Современная педагогическая практика накопила богатейший инструментарий в моделировании и апробации моделей социализации и самореализации личности. Уточним понятия «социализация», «самореализация», «социализация в футболе», «самореализация в футболе», опираясь на возможности и качество моделирования дефиниций в структуре подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности [1-3].
Под социализацией будем понимать процесс ситуативного, своевременного включения личности в систему микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых социальных отношений, где приоритеты личности и общества в структуре субъектно-средовых противоречий определяют поле оптимальных решений в ресурсах ретрансляции социального опыта и реализации идей становления личности в структуре ведущей деятельности и общения.
Под социализацией в футболе будем понимать процесс включения обучающегося, занимающегося футболом, в систему микро-, мезо- и макрогрупповых отношений, сведенных непосредственно к системе занятий футболом и ресурсам соревновательной деятельности, определяющей и предопределяющий позитивное включение в социальное пространство личности обучающегося, строящей свои личностные и профессиональнее планы в структуре различных направлений деятельности, в том числе и занятий футболом.
Под самореализацией будем понимать личностно оптимизированный процесс самоверифицированного поиска системы и результатов собственной продуктивной деятельности, предопределяющей и качество, и возможности ведущей деятельности и общения в согласованной политике непрерывного профессионального образования.
Под самореализацией в футболе будем понимать процесс самосовершенствования в структуре тренировок и внетренировочное время, обеспечивающих определенное качество достижений, высоких результатов и побед в русле поставленных целей и учета специфики самодетерминации личности, нормального распределения способностей и качества жизнедеятельности в микро-, мезо-, макросредах.
Большинство подростков, занимающихся футболом, определяют данный вид занятий как будущую профессиональную стезю, но в реальности только 5 % подростков реализуют данную идею не как хобби, а как профессиональный вид деятельности. Данное направление лежит в поле (условиях и специфике) нормального распределения, т.к. все равновероятные направления занятий получают именно 5% от общего количества изъявивших желание заниматься тем или иным видом деятельности.
Исследование возможностей социализации и самореализации подростка, включенного в систему школьного и внешкольного обучения, можно осуществить через анкетирование, анализ портфолио обучающегося, занимающегося футболом [13], наблюдение и комплексное исследование личности, включенной в структуру занятий футболом.
Мы в дальнейшем воспользуемся анализом портфолио обучающегося для исследования описываемого нами феномена, а пока уточним совокупность педагогических условий подготовки будущих педагогов к включению их в работу по социализации и самореализации подростков через занятия футболом, где приоритеты подготовки, выбор методов и средств, педагогических технологий и модели социализации и самореализации личности лежит в плоскости гуманно-личностного становления педагога и обучающегося, специфика научно-педагогического обеспечения которого лежит в плоскости таких публикаций, как [5-12].
Педагогические условия оптимизации модели социализации и самореализации личности обучающегося, занимающегося футболом, в системе подготовки будущих педагогов по физической культуре:
1. Научная постановка и верификация возможностей личности обучающегося и будущего педагога в решении задач развития и социализации, образования и обучения, самореализации и самосовершенствования.
2. Учет индивидуальных особенностей личности обучающегося (учащиеся СОШ, ДЮСШ, студенты спузов, вузов и пр.), потребностей общества и социума в целом в постановке и верификации модели самореализации и социализации личности в футболе.
3. Учет условий нормального распределения способностей обучающихся в ресурсах детерминации и решения противоречий «хочу – могу – надо – есть».
4. Подготовка подростка к профессиональному самоопределению и будущего педагога к такого рода практике в условиях педагогического взаимодействия в ДЮСШ или СОШ, где особое внимание уделяется футболу как направлению социализации и самореализации личности.
5. Учет системы ограничений в выборе методов и форм, средств и технологий педагогического взаимодействия, фасилитирующего формирование модели социализации и самореализации личности, культуры самостоятельной работы, культуры профессионального самоопределения и становления личности в выбранном направлении деятельности.
6. Создание условий для позитивного восприятия системы непрерывного профессионального образования как страховки и базы в выборе возможностей перехода из одного вида деятельности в другой.
Совокупность выделенных педагогических условий является возможным направлением оптимальной подготовки будущих педагогов по физической культуре к качественной организации социализации и самореализации подростков через занятия футболом.
Библиографический список
- Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978–5–7148–0346–8.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. – М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
- http://vk.com/portfolioxxi