Актуальность проблемы качества профессиональной подготовки психологов обусловлена значимостью профессии для современного общества, а также недостаточностью психолого-педагогических трудов, посвященных исследованию возможностей диагностики сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
Разработкой компетентностного подхода занимались Дж. Равен [1], В.Д. Шадриков [2, 3] и другие. И.А. Зимняя [4] предлагает наиболее общее значение понятия «компетентность». По мнению автора, «компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание за свои действия» [4, с. 30].
Теоретический анализ проблемы показывает, что в последнее время возрос интерес исследователей к глубинным детерминантам, обусловливающим процесс развития профессиональной компетентности психолога, в частности, к движущим силам и механизмам этого процесса, согласно А.К. Марковой [5], Э. Ф. Зеер [6] и др. Вклад в понимание сущности профессиональной компетентности внесли труды Б. Г. Ананьева [7], К. А. Абульхановой-Славской [8], Е.А.Климова [9].
Современное образование требует пересмотра условий и содержания подготовки квалифицированных специалистов в области психологии. Освоение профессии в высшем учебном заведении осуществляется в процессе специально организованной учебной деятельности студентов. Её целью является предоставление студенту необходимого объёма общенаучных, гуманитарных и специальных знаний, умений, формирование и развитие у них соответствующих личностных качеств и способностей, приобщение к основам профессиональной этики.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ВПО), определяющих компетенции психологов, работающих в разных социальных сферах, указывается, что выпускник-психолог должен уметь организовывать межличностные контакты и общение участников образовательного процесса, использовать психологические знания и технологии в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе, уметь организовывать взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и т. д..
Объект исследования: профессиональная компетентность студентов – будущих психологов.
Предмет исследования: структура сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
Цель исследования: сформировать, апробировать батарею диагностических средств, позволяющих оценить уровень сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов и ее структуру.
Объект, предмет и цель обусловили необходимость решения следующих задач исследования:
- Провести теоретический анализ проблемы оценки профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
- Разработать программу эмпирического исследования.
- Сформировать репрезентативную выборку.
- Разработать диагностический инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
- Провести эмпирическое исследование
- Проинтерпретировать результаты.
Гипотеза исследования: разработанная батарея методик позволит диагностировать уровень сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов и построить модель, отражающую ее структуру.
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили следующие методы исследования: теоретические: анализ философских, психологических, педагогических работ по исследуемой проблеме; эмпирические: опрос, экспертная оценка, методы математической статистики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по изучению уровня сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
2. Методы сбора эмпирической информации, которые были реализованы с помощью следующих методик:
- Методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова [10].
- Тест смысложизненных ориентаций, адаптированная Д.А.Леонтьевым [11].
- Методика диагностики мотивации к избеганию неуч Т. Элерса [12].
- Методика диагностики мотивации достижения успеха Т.Элерса [12].
- Методика диагностики уровня эмоционального интеллекта Н.Холла [13].
3. Методы обработки результатов эмпирического исследования:
- Корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона) [14].
- Метод главных компонент [15, 22].
- Структурное моделирование [16-20].
Базой эмпирического исследования выступил «Курский государственный университет». В исследовании приняли участие в общей сложности 80 студентов психологического факультета 4-х и 5-х курсов очной формы обучения.
Эмпирическое исследование включало в себя множество этапов, однако в данном исследовании мы остановимся на последнем – этапе исследования структуры профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
Сводные данные по пяти методикам представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Описательные статистики
|
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
Минимум |
Максимум |
Холл |
80 |
39,9375 |
18,36848 |
-6,00 |
90,00 |
Успех |
80 |
16,5375 |
3,63507 |
7,00 |
24,00 |
Неудача |
80 |
15,4375 |
5,26715 |
4,00 |
25,00 |
Карпов |
80 |
4,5250 |
1,82094 |
,00 |
10,00 |
СЖО |
80 |
106,9875 |
15,46535 |
69,00 |
132,00 |
Далее, с помощью обработки вышеописанных шкал методик, была получена корреляционная матрица. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программы SPSS (см. Табл. 2) [22, 23].
Таблица 2 – Общая корреляция
Эмоц. интеллект | Мотивация к успеху | Избегание неудач | Рефлексия | СЖО | |
Эмоц. интеллект | 1 | ||||
Мотивация к успеху | ,324** | 1 | |||
,003 | |||||
Избегание неудач | -,146 | ,263* | 1 | ||
,195 | ,019 | ||||
Рефлексия | -,026 | ,205 | ,323** | ||
,820 | ,068 | ,003 | |||
СЖО | ,337** | ,087 | -,084 | -,059 | 1 |
,002 | ,443 | ,459 | ,605 | ||
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). |
В результате анализа данных из таблицы 1 видно, что между шкалами «Эмоциональный интеллект» и «Мотивация к успеху» существует высоко значимая корреляция, равная 0,324 (р=0,003). Так же выявлен значимый коэффициент корреляции между такими шкалами как: «Эмоциональный интеллект» и СЖО, равный 0,337 (р=0,002); «Рефлексия» и «Избегание неудач», равный 0,323 (р=0,003); «Мотивация к успеху и Избегание неудач», равный 0,263 (р=0,019). Других статистически значимых связей не выявлено. Общая факторная структура после обработки методом главных компонент с варимакс-вращением отражена на рис.1.
Рис.1. График компонент
Из рисунка 1 также ясно, что компоненты структуры взаимосвязей значимо не различаются между собой. Так, например, две шкалы «Эмоциональный интеллект» и «СЖО» объединяются в первый фактор. Во второй фактор – «Рефлексия» и «Мотивация на избегание неудач». Факторы между собой не коррелируют, а шкала «Мотивация к успеху» с этими факторами слабо выражена. На основе полученных связей была построена структурная модель (см. рис.2.).
Рис.2. Результаты конфирматорного факторного анализа
Как и было сказано, факторы между собой значимо не коррелируют (почти ортогональны), а полученные индексы, говорят о том, что модель профессиональной компетентности студентов – будущих психологов хорошо соответствует исходным данным. Значение критерия хи-квадрат/степень свободы или CMIN/DF = 0,213 статистически не значимо – P = 0,887, что говорит о небольшом различии между построенной моделью и моделью исходных данных. Другие индексы соответствия между исходными данными CFI = 1,00 и GFI = 0,997 близки к единице, а среднеквадратическая ошибка аппроксимации RMSEA = 0,000 близка к нулю, что также доказывает хорошее качество модели.
Таким образом, нами была теоретически разработана структура профессиональной компетентности, включающая следующие компоненты: мотивационно-ценностный, рефлексивный и коммуникативный.
Была разработана батарея методик, позволяющая диагностировать уровень сформированности профессиональной компетентности по трем указанным компонентам.
Полученные результаты использованного психодиагностического инструментария позволяют констатировать: разработанный инструментарий позволяет оценить уровень профессиональной компетентности студентов, а полученные данные подтверждает обоснованность эмпирически выделенных уровней профессиональной компетентности.
Библиографический список
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М.: Логос, 1998. 320 с.
- Шадриков В.Д. Формируем профессиональную компетентность / В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова // Справочник заместителя директора школы. М.: МЦФЭР, 2012. № 8. С. 58-69.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Абульханова-Славянская К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славянская. М., 1991. 280 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М.-Воронеж, 1996. 263 с.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003, Т. 24, № 5.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Психологические тесты / Cост. С. Касьянов. М. : Эксмо, 2006. 608 с.
- Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59.
- Остапенко Р. И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов / Р. И. Остапенко. Воронеж: ВГПУ, 2010. 76 с.
- Остапенко Р. И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогического факультета / Р. И. Остапенко. Воронеж: ВГПУ, 2012. 116 с.
- Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
- Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 56-59.
- Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 63-67.
- Остапенко Р.И., Остапенко А.И. Использование методов моделирования структурными уравнениями в области управления образованием // Государственный советник. 2013. № 4. С. 112-118.
- Остапенко Р.И. Особенности моделирования латентных изменений с помощью AMOS SPSS // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 89-95.
- Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования // Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 49-60.
- Наследов А.Д. SPSS 19: Профессиональный статистический анализ данных. СПб: «Питер», 2011.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2011.