«Жизненное практическое значение психологии заключается в е преобразовательной функции, обеспечении индивидуальности средствами работы над собой, познания, изменения и развития себя, управления своими процессами и состояниями, то есть выступает средством самосовершенствования».
Л.С. Выготский
Актуальность программы психологического сопровождения воспитанников обусловлена ориентацией современной среды на развитие личности, которое понимается сегодня как создание условий для формирования у нее механизмов самоконтроля, саморазвития, самосовершенствования.
В рыночных отношениях современной России во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие личностные качества, как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, социально-активному действию, включая защиту своих прав. Вместе с тем решение поставленных задач перед образовательным сообществом осложняется, отсутствием у школьников зрелых мотивов к самовоспитанию качеств, необходимых для успешного вхождения в современное общество.
Основными принципами работы явились:
Принцип ориентации на позитив в поведении воспитанника, познание своих положительных черт, формирование нравственных чувств при самоконтроле своего поведения.
Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением, учет индивидуальных качеств воспитанника
Принцип закаливания детей с трудностями поведения, включение их в решение социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях
Большая работа проводилась в области нравственного воспитания воспитанников, проявления человечности, нравственности.
Цель программы: Формирование у воспитанников способности к поведенческой саморегуляции, самоконтролю, коммуникативной компетентности.
Задачи:
1.Развивать у учащихся стремление к самопознанию, самоконтролю, осмыслению себя, своих поступков и поведения, самовоспитанию.
2. Формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность, культуру, адекватность оценки себя и других людей для успешного вхождения в общество.
3. Способствовать становлению жизненной позиции учащихся, конструктивности их жизненных целей для сохранения здоровья. Сформировать начальные навыки психической саморегуляции и самоконтроля.
4. Развивать навыки общения: умение слушать, передавать информацию, конструктивно разрешать конфликты; развивать коммуникативные способности: рефлексию (умение человека представлять, как его воспринимают другие люди), эмпатию (способность эмоционального восприятия состояния другого человека, сила и глубина сопереживания).
5. Сформировать знания и практические умения по самоанализу, анализу профессии, сопоставлению своих способностей с требованиями профессии.
В основу работы с учащимися положены следующие принципы с позиций личностно-ориентированного, социального подходов:
Воздействие направлено не на «формирование» и коррекцию личности, а на создание условий для ее развития, что должно обеспечить формирование механизмов самообучения и самовоспитания.
Отношения человека с другими людьми являются главной движущей силой и источником роста и социализации индивидуальной психики.
В плане развития творческого потенциала должно быть подражание творческим, гуманистически ориентированным личностям – их отношению к делу, к жизни в целом.
Нравственное и профессиональное становление ребенка будет эффективным при обеспечении формирования у него диапазона ролевого поведения.
Развитие личности предполагает создание условий для ее ориентации на собственные этические нормы и установки, т.е. формирование у нее внутреннего контроля.
Для осуществления поставленных задач мы ориентировались на золотое правило гуманистической педагогики: «Не стоит бесконечно исправлять плохое, лучше показать привлекательность хорошего».
При разработке программы психологического сопровождения были использованы следующие методические пособия: Дубровина И. В., тренинг «Временная перспектива»; Рогов Е. И. «Азбука психологии»; Митина Л. М. «Тренинг–семинар профессионального самоопределения личности»; Хухлаева О. «Счастливый подросток» и другие.
Однако, анализируя программы, направленных на развитие самоконтроля и самосознания, мы пришли к следующим выводам:
*во-первых, в них недостаточно внимания уделяется вопросам мотивирования подростков на саморазвитие и самовоспитание.
*Во-вторых, отводится незначительная роль практической, коллективной и творческой деятельности подростков, которая позволила бы им самоутвердиться, самореализоваться, почувствовать вкус успеха.
В процессе творческой деятельности при коллективном планировании, подготовке и проведении мероприятия учитываются индивидуальные особенности, интересы и склонности всех его участников, что помогает подросткам осознать свои силы и индивидуальность.
Иными словами, программа построена по принципу соответствия личности и поведения учащегося и основным процессам его. развития и представляет собой следующую структуру:
1 стадия (подготовка)
Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
2 стадия (осознание)
Активизировать процесс самопознания, самоконтроля для повышения уровня самосознания.
3 стадия (переоценка)
Сплочение классного коллектива, овладение коммуникативными навыками, формирование активной жизненной позиции и психологической готовности воспитанников.
Для решения поставленных в эксперименте задач были выбраны следующие методики:
Таблица 1.
Исследуемая группа | Исследуемые параметры | Методика | На что направлена |
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Внимание, работоспособность | Методика Тулуз-Пьерона | Определение работоспособности, устойчивости внимания, темповых характеристик деятельности |
Мышление | 1 и 2 субтесты методики Э.Ф.Замбацявичене, Л.И. Переслени | Определение уровня развития словесно-логического мышления | |
1 тест Г.Вильсона | Определение уровня развития наглядно-образного мышления | ||
Эмоциональное состояние | Методика изучения цветовых предпочтений | Определение особенностей эмоциональных отношений в классе, отношения к себе в настоящем и будущем | |
СРЕДНЯЯ ШКОЛА | Память | VI субтест Д.Векслера | Определение объема оперативной памяти и внимания |
Мышление | 3 субтест методики Э.Ф.Замбацявичене, Л.И. Переслени | Определение уровня развития словестно-логического мышления, способности устанавливать разные виды связи между понятиями | |
1 субтест методики Р.Кеттела | Определение уровня развития логического, наглядно-образного мышления | ||
Внимание, работоспособность | Методика Тулуз-Пьерона
(ИМАТОН) |
Определение работоспособности, устойчивости внимания, темповых характеристик деятельности и (косвенно) развития наглядно-образного мышления | |
Адаптированность, регуляция поведения | Экспертная оценка учителей | Определение особенностей личности и поведения учащихся: адаптированности, эмоционального состояния, способности к регуляции поведения | |
СТАРШАЯ ШКОЛА | VI субтест Д.Векслера | Определение объема оперативной памяти и внимания | |
10 слов – методика Р.Лурия | Определение уровня оперативной памяти, работоспособности | ||
Методика КОТ | Определение особенностей интеллектуального развития, выявление наличия фактора эмоциональной дезорганизации мышления | ||
Адаптированность, регуляция поведения | Экспертная оценка учителей | Определение особенностей личности и поведения учащихся: адаптированности, эмоционального состояния, способности к регуляции поведения |
При сравнительной оценке учителями учащихся начальной школы отмечено, что активно детей из контрольной группы оказалась более низкой. У них также отмечается пониженный фон настроения, они менее общительны, более расторможены. Отмечается высокая отвлекаемость, низкая учебная мотивация.
Сравнительная оценка учителями воспитанников начальной школы за 20112012гг
Таблица 2
Наибольшие различия между детьми отмечаются по фону настроения (преобладают негативные переживания), по отвлекаемости, общительности, школьной мотивации. Эти тенденции наблюдаются на протяжении всего периода работы, что, очевидно связано с правильно разработанными программами коррекционных занятий в рамках экспериментального процесса.
Показатели тревожности по СMAS в средней школе за период эксперимента
Как видно из диаграммы уровень тревожности по группам в средней школе соответствует норме. В средней школе исследовались устойчивые личностные свойства воспитанников с помощью анкеты М.В.Бодунова. Всего на вопросы анкеты ответили 9 учителей и воспитателей. Для сравнительной оценки уровня тревожности использовалась методика CMAS ( А.М.Прихожан). У детей из экспериментальной группы психофизиологические характеристики более благоприятны – они меньше отвлекаются на уроках, менее тревожны и импульсивны, учителя отмечают более адекватное поведение. У детей контрольной группы ниже общая успеваемость за год. Более низкая учебная мотивация , вероятно, отражает низкую общую активность детей из контрольной группы.
Экспертные оценки педагогов – средняя школа