на личность. В этом случае, процесс становления эстетической культуры основывается на организации определенных педагогических условий, направленных на развитие целостной, гармоничной и творчески активной личности. Этот процесс может быть рассмотрен как поступательное развитие некой системы взаимообусловленных компонентов. Подобными условиями может стать эстетизация образовательной среды, организация творческой личностной и коллективно значимой деятельности, формирование системы ценностей, нравственных императивов, атмосферы эмоционального благополучия и профессионального успеха, содействие развитию связей между вузом и школой, вузом и учреждениями культуры. Реализация условий требует определение системы средств, способствующих эстетическому становлению личности. Среди них мы можем выделить: учебный потенциал предметов общекультурного цикла, активные формы учебных занятий, курс по выбору «Основы эстетической культуры», проведение занятий на базе социокультурных учреждений (театров, музеев и др.), выполнение студентами научных и творческих исследований в области эстетического воспитания, работа в школах и детских центрах по организации досуга детей, проведение детского городского праздника, участие в конкурсе профессионального мастерства.
Перечисленные педагогические условия и средства входят в содержание общекультурного блока многоуровневой структуры педагогического образования, обоснованного в работах В.А. Сластёнина и И.Ф. Исаева [1]. Данный блок, включающий в себя 25 % учебного времени, призван обеспечить развитие мировоззрения учителя, жизненное и профессиональное самоопределение, понимание им сущностных характеристик мира культуры.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать становление эстетической культуры будущих учителей как одно из важнейших направлений работы современной образовательно-воспитательной системы вуза. С одной стороны, этот процесс напрямую связан с учебно-воспитательными задачами, которые ставит перед собою профессиональное образование, а с другой – он предусматривает свободный выбор студентов, ориентацию их на педагогическую деятельность, творческий компонент в обучении, возможный при проведении коллективно-творческих мероприятий с детьми, а также при посещении учреждений культуры: музеев, театров, художественных выставок.
Именно на этой основе нами была разработана концептуальная модель становления эстетической культуры будущих учителей, предусматривающая учебную и практическую виды деятельности. Стержнеобразующим содержанием данной модели является именно практическая педагогическая деятельность студентов, позволяющая им почувствовать интерес к общению с детьми, осознать свои возможности в профессиональной деятельности, развить ценностные ориентации и личностные качества.
Широко известен научный тезис о том, что в деле образования только учитель с высокоразвитыми личностными качествами может воспитать гармонично сформированную личность ученика. Процесс воспитания часто сравнивают с искусством. «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика» [4, с. 105], – писал В.А. Сухомлинский. В идеальном понимании учитель был и остается для своих учеников воплощением образца поведения. Через общение, взаимодействие с таким учителем дети принимают и стремятся воплотить в своей жизни его нормы и ценности поведения, личностные качества. Учитель с высокоразвитой эстетической культурой способен воспитать ее и в своих учениках. А это очень важное качество личности, в определении значения которого вспоминаются слова академика Д.С. Лихачева, сказанные им в адрес искусства:«Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, она делает его добрее, а следовательно, и счастливее» [5, с. 80].
По нашему мнению, эстетическая культура является важнейшим компонентом общей педагогической культуры учителя [6].
Библиографический список
- Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М. : Школьная пресса, 2004.
- Гребенкина Л.К. Воспитательный потенциал вуза в профессиональном становлении личности / Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина // Известия Российской академии образования. № 1. 2005. С. 108–109.
- Печко Л.П. Эстетическое воспитание / Российская педагогическая энциклопедия. М. Т. 2.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1988.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.
- Грицай Л.А Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях: дисс. … канд. пед. наук. Рязань, 2008.