УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ

Зубанов Владимир Петрович1, Руденко Егор Николаевич2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье приводится возможность включения подростка в систему социальных институтов, обеспечивающих социализацию и самореализацию личности. Структура и условия социализации является сложным педагогически важным процессом, обеспечивающим потребность личности в принятии его и его продуктов жизнедеятельности различными категориями социума и их объединениями в микро-, мезо-, макрогруппы. Одним из таких объединений являются футбольные организации и ассоциации. В работе описана возможность включения педагога по физической культуре в систему формирования профессионально-педагогической культуры, культуры самостоятельной работы личности через приобщения подростков к футболу как одному из направлений социализации и самореализации.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, образование, обучение, профессиональная культура, профессионально-педагогическая культура, футбол


SOME FEATURES OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF A TEENAGER IN THE STRUCTURE OF FOOTBALL

Zubanov Vladimir Petrovich1, Rudenko Egor Nikolaevich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, candidate of biological Sciences, associate Professor
2Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, student
3Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, teacher

Abstract
In the article the possibility of inclusion of a teenager in the system of social institutions, providing socialization and self-actualization of the individual. The structure and terms of socialization is a complex pedagogically important process that provides the need for the individual in making it and its metabolic products of various categories of society and their associations in the micro-, meso-, macro-group. One such associations are football organizations and associations. The paper describes the inclusion of teacher of physical culture in the system of formation of professional and pedagogical culture, culture of independent work personality through introducing adolescents to football as one of the areas of socialization and self-realization.

Keywords: and competence, culture of independent work, education, football, professional and pedagogical culture, professional culture, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4050 (дата обращения: 31.10.2023).

Современная педагогическая практика накопила богатейший инструментарий в моделировании и апробации моделей социализации и самореализации личности. Уточним понятия «социализация», «самореализация», «социализация в футболе», «самореализация в футболе», опираясь на возможности и качество моделирования дефиниций в структуре подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности [1-3].

Под социализацией будем понимать процесс ситуативного, своевременного включения личности в систему микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых социальных отношений, где приоритеты личности и общества в структуре субъектно-средовых противоречий определяют поле оптимальных решений в ресурсах ретрансляции социального опыта и реализации идей становления личности в структуре ведущей деятельности и общения.

Под социализацией в футболе будем понимать процесс включения обучающегося, занимающегося футболом, в систему микро-, мезо- и макрогрупповых отношений, сведенных непосредственно к системе занятий футболом и ресурсам соревновательной деятельности, определяющей и предопределяющий позитивное включение в социальное пространство личности обучающегося, строящей свои личностные и профессиональнее планы в структуре различных направлений деятельности, в том числе и занятий футболом.

Под самореализацией будем понимать личностно оптимизированный процесс самоверифицированного поиска системы и результатов собственной продуктивной деятельности, предопределяющей и качество, и возможности ведущей деятельности и общения в согласованной политике непрерывного профессионального образования.

Под самореализацией в футболе будем понимать процесс самосовершенствования в структуре тренировок и внетренировочное время, обеспечивающих определенное качество достижений, высоких результатов и побед в русле поставленных целей и учета специфики самодетерминации личности, нормального распределения способностей и качества жизнедеятельности в микро-, мезо-, макросредах.

Большинство подростков, занимающихся футболом, определяют данный вид занятий как будущую профессиональную стезю, но в реальности только 5 % подростков реализуют данную идею не как хобби, а как профессиональный вид деятельности. Данное направление лежит в поле (условиях и специфике) нормального распределения, т.к. все равновероятные направления занятий получают именно 5% от общего количества изъявивших желание заниматься тем или иным видом деятельности.

Исследование возможностей социализации и самореализации подростка, включенного в систему школьного и внешкольного обучения, можно осуществить через анкетирование, анализ портфолио обучающегося, занимающегося футболом [13], наблюдение и комплексное исследование личности, включенной в структуру занятий футболом.

Мы в дальнейшем воспользуемся анализом портфолио обучающегося для исследования описываемого нами феномена, а пока уточним совокупность педагогических условий подготовки будущих педагогов к включению их в работу по социализации и самореализации подростков через занятия футболом, где приоритеты подготовки, выбор методов и средств, педагогических технологий и модели социализации и самореализации личности лежит в плоскости гуманно-личностного становления педагога и обучающегося, специфика научно-педагогического обеспечения которого лежит в плоскости таких публикаций, как [5-12].

Педагогические условия оптимизации модели социализации и самореализации личности обучающегося, занимающегося футболом, в системе подготовки будущих педагогов по физической культуре:

1. Научная постановка и верификация возможностей личности обучающегося и будущего педагога в решении задач развития и социализации, образования и обучения, самореализации и самосовершенствования.

2. Учет индивидуальных особенностей личности обучающегося (учащиеся СОШ, ДЮСШ, студенты спузов, вузов и пр.), потребностей общества и социума в целом в постановке и верификации модели самореализации и социализации личности в футболе.

3. Учет условий нормального распределения способностей обучающихся в ресурсах детерминации и решения противоречий «хочу – могу – надо – есть».

4. Подготовка подростка к профессиональному самоопределению и будущего педагога к такого рода практике в условиях педагогического взаимодействия в ДЮСШ или СОШ, где особое внимание уделяется футболу как направлению социализации и самореализации личности.

5. Учет системы ограничений в выборе методов и форм, средств и технологий педагогического взаимодействия, фасилитирующего формирование модели социализации и самореализации личности, культуры самостоятельной работы, культуры профессионального самоопределения и становления личности в выбранном направлении деятельности.

6. Создание условий для позитивного восприятия системы непрерывного профессионального образования как страховки и базы в выборе возможностей перехода из одного вида деятельности в другой.

Совокупность выделенных педагогических условий является возможным направлением оптимальной подготовки будущих педагогов по физической культуре к качественной организации социализации и самореализации подростков через занятия футболом.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.  410 с.  ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  3. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  4. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  5. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  6. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  7. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  8. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  9. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  10. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  11. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. – М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  12. Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
  13. http://vk.com/portfolioxxi


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: