В последнее время проектную деятельность учащихся часто используется в средней образовательной школе в процессе изучения естественных наук. Можно сказать, что благодаря выполнению проекта раскрывается творческий потенциал учеников, повышается уровень интереса к предмету, ученику показывается межпредметную связь, создаются условия для личностно-ориентируемого обучения. Используя такую форму работы, учитель знакомится со структурой проекта, особенностями реализации каждого этапа, рекомендует школьнику темы и виды проектов согласно его возрастным особенностям. Однако, и после проработки теоретического материала, на практике возникает одна из проблем проектного обучения – это оценивание результатов деятельности участника проекта.
Оценивание является трудным этапом, который неотделим от проектной деятельности. Ученика надо отметить, оценить, помочь правильно и адекватно провести самооценку, провести систематизацию и коррекцию приобретенных навыков. Проект для ученика представляется опытом, и учитель должен сделать так, чтобы «горечь» опыта была минимальна, а положительный эффект максимальным.
Обучение на основе проектов является моделью обучения, которая отличается от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, ориентированного на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. Этот вид обучения основывается на активном участии учеников в комплексных проектах, обеспечивающих их развитие и позволяющих им применять приобретенные знания, умения и навыки.
Образовательные программы проектно-ориентированного обучения могут быть применены в старших классах средней образовательной школы, для развития навыков у учеников в планировании и организации научно-образовательных проектов, управлении людскими и материальными ресурсами, а также социальных (сотрудничество, коммуникабельность), эмоциональных (сочувствие, уважение к чужому мнению, юмор, нравственный), и организационных (лидерство, политические взгляды, и т.д.).
В основу метода проектов были положены идеи Д.Дьюи. По его мнению, обучение должно осуществляться на активной основе, в связи с чем в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни [1].
Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.В.Пасечник, И.Н.Пономарева, В.А.Самкова, Т.И.Шамова и др.). Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), но и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач (Е.С.Полат, И.С. Сергеева и др.)[2]. Применение метода проектов в общедидактическом смысле исследовали В.В.Гузеев [3], М.А.Ахметов [4]. Методические проблемы использования проектной деятельности показаны Р.И.Баженовым [5-8], Н.Г.Баженовой [9-11], Д.В.Лучаниновым [12], В.А.Векслер [13], И.И.Раскина [14], Ю.П.Штепа [15, 16]. Зарубежные ученые также занимаются такой проблемой [17, 18].
Приложение метода проектов в информатике осуществляли различные педагоги. В.В.Кузьмина [19] показала использование метода проектов в процессе обучения математике и информатике. Методические аспекты построения урока по информатике в условиях применения метода проектов разработала И.А.Столярова [20]. Методические аспекты использования метода проектов на уроках информатики были применены А.Ю.Кравцовой, И.Б.Кириченко [21]. Использование метода проектов в качестве средство реализации личностно-ориентированного обучения в преподавании информатики и ИКТ была осуществлена О.Н.Солодовниковой [22]. По Н.И. Ивановой метод проектов можно считать как одного из основных условий повышения качества образования в информатике [23]. С.В.Гладких и А.И. Гладких предлагали метод проектов на уроках информатики – как одна из форм самостоятельной работы учащихся [24]. Внедрение метода проектов в организации системы внеурочной деятельности школьников по информатике была осуществлена А.Л.Трофимовой [25].
В данной статье предлагается методика оценки проектной деятельности учащихся на школьном кружке по информатике. В качестве объекта исследования выбрали две группы по четыре школьника. Первая группа состояла из учеников 11 класса, а вторая группа из учеников 9 класса. В рамках каждого отдельного проекта, каждому ученику были заданы индивидуальные задание в соответствии с их возрастными и творческими возможностями. Перечень индивидуальных заданий приведен на таблице 1. Для проектов были выбраны следующие темы: проект №1 «Исследование спектров поглощение природных осадков», проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы».
Таблица 1 – Перечень индивидуальных заданий для каждого ученика в рамках определенного проекта
Проект | ФИО | Класс | Индивидуальные задания |
№1
Исследование спектров поглощение природных осадков |
Бурцева Кристина | 11 | Подготовка растворов, кюветы и химических реактивов, красителей для калибровки. |
Карпов Дмитрий | 11 | Установка и адаптация программного обеспечения Cell Phone Spectrometer для компьютерного анализа спектров к спектрометру | |
Пузов Владимир | 11 | Сборка электрической и механической частей спектрометра | |
Сульдина Екатерина | 11 | Калибровка и расшифровка спектров поглощения образцов
Подготовка отчета и презентации по проекту. |
|
№2 Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы | Еремеева Даниель | 9 | Моделирование взаимодействия солнечного излучения с поверхностью солнечного коллектора |
Книзель Александр | 9 | Составление чертежей, проектирование, и сборка солнечного коллектора | |
Сазонов Юрий | 9 | Составление алгоритмов и создание программы на «Turbo Pascal» для моделирования термодинамических свойств солнечного коллектора | |
Яковенко Ульяна | 9 | Расчет термодинамических свойств солнечного коллектора. Подготовка отчета и презентации по проекту. |
Покажем оценки за выполнения индивидуальных заданий каждому исполнителю проекта №1 «Исследование спектральных характеристик природных осадков» (табл.2)
Таблица 2 – Оценки за выполнения индивидуальных заданий исполнителем проекта №1 «Исследование спектральных характеристик природных осадков»
Проект №1 «Исследование спектральных характеристик природных осадков» |
||||||||||||
ФИО |
Класс | Креативность
(по методике Г.Девиса) |
Оценка проектной деятельности |
Оценка предметной деятельности | ||||||||
Физика | Математика | Химия-биология | Информатика | |||||||||
Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | |||
Бурцева Кристина | 11 | 16 | 8 | 6 | - | - | 5 | 3 | 5 | 5 | - | - |
Карпов Дмитрий | 11 | 17 | 8 | 7 | 5 | 4 | 5 | 4 | - | - | 5 | 5 |
Пузов Владимир | 11 | 13 | 6 | 5 | 5 | 3 | - | - | - | - | 5 | 4 |
Сульдина Екатерина | 11 | 19 | 10 | 8 | 5 | 5 | 5 | 5 | - | - | - | - |
Представим оценки исполнителей за выполнения индивидуальных заданий за проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы» (табл.3).
Таблица 3 – Оценки исполнителей за выполнения индивидуальных заданий за проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы»
Проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы» |
||||||||||||
ФИО |
Класс | Креативность
(по методике Г.Девиса) |
Оценка проект-ной деятель-ности | Оценка предметной деятельности | ||||||||
Физика | Матема-тика | Химия-биология | Информатика | |||||||||
Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | Максимальная | Полученная | |||
Еремеева Даниель | 9 | 17 | 8 | 7 | 5 | 4 | 5 | 3 | - | - | - | - |
Книзель Александр | 9 | 12 | 6 | 4 | 5 | 3 | - | - | - | - | 5 | 4 |
Сазонов Юрий | 9 | 14 | 7 | 5 | - | - | 5 | 4 | - | - | 5 | 5 |
Яковенко Ульяна | 9 | 20 | 10 | 9 | 5 | 5 | 5 | 4 | - | - | - | - |
Длительность каждого проекта в среднем составляет 4-8 недель. Необходимо отметить, что для выполнения каждого проекта ученики должны обладать определенными навыками и знаниями по определенному предмету. А в рамках определенного проекта все исполнители, то есть ученики, вынуждены действовать коллективно. В конце каждой недели проводятся обсуждение полученных результатов, куратором давались рекомендации для успешного решения того или иного вопроса. В ходе выполнения проектов происходит эффективный обмен навыков и знаний между исполнителями проекта. Благодаря адекватной оценки деятельности и распределению обязанностей исполнителей оба проекта были успешно выполнены, и мы решили участвовать с данными проектами во Всероссийском конкурсе «Siemens» научно-инновационных проектов для старшеклассников [13].
Как показало наше исследование, применение метода проектов во внеурочной деятельности учащихся (в примере кружка информатике в интеграции с другими учебными предметами), а также адекватная система оценивания проектной деятельности способствует более глубокому усвоению учебных предметов учащимся.
Библиографический список
- Дьюи Д. Школа и общество.- М.: Госиздат РСФСР, 1924. 176 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под. Ред. Е.С. Полат. М., 2000.
- Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий. М., 2006.
- Ахметов М. А. Проектный метод обучения // Химия в школе. 2012. №3.
- Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
- Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
- Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.
- Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
- Баженова Н.Г. Играизация как стимулирующий механизм самоорганизации студенчества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 88-93.
- Баженова Н.Г. Играизированные практики как активизирующий фактор самоорганизации студенчества // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 1 (28). С. 259-264.
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
- Vexler V.A., Bazhenov R.I., Bazhenova N.G. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.
- Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
- Штепа Ю.П. Роль обучения решению задач по информационному моделированию для развития ИКТ-компетентности старшеклассников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С. 28-44.
- Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 66-67.
- Zhylkybay G., Magzhan S., Suinzhanova Z., Balaubekov M., Adiyeva P. The Effectiveness of Using the Project Method in the Teaching Process // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 143. P. 621-624.
- Ergül N. R., Kargın E.K. The Effect of Project based Learning on Students’ Science Success // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. V.136. P. 537-541.
- Кузьмина В.В. Использование метода проектов в процессе обучения математике и информатике // Среднее профессиональное образование. 2006. № 7. С. 31-32.
- Столярова И.А. Методические аспекты построения урока по информатике в условиях применения метода проектов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 6. С. 178-179.
- Кравцова А.Ю., Кириченко И.Б. Методические аспекты использования метода проектов на уроках информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2003. № 1. С. 90-95.
- Солодовникова О.Н. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и икт // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 97-100.
- Иванова Н.И. Метод проектов как условие повышения качества образования в информатике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 15. С. 76-78.
- Гладких С.В., Гладких А.И. Метод проектов на уроках информатики – как одна из форм самостоятельной работы учащихся // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 42.
- Трофимова А.Л. Метод проектов в организации системы внеурочной деятельности школьников по информатике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 168-170.
- IX Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. URL: http://science-award.siemens.ru/