УДК 27

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Петрова Людмила Арсентиевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева
директор

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Петрова Л.А. Современный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/03/264 (дата обращения: 28.10.2023).

В своем Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев отметил: «Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность…В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования».
Отвечая на социальный заказ Президента России, был разработан проект обновления стандартов образования, который внедряется в практику уже в следующем учебном году. В новом образовательном стандарте ключевая роль отводится духовно-нравственному воспитанию личности. И именно новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором в целенаправленном духовно-нравственном развитии личности.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота ;гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Исходя из этого мы поставили перед собой следующую цель: формирование духовно-нравственных качеств личности с использованием инновационных методов обучения и воспитания.
В основу нашей педагогической концепции легли следующие принципы: целостности: обучение и воспитание должны стать единой системой; гуманизации: помогает учащимся правильно ориентироваться в системе ценностей; развития творческих, исследовательских, проектных способностей: предполагает выявление и развитие у учащихся индивидуальных склонностей и способностей; субъективности: учащиеся осознают свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливают свои поступки, предвидят их последствия.
Одним из инновационных методов, который лег в основу нашей педагогической концепции по формированию духовно-нравственных качеств личности у учащихся – это метод интеграции.
Благодаря интеграции, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения повторов, неизбежных при преподавании разнообразных предметов.
Более эффективный результат достигается посредством связи литературного произведения с реальной жизнью и обращению к психологии личности. Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. Подбор примеров из реальной жизни затруднен и не всегда имеет ярко выраженные проявления тех или иных психологических черт личности, тогда как литературные-герои всегда соответствуют определенного рода типологии личности.
Еще одним инновационным методом, используемым нами в процессе обучения и воспитания, является ТОО (видео- и аудиоматериалы). Этот метод позволяет нам научить учащимся анализировать музыкальные произведения, написанные по мотивам тех или иных литературных , театральные постановки и киноверсии художественных произведений. Данная форма работы дает широкую возможность для демонстрации вариативности интерпретации художественных произведений, анализа личностных позиций не только авторов художественных произведений, но и музыкантов, театральных и кинорежиссеров, т.е. наглядно демонстрируется неоднозначность литературных произведений и отдельных героев, возможность их многоплановой трактовки.
Интегрированные уроки по декоративно-прикладному искусству формируют у учащихся следующие компетентности:
общекультурная – уровень психологической и декоративно-прикладной образованности, достаточный для самообразования в анализе своеобразия психологического стиля педагога и обучающегося, его способов раскрытия образов героев, ориентация в понятийном пространстве , определения своих позиций и вкусов;
методологическая – предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о новейших методологических концепциях психологии и литературы, изучение теоретических работ ведущих психологов и литературных критиков прошлого и современности.
Практической значимостью данной методической разработки является возможность использовать подобные формы и методы работы педагогами различных учебных заведений для формирования духовно-нравственных качеств личности воспитанников.



Все статьи автора «Петрова Людмила Арсентиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: