Необходимость самореализации человека в процессе обучения и воспитания, реализации его идей и приобретению личностного опыта деятельности указывает на актуальность рассмотрения роли самодиагностики в педагогической деятельности. Создание условий для актуализации механизмов самопознания и самоформирования человека является одной из важнейших задач образовательных учреждений. В процессе преподавания, одним из средств выступает самодиагностика, способствующая включения студентов в учебно-исследовательскую деятельность.
Термин «самодиагностика» отсутствует в научной литературе, но интуитивно близок к понятиям самоизмерения, самоисследования, самоизучения, а в более широком смысле к самопознанию, рефлексии как самоосознанию, познанию себя. В буквальном смысле слова, самодиагностика – это самотестирование с использованием какого-либо педагогического или психологического теста, обладающего признаками кратковременности, простоты и допускающего дальнейшую обработку статистическими методами.
Идея самопонимания и саморазвития является одной из ключевых как в гуманистической, личностно-ориентированной педагогике, так и в педагогической антропологии. Как пишет Б. М. Бим-Бад: «Цель умственного образования – прохождение человеком пути от смутных к ясным понятиям, в частности, к ясному пониманию человеком самого себя. А для этого необходимо снабдить его искусством рефлексии, отслеживания собственных познавательных действий, душевных движений, желаний, отношений и т.д.» [1]. Самопознание понимается как «процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п.» [2, с.5]. В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Родждерс) самопознание рассматривается как необходимое условие личностного роста, саморазвития и самоактуализации личности. Самопознание – это средство овладения собственным опытом, наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми [2, с.8].
Принцип актуализации «самости» в личностно-ориентированной педагогической теории нашел свое отражение в работах А. В. Хуторского [3], в частности, в трактовке понятия «индивидуальная образовательная траектория». Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как индивидуальный путь каждого учащегося по самореализации. Под самореализацией понимаются процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы [4, с.150]. В итоге каждый учащийся развивает собственные познавательные качества и создает личностно-значимые продукты: гипотезы, исследования и т.д.
Процесс управления индивидуальными учебно-исследовательскими траекториями имеет тесную связь с принципами личностно-ориентированного образования. В частности, в процессе самодиагностики, обеспечивается возможность субъективного личностного познания учащимися отдельных разделов учебного материала. Самодиагностика, как средство включения студентов в учебно-исследовательскую деятельность и дальнейшему управлению ею, органично согласуется с принципами первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии.
Реализация компетентностного подхода, которая «…должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) …» [5], может также осуществляться в процессе самодиагностики.
В статье рассматриваются особенности управления учебно-исследовательской деятельностью студентов в рамках дисциплины «Математические методы в психологии». Как правило, на занятиях по математической статистике, математике и информатике студенты при решении профессионально-ориентированных задач пользуются взятыми из учебника данными (сконструированными или реальными). На наш взгляд, при использовании математических методов, а также в исследовательской форме деятельности должны принимать активное участие сами студенты: быть как субъектами исследовательской деятельности, так и «объектами» получения исходной информации для анализа данных. Именно здесь самодиагностика выступает как важное средство включения студентов в исследовательскую деятельность и несет в себе элементы интерактивности, самореализации и убедительной силы в необходимости использования математики. Положительным является то, что в процессе совместной работы со студентами открывается огромный простор для фантазии и творчества преподавателя по разработке интересных и эффективных занятий, организации деятельности учащихся [6, 7, 8, 9].
Кратко рассмотрим ход практического занятия на тему «Введение в структурное моделирование» проводимое со студентами-психологами по курсу «Математические методы в психологии» с использованием самодиагностики [10]. Цель занятия: на основе полученных групповых данных, закрепить навыки вычисления коэффициентов корреляции, регрессии и построения структурных схем.
Участникам раздаются бланки методик: а) тест «Исследование тревожности (опросник Спилбергера); б) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. В процессе раздачи бланков и ознакомления с методиками, студенты обсуждают с преподавателем возможные связи между такими понятиями как «стрессоустойчивость» и «тревожность», «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность». Методика Холмса и Раге основана на подсчете различных событий, случившихся с человеком за последний год. Далее преподаватель формулирует рабочую гипотезу о причинно-следственной связи между стрессоустойчивостью и тревожностью, а именно «чем выше у человека стрессоустойчивость, тем его ниже тревожность или чем ниже стрессоустойчивость – тем выше тревожность». Затем группе предлагается пройти два теста и, подсчитав собственные результаты, передать их преподавателю для совместного анализа. Полученные данные, группируются и обрабатываются с помощью компьютерной программы, например, Excel или SPSS. Как правило, коэффициенты корреляции между шкалами оказываются статистически значимыми, что позволяет судить о высокой связи уровня тревожности со степенью стресса. В этом случае, подтверждается гипотеза о том, что чем выше степень стресса, который получили студенты за определенный период времени, тем выше их личностная и ситуативная тревожность. Далее, студенты, на основе полученных данных, с помощью модуля AMOS SPSS представляют собственные путевые (причинно-следственные) модели и проводят оценку их качества.
Наиболее удачная модель, полученная на основе вышерассмотренной задачи, изображена на рисунке. Показано, что низкая стрессоустойчивость (т.е. большое число событий произошло с человеком) прямо пропорционально связана с ситуативной тревожностью (СТ), которая, в свою очередь, положительно связана с личностной тревожностью (ЛТ).
Chi-square/df = 0,301; p = 0,583; CFI = 1,000; RMSEA = 0,000
Рис. Путевая модель
Основываясь на значениях критериев, используемых для оценки качества модели [11], т.е. соответствия ее исходным данным (Chi-square/df; CFI; RMSEA), студенты могут делать вывод о том, какая из моделей обеспечивает лучшее согласие с экспериментальными данными.
Автором статьи был разработан ряд практических упражнений с использованием самодиагностики по темам: «Средние величины», «Дисперсия», «Корреляция» (На основе самодиагностики группы по росту и весу), «Факторный анализ» («Я-реальное, Я-идальное, Я-глазами других»), «Многомерное шкалирование» («Моя система ценностных ориентаций»); ролевых игр «Отцы и дети», «Иерархия ценностей как связующее звено» [12, 13]. Разработанные упражнения базируются на принципах ситуативности и интерактивности, которые указывают на построение образовательного процесса, предполагающего самореализацию и самоопределение студентов, открытость, ориентацию на «живое знание» и совместную деятельность.
При реализации занятий с использованием самодиагностики мы пришли к выводу, что проведение подобных мероприятий должно осуществляться при определенных условиях, а именно: а) при организации процесса обучения в контексте будущей профессиональной деятельности; б) при широком практическом применении современных информационных технологий и программного обеспечения.
Самодиагностика может рассматриваться как необходимое условие формирования математической компетентности, где под математической компетентностью будущего специалиста понимается его способность и готовность к использованию математических и информационных методов в будущей профессиональной деятельности с помощью компьютерных средств [14, 15].
Таким образом, самодиагностика является важным средством включения студентов в исследовательскую деятельность и дальнейшего управления ею. При проведении занятий такого типа должны быть заранее спроектированы определенные «траектории», позволяющие переходить от самодиагностики к решению профессионально-прикладных задач, а далее к дополнительным исследовательским заданиям (проектам) для самостоятельной работы студентов.
Библиографический список
- Антропологические основы образования / Б. М. Бим-Бад [сайт]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=95&binn_rubrik_pl_articles=101
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / В. Г. Маралов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. – Санкт Петербург : Питер, 2001. – 544 с.
- Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 150–158.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) “бакалавр”) – (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 n 1975). Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115246.pdf
- Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование. – 2011. – №4. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
- Капустин А. Н., Остапенко Р. И. Использование Интернет-ресурсов в процессе решения математических задач студентами вузов / А. Н. Капустин, Р. И. Остапенко // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 1 (33). – С. 34.
- Корнеева Л. Интерактивные методы обучения / Л. Корнева // Высшее образование в России. – 2004. – №12. – С. 105–108.
- Остапенко Р. И. Формирование математической компетентности студентов-психологов в условиях самодиагностики по курсу «Математические основы психологии» / Р. И. Остапенко // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 91–96.
- Остапенко Р. И. Самодиагностика как условие формирования математической компетентности студентов психологических специальностей / Р. И. Остапенко // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 10 (30). – С. 44.
- Остапенко Р. И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития / Р. И. Остапенко // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 9 (29). – С. 30.
- Остапенко Р. И., Остапенко А. И. Использование методов моделирования структурными уравнениями в области управления образованием / Р. И. Остапенко // Государственный советник. – 2013. – № 4. – С. 112–118.
- Остапенко Р. И. Особенности моделирования латентных изменений с помощью AMOS SPSS / Р. И. Остапенко // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 1 (7). – С. 89–95.
- Остапенко Р. И. Использование структурных уравнений в моделировании процессов управления образованием / Р. И. Остапенко // Управление образованием: теория и практика. – 2013. – № 4 (12). – С. 1–8.
- Остапенко Р. И. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей / Р. И. Остапенко // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 5 (25). – С. 29.
- Остапенко Р. И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях / Р. И. Остапенко // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – № 3. – С. 6.
- Остапенко Р. И. Латентное в социо-гуманитарном знании: понятие и классификация / Р. И. Остапенко // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 7 (15). – С. 5.