УДК 378.147

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Кутузов Александр Викторович
Академия ФСО России

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению основных аспектов и составляющих процесса формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников военных вузов. В результате проведённого теоретического анализа процесса формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов военного вуза была сформулирована его сущность, обоснована его структура и раскрыто его содержание, рассмотренные в контексте целостного педагогического процесса.

Ключевые слова: военный ВУЗ, компетентность, компетенции, профессиональные компетенции, целостный педагогический процесс


THE STRUCTURE, CONTENT AND BASIC ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE GRADUATES OF THE MILITARY INSTITUTION, VIEWED IN THE CONTEXT OF A HOLISTIC EDUCATIONAL PROCESS

Alexander Kutuzov
Russian Academy of FSO

Abstract
The article discusses the main aspects and components of the process of formation of professional competencies for future graduates of military schools. As a result of the theoretical analysis of the formation of the professional competencies of the future specialists military university was formulated its essence, justified its structure and its contents disclosed, discussed in the context of a holistic educational process.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кутузов А.В. Структура, содержание и основные аспекты формирования профессиональных компетенций у выпускников военного вуза, рассматриваемые в контексте целостного педагогического процесса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/04/2965 (дата обращения: 01.11.2023).

Всестороннее развитие личности будущего военного специалиста, в современных условиях, возможно при реализации личностно-ориентированного подхода к военно-профессиональной подготовке и предполагает подробное изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося и особенностей усвоения ими учебного материала. В тоже время лавинообразный рост объёмов информации профессиональной направленности не позволяет обучающимся усваивать её на необходимом уровне, а преподавателю организовывать индивидуальное взаимодействие с курсантом, используя традиционные методы и средства обучения.

Исследовав сущность понятия «профессиональные компетенции», его структуру и смысловое содержание, а так же набор профессиональных компетенций, которыми должен овладеть военный специалист в рамках изучения конкретной специальной дисциплины, соотнеся проведённое исследование с идеями педагогов, исследовавших педагогический процесс как целостное явление (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, В.В. Краевский, М.А. Данилов, В.А. Сластёнин, А.И. Мищенко, А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко, Л.Ф. Железняк и т.д.), рассмотрим процесс формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников военных вузов в соответствии с основными аспектами, специфическими закономерностями, принципами организации и принципами управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.

Целостный педагогический процесс характеризуется, в первую очередь, внутренним единством его составных частей и их гармоничным взаимодействием. Это взаимодействие осуществляется в непрерывной динамике, в процессе преодоления различных противоречий, перегруппировки взаимодействующих субъектов и перераспределением их ролей, с приобретением педагогической системой новых, не присущих ей ранее, качеств.

Поэтому, рассматривая процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов, в соответствии с принципами целостного педагогического процесса, следует обратить внимание на то, что этот процесс должен быть направлен на организацию повседневной жизнедеятельности обучающихся, обеспечивающей сбалансированное развитие личности, в полной мере соответствующей их потребностям и жизненным интересам, позволяющей курсантам органично внедриться в образовательный процесс, сознательно осуществляя выбор и принятие военной профессиональной деятельности в качестве приоритетной жизненной ценности.

Формирование обозначенных профессиональных компетенций у будущих военных специалистов в процессе профессиональной подготовки возможно при создании и внедрении эффективных образовательных технологий профессионального обучения, предполагающих использование инновационных методов обучения и организацию соответствующего обеспечения образовательного процесса, а также учитывающих основные аспекты целостности педагогического процесса.

Опираясь на исследования П.И. Образцова [1], касающихся организационно-педагогических основ обучения в военном вузе, рассмотрим процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов военного вуза в содержательном и организационном плане.

В содержательном плане этот процесс подразумевает наличие в цели и содержании образования опыта, полученного во взаимосвязи структурных элементов профессиональных компетенций, таких как различные потенциальные внутренние новообразования, заключающиеся в актуальных деятельностных проявлениях, позволяющих индивиду быть способным применять знания, умения и навыки для успешной деятельности в определённой области. Поэтому осуществление процесса формирования профессиональных компетенций – это реализация развивающих, дидактических и воспитательных функций целостного педагогического процесса в совокупности с осуществлением психологической подготовки.

В организационном плане процесс формирования профессиональных компетенций у специалистов в военном вузе приобретает свойство целостности, в случае обеспечения единства его структурных процессов-компонентов, таких как [1,2]:

  • разработка и проектирование содержания образования и соответствующего обеспечения образовательного процесса;
  • организация всестороннего взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся в плане содержания образования;
  • организация всестороннего взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся в плане межличностных взаимоотношений;
  • организация процесса саморазвития и самообразования без непосредственного вмешательства педагога;
  • организация психологической подготовки.

Проецируя целостный педагогический процесс на процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов и анализируя взаимодействие основных субъектов, участвующих в них, необходимо заметить, что овладение необходимыми профессиональными компетенциями обучающимися должно происходить в результате непрерывного двустороннего взаимодействия (преподавания и учения) педагога и курсантов. При этом под взаимодействием будем понимать определённую форму согласованной деятельности преподавателя и обучающихся, осуществляемую для реализации определённых целей для достижения совместных результатов по разрешению проблем и решению значимых задач.

Особое место среди различных видов педагогического взаимодействия и наиболее применимое в процессе формирования профессиональных компетенций, занимает общение (как специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместная деятельность (как как специфическая форма субъект-объектного взаимодействия).

В рамках общения, преподаватель систематически постоянно осуществляет коммуникативные действия по доведению учебного материала, способствующие развитию у обучающихся профессионального интереса и познавательной деятельности, совершенствованию функций саморазвития и самообразования, овладению необходимым профессиональным мастерством. В рамках совместной деятельности, преподаватель реализует взаимодействие как восприятие друг друга и обмен действиями, демонстрируя наиболее правильные и целесообразные приёмы практических действий.

В рамках реализации воспитательных функций и психологической подготовки в процессе формирования профессиональных компетенций педагог направляет обучающихся на овладение ими элементами общественной культуры, умственной и физической трудовой деятельности, реализует формирование общих основ мировоззрения и общественного поведения, способствует развитию умственных и физических качеств, тем самым интегрируя общекультурные и профессиональные компетенции в сферу будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в рамках представленного педагогического взаимодействия, преподаватель должен осуществлять [3]:

  • проявление ценностного отношения к личности обучающегося (пожелания и предложения курсанта должны вызывать заинтересованную реакцию педагога, личное отношение к обучающимся отделяется от оценивания их деятельности, педагог акцентирует внимание на позитивные качества курсантов, необходимые для реализации образовательных функций и т. д.);
  • реализацию педагогом новых педагогических функций, подразумевающих осуществление его деятельности как собеседника, исследователя, психолога, эксперта;
  • реализацию акмеологической направленности профессиональной деятельности и общения.

В свою очередь, обучающиеся, в процессе формирования профессиональных компетенций, должны стремиться овладевать различными способами учебных действий, самообразования и саморазвития, решать поставленные преподавателем различного рода задачи, активно и всесторонне участвуя в образовательном процессе, постоянно осуществляя самоконтроль и самооценку.

То есть субъектная позиция курсанта в представленном типе педагогического взаимодействия предполагает:

  • активность, предполагающая желание обучающихся выйти за общепринятые рамки, углубить и расширить свою сферу учебной деятельности;
  • самостоятельность, предполагающая способность обучающихся действовать независимо, проявлять разумную инициативу, быть готовым осуществлять различные действия за счёт собственных сил;
  • готовность к выбору, предполагающая готовность обучающихся осознанно и ответственно отвечать за результаты и последствия собственных действий, поведения.

 

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что основой процесса формирования профессиональных компетенций у будущих военных специалистов является совместная учебно-познавательная деятельность педагогов и обучающихся, позволяющая курсантам творчески осмыслять и практически использовать приобретённые знания, умения и навыки для решения задач будущей профессиональной деятельности.

Далее, согласно [1,4], необходимо рассматривать процесс формирования профессиональных компетенций с точки зрения качественного своеобразия педагогического процесса через его законы и закономерности. При этом в качестве главного закона, определяющего реализацию педагогического процесса, выступает устойчивая тенденция к передаче подрастающему поколению социального опыта старших поколений [1].

В военном вузе процесс формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников напрямую зависит от различных условий, в которых он осуществляется (морально-психологических, материальных, социальных и т. д.). Эти условия обусловлены различными факторами, начиная от социально-политического и экономического положения в стране и, заканчивая действиями конкретных должностных лиц, участвующих в образовательном процессе. Так же следует отметить, что процесс формирования профессиональных компетенций у будущих военных специалистов, как целостный педагогический процесс, определяется и зависит от требований, заданных в руководящих документах, определяющих концептуальное развитие конкретного специального ведомства, уровня развития техники и вооружения, принципов и способов их применения.

При этом определяющей так же является объективная зависимость результатов образовательного процесса от рассмотренных выше особенностей взаимодействия его непосредственных участников, тесно связанная с закономерностью соответствия содержания, форм и методов процесса формирования профессиональных компетенций индивидуальным особенностям обучающихся.

Для организации непосредственной практики осуществления процесса формирования профессиональных компетенций будущих военных специалистов важным этапом является установление его структуры и закономерностей, определяющих внутренние связи между его компонентами. Так, например, содержание конкретного учебного занятия закономерно определяется сформулированными целями и задачами, а используемые при этом методы, формы и средства сообразны задачам и содержанию конкретной педагогической ситуации [1].

Процесс формирования профессиональных компетенций является сложным, многофакторным и многоступенчатым, его обуславливают законы и закономерности развития общества, формирования и становления воинского коллектива и осуществления познавательной деятельности в нём, а так же ему, несомненно, присущи педагогические закономерности, отображающие определяющие связи и отношения этого процесса.

Анализ научной литературы и практики показал, что педагоги выделяют следующие закономерности целостного педагогического процесса, которые можно с определённой долей соответствия перенести на процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе:

  • единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и развития обучающихся;
  • единство целей, средств и результатов образовательного процесса;
  • единство внешнего воздействия преподавателя и внутренней активности обучающихся;
  • моделирование (воссоздание) в образовательном процессе условий будущей профессиональной деятельности.

П.И. Образцов говорит о том, что единство воспитания, обучения, психологической подготовки и развития совершенно не означает их тождественного равенства. Он подчёркивает, что каждый из обозначенных процессов по-своему качественно определён. Для получения большей эффективности при осуществлении образовательного процесса необходимо учитывать специфику всех его сторон, добиваться понимания всеми субъектами его сущности и особенностей.

Таким образом, при формировании профессиональных компетенций у курсантов военного вуза необходимо добиваться единства составных частей образовательного процесса не спонтанно, а прилагая настойчивые, систематические усилия со стороны и обучающихся и преподавателей. Другими словами, успешная всесторонняя подготовка будущего офицера к осуществлению качественной профессиональной деятельности возможна только при обеспечении обозначенного единства в практике учебной, воспитательной работы и психологической подготовки и способствует достижению поставленных целей.

Единство внешнего воздействия преподавателя и внутренней активности обучающихся определяется выбранным типом взаимодействия в процессе осуществления образовательного процесса. Для военной системы образования этот фактор является тем более определяющим, так как построить доверительные партнёрские отношения и добиться соответствующей стимуляции обучения не всегда просто в системе строгой иерархической подчинённости.

Под результатами образовательного процесса, в нашем случае, понимается конкретный заданный уровень сформированности профессиональных компетенций, поэтому формулировать цели обучения и осуществлять выбор соответствующих педагогических средств необходимо именно с учётом этого уровня, осуществляя коррекцию в ходе обучения при необходимости.

При моделировании будущей профессиональной деятельности обучающихся педагогам следует уделять особое внимание на специфику ведомства и создание в процессе обучения сложной напряжённой обстановки, близкой к военно-специальной профессиональной деятельности курсанта.

Далее целесообразно рассмотреть принципы организации процесса формирования профессиональных компетенций. В контексте целостного педагогического процесса педагоги (В.А. Сластёнин, Л.В. Митина, А.Н. Маркова, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко) выделяют следующие принципы его организации:

–                    принцип гуманистической направленности, определяющий необходимость соответствия целей общества и личности будущего офицера. Для реализации указанного принципа необходимо сочетать образовательный процесс в военном вузе и цели и задачи формирования и развития всесторонне развитой личности будущего выпускника.

–                    принцип научности, который определяет необходимость содержания военного образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники. Его реализация проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов и программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, предполагающих активное внедрение в образовательный процесс инновационных методов обучения, перспективных технологий обучения, способствующих развитию в первую очередь познавательной активности обучающихся.

Отдельно следует рассмотреть принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив, являющийся часто определяющим в среде военного образования. Этот принцип предполагает в процессе формирования профессиональных компетенций у курсантов оптимально сочетать коллективные и индивидуальные формы обучения, так как этот процесс имеет определённую заданную структуру, обладает свойствами концентричности и ступенчатости, обуславливая применение требований преемственности и систематизированности для качественного усвоения учебного материала и формирования необходимых личностных качеств.

Общепринятые принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе, с определённой степенью коррекции, несомненно, применимы для организации процесса формирования профессиональных компетенций у выпускников военных вузов.

Для курсантов военного вуза важен принцип сознательности и активности в образовательном процессе, так как активность индивида социальна по своей природе и для будущего офицера выступает в качестве концентрированного показателя его сущности.

Следующим принципом организации образовательного процесса в военном вузе является сочетание высокой требовательности к курсантам с одной стороны и уважение личности обучающегося с другой стороны. Реализация данного принципа обуславливается необходимостью в согласовании требований, предъявляемых к выпускнику военным учебным заведением и требований, предъявляемым обществом к будущим офицерам.

Так же процесс формирования профессиональных компетенций должен осуществляться в соответствии с принципом общей доступности и посильности обучения. Преподаватель военного вуза, учитывая повышенные нагрузки на курсантов, должен руководствоваться реальными возможностями обучающихся, прогнозировать и предупреждать интеллектуальные, моральные и физические перегрузки, которые могут отрицательно отразиться на психологическом  физическом здоровье обучающихся. Таким образом, реализуя обучающие, развивающие и воспитательные функции в образовательном процессе, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого курсанта в отдельности и особенности учебной группы в целом.

Целесообразно сопоставлять образовательный процесс в военном вузе с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, реализуя принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и психологической подготовки, так как реализация данного принципа связана с развитием смысловой памяти и деятельностного мышления. Это позволяет увязать восприятие нового сложного учебного материала  с профессиональной деятельностью офицера и включить получаемые знания в структуру личного опыта курсанта.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что реализация обозначенных принципов, законов и закономерностей в образовательном процессе в военном вузе позволяет рассматривать процесс формирования профессиональных компетенций у будущих военных специалистов в контексте целостного педагогического процесса, позволяющего реализовать обучение курсантов на должном уровне и качественно подготовить будущих офицеров к их профессиональной деятельности.

Таким образом, очевидно, что требования социального заказа к качеству подготовки выпускника военного вуза выполнимы в полной мере, если  по окончании обучения будущий военный специалист овладеет профессиональными компетенциями, определяющими интегральную характеристику его личности и включающими уровень сформированности знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, а также умение жить, комфортно и эффективно функционировать в обществе и, в частности в военной организации в постоянно изменяющихся условиях.

Структурно данный процесс может рассматриваться как независимая, самостоятельная система, включающая поставленные цели, содержание образования, блок субъект-субъектного взаимодействия, образовательную технологию, результаты педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Результатом рассмотренного процесса является заданный уровень сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов – выпускников военного вуза.

Подводя итог, можно сделать вывод, о том, что формирование профессиональных компетенций у выпускников военных вузов является педагогической проблемой, потому что выходным результатом этого процесса является специалист, соответствующий требованиям, определённым в ФГОС ВПО, обладающий широким набором общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющим ему легко адаптироваться и функционировать в системе профессиональной военной деятельности, в новой окружающей обстановке, овладевать новыми знаниями и умениями, необходимыми для осуществления изменяющихся и усложняющихся профессиональных функций.


Библиографический список
  1. Образцов, П. И., Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин //  Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.
  2. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. – №8. – с. 26-44.
  3. Барабанова, З. П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися / З. П. Барабанова // Современные наукоёмкие технологии. Научный журнал. – 2008. – № 1. – с. 40-42.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.:Изд. Центр «Академия», 2008. -568 с.


Все статьи автора «Кутузов Александр Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: