УДК xxx

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ, ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Казаков Павел Анатольевич
ГОУ ВПО «Петербургский университет путей сообщения» г. Мурманск
старший преподаватель кафедры математики

Аннотация
В статье рассматривается возникновение и развитие образовательной системы в Древней Руси с 10 по 15 вв.

Ключевые слова: Крещение Руси, монастыри, монгольская эпоха, печатные учебники paganism, православная церковь, школа, язычество


BECOMING RUSSIAN SELF-AWARENESS AFTER ADOPTION THE CROSS

Кazakov Pavel Anatolyevich
Public Educational Institution of Higher Professional Training Petersburg University of Means of Communication in Murmansk
Academic status: senior teacher of chair of mathematics

Abstract
It's examined beginnings and development education in ancient Russia (10-15 centuries) in the article.

Keywords: adoption the Cross, cloisters, Mongolian epoch, Orthodox Church, printed text-book, school


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Казаков П.А. Становление русского самосознания, после крещения Руси // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/12/2678 (дата обращения: 27.10.2023).

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 г. христианства. Этот большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский, внутри последнего достаточно чётко выделяются киевский (10-13 вв.) и московский (14-17 вв.) периоды, разделённые нашествием монгольского хана Батыя в 1237-1243 гг.

Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для 6-9 вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочинениях Прокопия Кесарийского (6 в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обострённое чувство общности и справедливости, устойчивая вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость, закалённость

Начало заметной культурно-образовательной деятельности у восточных славян, составивших основу нашего народа, прослеживается с 9 в. Это время, когда прерывается сплошная цепь иноземных завоевательных набегов и начинается деятельность освоения европейской культуры. Сделать это было очень трудно, поскольку между той «культурой», что имелось у славян, и европейской – зияла огромная, казавшаяся буквально непреодолимой, пропасть.

Язычество было уделом славян тысячу лет тому назад. Вся жизнь была органично связана с добрыми и злыми силами природы. Все бытовые обряды формировались под влиянием языческого мироощущения: коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадьбы, похороны, праздники года. Оно же сказалось на развитии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городской среды.

В практике воспитания и обучения того времени можно обнаружить сохранение традиций первобытнообщинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициаций. Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоёв – земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоёв, как и у других формировавшихся народов, начало приобретать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал.

Воспитание детей осуществлялось, прежде всего, в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы: «дитя», т.е. ребёнок, который вскармливается грудью, «молодой» – до 3 – 6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – до 7 – 12 лет, начавший обучаться; «отрок» – подросток 12 – 15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода. Большое значение придавалось военному обучению.

Некоторые свидетельства древних источников позволяют предположить, что распространение славянской письменности началось на Руси в начале 9 в. в связи с проникновением христианства, до официального его принятия. Существуют также археологические находки, свидетельствующие о том, что письменность достаточно широко использовалась в 10 в. даже в быту. Богатейшие народные традиции в виде пословиц, песен, танцев, мудрых афоризмов, музыки, увы, до нас не дошли. Их значение не просто велико, но без преувеличения следует назвать определяющим. Это та вечная духовная основа, что живёт в народе всегда, являясь неотъемлемой частью самой жизнедеятельности людей.

Европа к тому времени заложила прочнейшие основы просвещения, создала немалое число культурных очагов цивилизации в лице великолепных городов, монастырей, библиотек, школ и академий. Приведу лишь один пример. Один и тот же год (983) стал свидетелем двух различных событий: человеческих жертвоприношений у славян-язычников и обнаружения в крупнейшем европейском культурном центре (библиотеке монастыря Боббио) учёным Гербертом восьми томов астрологии Боэция, а также нескольких великолепных книг по геометрии. Не только Европа, но и Восток был выше в культурном отношении, чем Русь. Известно, что письменность пришла к грекам с Востока, от финикийцев. В 7-8 вв. на Востоке существовала богатая культура. В эпоху Харун ар-Рашида (786-809) основан научный и переводческий центр, получивший название «Дома мудрости» («Байт ал-хикма»). Почти тысячу лет тому назад великий Ибн Сина (Авиценна), уроженец Бухары, создаёт «Книгу знаний», в которой решает труднейшую задачу: «Очень кратко охватить основы и вопросы пяти наук мудрости древних».

Принятие Русью христианства (988), формирование понятий «Русь» и «Русская земля», «русские письмена» свв. Кирилла и Мефодия следует считать как бы началом делом просвещения на нашей земле. Исключительно важным стимулом стало принятие христианства Болгарией (на 120 лет раньше, чем на Руси). Благодаря этому Русь смогла приступить к обучению людей, имея многочисленные переводы христианской литературы. Св. великий князь Владимир едва ли не важнейшей целью крещения ставил просвещение народа. Историк Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» так объяснял его намерения: «Князь Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надёжнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в 9 веке переведённых на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, великий князь завёл для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России».

Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский.

Учреждение и распространение школ на Руси было повсеместным. Летописные свидетельства говорят об открытии школ «по всем селом и градом». Школы учреждались прежде всего при епископиях, затем при церквах и монастырях. Они были всеобщими, доступными для всех, учреждались для всего народа, для детей «знатных, средних и убогих», были делом единодушного соглашения князей и духовной власти. Первые школы были открыты «по совету митрополита».

Способ обучения направлен был к сознательному усвоению преподаваемых предметов, причём употреблялось повторение, уроки соображались с силами ученика. Ученье совершалось по рукописям; обучение чтению соединялось с письмом. Главная забота прилагалась к тому, чтобы чтение священных книг было сознательным и разумным. Первою учебной книгой после азбуки был псалтырь. Её не только читали, но и заучивали наизусть. Она была «путевою» и руководственною в жизни книгою. Обучение письму ценилось высоко и сопровождалось изучением правил тогдашнего правописания. Пение составляло любимое занятие, преподавалось во всех школах и в древней Руси и было весьма распространено. Первыми учителями пения на Руси были болгары, а затем греки. О преподавании в школах грамматики и счисления летописных свидетельств нет, но есть основание предполагать, что предметы эти могли сообщаться и в школах, как практические сведения, первое – при обучении письму, второе – в целях церковных, как пасхалия.

Наши предки имели высокий взгляд на грамотность, на «книжное учение» и чтение. Книги Свящ. Писания, на которых воспитывались древние славяне, были силою умственно и нравственно возрождающею народ русский. Здесь лежит причина и объяснение как глубокого влияния школы на народ, так и расцвета письменности в первую эпоху просвещения древней Руси.

Идеал древнерусского воспитания был основан на Евангельских началах правды, любви, мира, преданности воле Божией, смирении, человеколюбии; в то же время он заключал в себе строгую православную церковность и, как идеал самобытно русский, имел характер высокого патриотизма. Этот идеал совпадал с природными нравственными качествами славян и поэтому, глубоко проник и укрепился в сознании народа.

В 11-12 веках очевидны уже «значительные успехи материального довольства, гражданственности и просвещения» (В.О. Ключевский). Выработался книжный русский язык, образовалась литературная школа, развилась оригинальная литература, и русская летопись 12 в. по мастерству изложения не уступает лучшим анналам тогдашнего Запада.

Однако серьёзным препятствием развития просвещения на Руси была крайне слабая его материальная база. Большие пространства затрудняли доставку писем, грамот и книг. Нужны были грамотные люди, число коих в то время было невелико. К тому же береста, или берёзовая кора, служившая для составления небольших текстов – грамот, оказалась непрочным материалом (хотя ныне её и находят при археологических раскопках). Пергамен, или, по древнерусскому наименованию, «харатья» (специально обработанная телячья кожа), был дорог. Бумага же на Руси, как отмечает Я.С. Лурье, появилась лишь в конце 14-15 вв., т.е. гораздо позже, чем на Востоке, где она употреблялась уже в 6-11 вв., или на Западе (12-13 вв.). По-настоящему же производство собственной бумаги началось в России лишь при Петре 1.

В 13 в. школы приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель св. Сергий Радонежский (1314-1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских детей.

В этот период именно в среде монахов постепенно укреплялось отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле св. апостола Павла, который полагал, что всё человеческое знание исходит от Бога. Интерес к этико-нравственным проблемам всё менее места оставлял для рассмотрения общефилософских вопросов и дидактических задач. Если в западноевропейских университетах, открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, методами рационального доказательства, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчёлы мёд с цветков». На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке – следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

Со временем чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии названия путём начётничества. По существу, оно являлось индивидуально-самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной.

Семейное воспитание детей в этот период строилось на основе народных традиций, позже стала заметной тенденция взять его под государственный контроль.

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению. Грамотность проникла почти во все слои населения (например, многочисленные берестяные грамоты, датированные 12-13 вв., содержали обычные житейские записи),

Поистине страшным тормозом развития просвещения на Руси стало пришествие Орды. «Быть или не быть?» – этот вопрос, никогда не возникавший ни перед одним из западноевропейских народов, с грозной простотой и неотвратимостью встал перед Русью» – пишет Ф.Нестеров в книге «Связь времён». То, что Русь, спасая себя, спасла и Европу, несомненно. Волны монголов, ослабленные русской твердыней, остановилась «на самом краю Европы». Поэтому хотя всё богатство и великолепие Ренессанса рождено Европой, жизнь этому богатству и великолепию дала Русь. Битва на поле Куликовом стала сигналом к началу российского просвещения. Верную и точную оценку даст нашему «великому предназначению» А.С. Пушкин: «Образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией».

Условия для развития школ и образования в монгольскую эпоху были крайне неблагоприятны. Города, сёла, церкви и монастыри, а с ними и школы, были разрушены; погибли богатые собрания книг при монастырях и церквах; народ был разорён, лучшие сыны его пали в битвах. Опустошительная моровая язва довершила бедствие. К внешним опасностям от татар, литовцев, немцев и шведов присоединились внутренние раздоры князей, междоусобицы. При таких условиях не было места спокойному ходу и развитию просвещения.

Просвещение народа всецело стало делом духовенства. Но положение православной церкви также было трудное. Византия приходила к упадку. Крестоносцы, овладев Константинополем, внесли на восток латинский элемент, с которым приходилось бороться. Появились ереси и внутри Руси. Народ огрубел, одичал, требовались особенные усилия для его нравственного просвещения. Как единственное образованное тогда на Руси сословие, духовенство не переставало учить народ в храме и в школе, малых и взрослых, продолжая создавать и поддерживать училища на «утверждение веры». Между архипастырями этой эпохи были люди высокого образования, святой жизни, ревностные просветители, патриоты, самоотверженно служившие отечеству. Ханские ярлыки обеспечивали духовенству личную и имущественную неприкосновенность, церковное управление и права.

Некоторые исторические данные дают основание предположению, что в монгольскую эпоху на Руси явилось частное обучение – школы грамоты, в коих обучали «книжные людские повестники», «мастера». Училища эти, находясь в заведывании духовенства, под его охраною и руководством, удовлетворяли развивавшейся в народе потребности в церковной грамотности.

Можно сказать, что школы поддерживаемые духовными лицами спасли просвещение на Руси в самую трудную годину испытаний – в эпоху монгольского ига.

(продолжение следует)


Библиографический список
  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века [Текст]: учебное пособие для педагогических учебных заведений / А.И Пискунов [и др.]; под ред. А.И. Пискунов. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
  2. Карамзин, Н.М. Предания веков [Текст] / Н.М. Карамзин. – М.: Правда, 1987 – 765 с.
  3. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника [Текст] / Н.М. Карамзин. – М.: Советская Россия, 1983. – 511 с.
  4. Миропольский, С.И. Очерк истории церковно-приходской школы: от её возникновения на Руси до настоящего времени [Текст] / С.И. Миропольский. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. – 408 с.
  5. Никольский, Н.М История русской церкви [Текст] / Н.М. Никольский. – М.: Политиздат, 1985. – 448 с.
  6. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян [Текст] / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1994. – 606 с.


Все статьи автора «Казаков Павел Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: