РЕАЛИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Бабичева Е.А., Брысина О.П., Головкина М.М.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Бабичева Е.А., Брысина О.П., Головкина М.М. Реализация добровольческих инициатив в специальной общеобразовательной школе закрытого типа // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/03/238 (дата обращения: 28.10.2023).

В 2011 году мы, студенты Алтайского государственного университета, стали участниками студенческого отряда быстрого реагирования «СОБР». Этот отряд волонтеров создан при кафедре социальной работы Алтайского государственного университета. Его деятельность направлена на оказание помощи и поддержки несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом: состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, условно осужденным, вышедшим из воспитательных колоний.
Одной из форм работы волонтеров с целевой группой является выездной семинар-интенсив, который проводится на базе учреждений системы профилактики с целью развития у несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, сети социальных контактов в вопросах оказания им комплексной социально-психолого-педагогической и правовой помощи и поддержки, приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Выездные семинары интенсивы студенческого отряда быстрого реагирования проводятся в рамках проекта «Организация реабилитационного пространства для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в контексте развития и поддержки студенческих социально-правовых инициатив», поддержанного Правозащитным движением «Сопротивление» и при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года №127-рп.
В феврале 2012 года пилотной площадкой для такого семинара стала Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа (г. Камень-на-Оби).
Несмотря на то, что данное учреждение является закрытым, необходимо отметить, что педагогический коллектив и коллектив воспитанников открыты для сотрудничества.
Проведенный совместно со специалистами спецшколы нами выездной семинар-интенсив – двухступенчатый.
На первой ступени волонтеры знакомились со спецификой, опытом индивидуальной профилактической работы в учреждении. Так, мы узнали, что спецшкола была открыта в 1965 году, поступают сюда дети в возрасте от 11 до 14 лет, по Постановлению суда, преступившие закон и нуждающиеся в особых условиях содержания и воспитания. Пребывание в ней не является для несовершеннолетнего судимостью. Помещаются ребята в школу на срок не более трёх лет, содержатся до 18 лет. Воспитанники в школе находятся на полном государственном обеспечении. Деятельность учреждения направлена на преодоление последствий школьной и социальной дезадаптации подростков, формирование у них сознательной потребности в получении образования, способности к самооценке, навыков самоконтроля и реализации своих творческих возможностей. В ходе реализации реабилитационного процесса происходит взаимодействие учебно-воспитательных, психологических, учебно-производственных, социальных, медицинских и иных служб. При содержании, воспитании и обучении подростков учитываются их возрастные, психологические и физические особенности. С воспитанниками проводится психокоррекционная работа, которая основывается на индивидуальной социально-психологической диагностике, организации оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятия общественно-полезной деятельностью, личное время воспитанников. Несовершеннолетним обеспечена полная безопасность и их максимальная защищённость от негативного влияния социума. В работе учреждения используются разноуровневые образовательные программы, позволяющие обеспечить общеобразовательную подготовку, профессиональную ориентацию и социально-трудовую адаптацию ребят, их подготовку к самостоятельной жизни в обществе. С учётом особенностей контингента, одним из важнейших направлений деятельности учреждения является социально-педагогическая профилактика правонарушений и асоциального образа жизни. Данная работа проводится совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, другими органами и учреждениями системы профилактики. Не последнюю роль в организации воспитательной и реабилитационной работы учреждения занимает внеурочная деятельность (досуг, отдых, в том числе в летний период), что включает занятия в кружках, спортивных секциях, организацию и проведение конкурсов, туристических походов. Большое внимание уделяется гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, подготовке юношей к службе в армии. В целях формирования у подростков здорового образа жизни, профилактики наркомании и других заболеваний реализуются программы лечебно-оздоровительных мероприятий. Выпускаются юноши из учреждения по решению суда (как по истечении срока пребывания, так и досрочно) по предварительному предложению администрации школы в Комиссию по делам несовершеннолетних города о досрочном выпуске воспитанника, если он закончил 9 классов и в виду исправления не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия. После выпуска за несовершеннолетним ведется наблюдение, проводится анкетирование.
На второй ступени волонтеры выступали субъектами индивидуальной профилактикой работы, организаторами интерактивного взаимодействия с подростками. Полученные сведения о школе позволяют проектировать модели взаимодействия с воспитанниками, направленные на предупреждение возможных барьеров в общении. Трудности в коммуникации прогнозируемы, они обусловлены особенностями социально-демографического портрета несовершеннолетних. В школе обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (50%); почти каждый третий ребенок из неполной неблагополучной семьи; почти треть (33%) – это ребята из многодетных семей; у пятой части воспитанников один из родителей находится в местах лишения свободы, либо был ранее под стражей; 2 мальчика, имеют инвалидность. В спецшколу направляются несовершеннолетние, совершившие несколько правонарушений, самые распространенные – это кража, бродяжничество, избиение, хулиганство, угон транспорта. Большой процент подростков поступает в школу с отставанием в учебной программе. До поступления в спецшколу подростки по году и более не обучались, некоторые имеют неполное начальное образование, большие пробелы в знаниях, порой некоторые не умеют читать и писать. Для установления контакта с воспитанниками, создания благоприятного социально-психологического климата, ситуации успеха для подростка, преодоления и личностного роста мы выбрали модель взаимодействия «игровая конкурсная программа». Это не соревнование, а деятельность, стимулирующая подвижность ребят, их активность. В игровой конкурсной программе приняли участие 30 ребят. В ходе программы были использованы игры на знакомство (упражнение «меня зовут, я люблю…»), на снятие эмоционального напряжения и развитие речевого аппарата (кричалка «Спартак – Динамо»), на координацию работы в группе (упражнение «чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой…»), а также подвижные игры, методики на приобщение к общечеловеческим ценностям, бесконфликтное общение. Для приобщения ребят к здоровому образу жизни и знакомства с молодежными ценностями был показан видеоролик о нашем университете. Несмотря на то, что мы общались с подростками чуть более часа, ребята и мы получили удовлетворение от совместной деятельности. Доказательства этого можно было увидеть в глазах ребят, в упражнении «Ладошки», где каждый участник, обведя свою ладошку на ватмане, мог оставить свои комментарии, пожелания друг другу. Сплочение волонтеров и ребят можно было наблюдать и в завершении программы, когда все вместе пели песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» и оставляли друг другу автографы в блокнотах СОБРа.
Участие в такого рода выездных семинарах-интенсивах позволяет не только волонтерам – будущим специалистам стать субъектами, оказывающими социально-психологические, социально-правовые и социально-педагогические услуги, но и развивать свои профессиональные компетенции в сферах познания и коммуникации, а также профессионально-личностные качества – доброжелательность, инициативность, творчество, оперативность принятия решения, толерантность.



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: