УДК 37.022

ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Киселева Ольга Михайловна
Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Рассматривается проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде. Предлагается подбор тематик, которые можно рассматривать в курсе «Основы компьютерной грамотности» гражданам пожилого возраста.

Ключевые слова: институт третьего возраста, информатизация общества, информационные технологии, компьютерная грамотность


TEACHING BASIC COMPUTER SKILLS TO SENIOR CITIZENS

Kiseleva Olga
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics

Abstract
Considers the problem of adaptation of the elderly population to modern information environment. Offers a selection of topics that can be considered in the course "Basics of computer literacy" to elderly citizens.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Киселева О.М. Преподавание основ компьютерной грамотности гражданам пожилого возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3175 (дата обращения: 02.11.2023).

В настоящее время число людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, увеличивается очень высокими темпами. Основным орудием производства в современном обществе становится компьютер, как основное устройство обработки информации. [1]

Возрастающая роль информационных и коммуникационных технологий в жизни человека и общества требует от современного гражданина постоянного обновления знаний. Кроме того, уровень образования и постоянная вовлеченность в процесс получения новых знаний, умений и навыков отражаются на  социальном комфорте человека и продолжительности его жизни. [2]

После выхода на заслуженный отдых часто сложно бывает заполнить образовавшееся свободное время, которое ранее было занято ежедневной продолжительной работой, трудно адаптироваться и приспособиться к новому темпу жизни. Однако значительной сложностью в итоге оказывается необходимость успевать за развитием и обновлением жизни и общества. Эффективность получения и обработки информации, ее качество, скоростные и объемные характеристики, а также вопросы этики и безопасности в информационном пространстве сегодня стоят буквально перед каждым членом общества. Не могут избежать проблем, связанных с повсеместным внедрением информационных технологий и пенсионеры. В этом вопросе они являются, на наш взгляд, самой незащищенной категорией граждан, т.к. школьников, молодежь и трудоспособное население мотивируют и зачастую предоставляют возможности повышения уровня компьютерной грамотности учреждения, с которыми они связаны работой или учебой.

На сегодняшнем этапе развития общества внимание к проблемам пожилых людей не должно сводиться  только к бытовым, материальным или медицинским вопросам. Нужно обеспечить пенсионерам комфорт в современной социальной среде, ощущение восребованости, исключить их оторванность от современных информационных процессов. Иначе по прошествии некоторого времени, посте выхода на пенсию,  возраст будет ощущаться как приговор. Важно привлекать граждан пожилого возраста к активной деятельности, освоению всех возможностей своего нового социального статуса и получению удовлетворения от наличия свободного времени. [3]

Помочь в этом могут различные курсы, например, при Смоленском государственном университете открыт Социально-психологический центр, который предоставляет дополнительные образовательные услуги людям разных возрастов. Так на социальном отделении «Мудрость», предназначенном для пожилых людей (Институт третьего возраста) можно пройти обучение по курсу основы компьютерной грамотности и навыков работы с терминалами. [4]

При подборе тематик, рассматриваемых в курсе, основным ориентиром были пожелания самих учащихся. В итоге обнаружилась необходимость в общении со сверстниками, восстановлении, прерванных социальных связей, необходимость получать информацию в разнообразных областях, а также ориентироваться в системе государственных структур.

Так в рамках курса основы компьютерной грамотности возможно знакомство пожилых людей со следующими темами:

  1. Основы работы с персональным компьютером и архитектура компьютера. Эта тема необходима для установления общего начального уровня. В ней необходимо напомнить о технике безопасности и правилах работы с основными устройствами компьютера, основное внимание уделить работе с клавиатурой и мышью.
  2. Операционная система. В данной теме нужно рассмотреть возможности операционной системы, отдельное внимание надо уделить работе с файлами и папками, а также кнопке Пуск. Эта тема, как и предыдущая, может оказаться знакомой части слушателей, однако такие умения, как например, создать или копировать папку должны быть у каждого члена группы.
  3. Текстовый редактор Word. Данная тема предназначена для получения навыка работы в текстовых редакторах и отработки навыков работы с клавиатурой. В качестве примеров для работы удобно использовать составление и форматирование различных заявлений. [5]
  4. Возможности редактора Microsoft PowerPoint для создания презентаций. Эту тему рекомендуется предлагать учащимся с высокой первоначальной подготовкой, или тем группам слушателей, которые быстро и успешно освоили тему три. Рассмотрение возможностей редактора презентационной графики удобно проводить на практических задачах.  Например, создание поздравительной презентации члену семьи в качестве подарка на праздник, или презентации о какой либо поездке.
  5. Приемы записи информации на внешние носители. После рассмотрения тем три и четыре у учащихся появятся файлы, которые они хотели бы  сохранить или переместить на другой компьютер, в этот момент удобно показать важность умения работать с различными внешними носителями. Первоначально можно попрактиковаться в работе с USB флеш- накопителем, а затем перейти к дискам.
  6. Возможности сети Internet. В данной теме надо показать возможности поисковых систем (погода, афиша, телепрограмма, новости), рассказать правила поиска в Internet, затронуть вопрос скачивания информации.  Далее можно перейти к решению проблемы общения. Начинать удобно с электронной почты, здесь можно освоить не только удаленный обмен информацией с помощью писем, но и основные правила регистрации, которые будут использованы в дальнейшем. Затем можно познакомиться с социальными сетями, их выбор целесообразно предоставить самим учащимся. Skype  – это еще одна программа, которой надо уделить время в разделе удаленного общения.
  7. Система государственных структур. В данной теме необходимо продемонстрировать возможности работы с сайтами различных государственных организаций,  «Электронной регистратурой», сайтом «Госуслуги» и, при необходимости, показать возможности заказа и покупки железнодорожных и авиационных билетов.

Предложенные тематики, возможно, варьировать в зависимости от интересов членов группы. Для этого группы должны быть небольшими по составу. Так, например,  на уже упоминавшемся социальном отделении «Мудрость», предназначенном для пожилых людей, обучение по курсу основы компьютерной грамотности ведется в группах с наполняемостью не более 8 человек.


Библиографический список
  1. Киселева О.М. Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей /О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева, А.А. Быков// Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 8 (24). С. 11-15.
  2. Тимофеева Н.М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: Дисс…. канд. пед. наук. -Смоленск, 2004. -С. 215.
  3. Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде / О.М. Киселева// Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 (31). С. 4.
  4. http://www.smolgu.ru/ – СмолГУ официальный сайт
  5. Тимофеева Н.М. О применении программных средств в процессе обучения /Н.М. Тимофеева, О.М. Киселева // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. -С. 233-235.


Все статьи автора «СмолГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: