УДК 159.98

ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ УБЕЖДЕНИЙ

Авдеев Павел Сергеевич
Всероссийская Академия Внешней Торговли

Аннотация
В статье анализируются современные подходы к понимаю убеждений. Рассматриваются функции убеждений и приводится авторская классификация их видов.

Ключевые слова: виды убеждений, изменение убеждений, мотивация, НЛП, понятие убеждений, психотерапия убеждений, функции убеждений, ценности


THE CONCEPT, FUNCTIONS AND TYPES OF BELIEFS

Avdeev Pavel Sergeevich
Russian Academy of Foreign Trade

Abstract
The article analyzes modern approaches to understanding the beliefs. Consider beliefы functions and provides the author's classification of their species.

Keywords: belief types, beliefs, beliefs psychotherapy, changing beliefs, functions, the concept of belief


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Авдеев П.С. Понятие, функции и виды убеждений // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4058 (дата обращения: 27.10.2023).

Существует большое количество определений понятия «убеждения», но до сих пор люди, практикующие работу с ними, так и не сошлись на общем понимании данного явления.

В когнитивной терапии убеждения подразделяются на два вида: глубинные и промежуточные.

Глубинные убеждения – это установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что люди часто не могут их выразить и даже осознать.

На основе глубинных убеждений формируются промежуточные убеждения, включающие отношения, правила и предположения[1].

Сложно спорить, с тем, что в психике одного индивида может существовать большое количество слоев убеждений. Критерием глубины, в данном случае, может являться количество: подкрепляющих убеждение; подсознательных установок и фактов, подтверждающих убеждение; предрасположенность типа личности к данному убеждению и др. Однако, вышеприведенное определение является, во-первых, слишком широким, а, во-вторых, стирает разницу между самим понятием «убеждение» и понятиями «установка» и «предположение».

Большое внимание работе с убеждениями уделяется в нейролингвистическом программировании (НЛП), которое является отраслью когнитивной психологии, занимающейся моделированием поведенческих навыков. В НЛП в качестве определения убеждений используется описание тех лингвистических структур из которых они строятся. Вот эти структуры:

  1. Комплексный эквивалент. Форма, в которой приравниваются два понятия (А = Б).
  2. Причинно-следственная связь. Структура, в которой одно понятие является причиной или следствием другого понятия (если А, то Б).

Убеждение, в НЛП, – это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. При этом, убеждения являются одним из логических уровней в пирамиде, разработанной Робертом Дилтсом (Robert Dilts)[2], которая включает в себя следующие уровни снизу-вверх: окружение, поведение, способности и навыки, убеждения, ценности, идентификация, миссия. При этом, убеждения являются связующим звеном между ценностями и нашим фактическим поведением.

Для большей точности мы изменим предыдущее определение так, что оно приобретет следующий вид:

Убеждение – это обобщенная интерпретация опыта.

Мы говорим об интерпретации, а не непосредственно об опыте, поскольку такое определение позволяет учитывать субъективность данного феномена. Оно показывает, что человек обобщает именно свою интерпретацию или оценку своего опыта.

«Обобщенная», в данном определении предполагает, что убеждение включает в себя не только прошлый опыт, но и охватывает новые или будущие события. Более того, такая интерпретация может распространиться на ситуации, не связанные с той, которая изначально была объектом оценки.

Функции убеждений

Разбирая понятие убеждений, нельзя не рассмотреть их функции. В частности, убеждения выполняют следующие функции:

  1. Оптимизация хранения информации. Обобщая информацию, мы создаем убеждение, что позволяет нам хранить ее в сжатом виде.
  2. Убеждения как фильтр восприятия. Человек фильтрует, поступающую к нему, информацию с помощью убеждений. Например, человек с убеждением «Я успешный» в любой ситуации будет видеть доказательства своего успеха, человек же с обратным убеждением («Я неудачник»), даже получая хорошие результаты, будет находить в них негативные моменты.
  3. Прогностическая функция. Здесь убеждение выступает, как критерий выбора способов поведения в новых ситуациях. Индивид, попадая в новую ситуацию, имеет проблемы с тем, чтобы сразу начать действовать. Сначала он пытается найти сходные ситуации в своем предыдущем опыте, а поскольку убеждения являются довольно обобщенными понятиями, их легко распространить на новую ситуацию, в отличии от конкретного опыта.
  4. Убеждения формируют личность. Совокупность убеждений отражается в нашей личности и характере. Более высокий уровень обобщения убеждения предполагает большее влияние на нашу жизнедеятельность.
  5. Убеждения, как ресурс. Убеждение может быть, как стимулирующим фактором, так и ограничивающим. Если у человека есть ресурсное убеждение, оно будет стимулировать его, как на сознательном уровне, так и на уровне физиологии. Нересурсное убеждение будет оказывать прямо противоположный эффект.
  6. Созидательная функция убеждений. На основе уже существующих убеждений, мы строим новые теории и концепции.

Виды убеждений

         В статье была предпринята попытка создать классификацию убеждений.

Прежде всего, необходимо понять, с какими убеждениями работаем. Отвечая на этот вопрос, можно поделить убеждения на три вида:

  1. Ресурсные убеждения – это те убеждения, которые содержат в себе определенный ресурс для достижения цели (например, «я успешный человек», «люди меня уважают», «я легко решаю математические задачи»). Данный вид убеждений может иметь два направления:

a)                Когда убеждение само по себе является ресурсом, т.е. предполагает наличие в нас способностей, качеств, состояний, необходимых для достижения данной цели.

b)                Когда убеждение содержит в себе энергию мотивации, и направлено на цель.  Например, «данная цель является важной для меня», «каждый должен достичь этого в своей жизни», «это достижение (вещь) повысит мой статус в обществе». То есть в данных убеждениях мы можем увидеть определенные стимулы (например, желание что-то сделать ради социального одобрения) создающие в человеке дополнительную мотивацию.

  1. Нейтральные убеждения – это убеждения общего вида, составляющие набор истин, научных понятий, которых придерживается большинство людей. Например, «Земля круглая», «Наша планета вращается вокруг солнца».
  2. Нересурсное (негативное, ограничивающее) убеждение. Это те убеждения, которые содержат в себе какой-либо негативный ресурс. Они также могут быть поделены на два вида, как и ресурсные, т.е. убеждения, направленные на нас самих, предполагающие отсутствие в нас способностей, навыков, качеств и т.д., или же убеждения, предполагающие неадекватную оценку ситуации (под ситуацией здесь понимается, все насчет чего может создаваться убеждение).

Важно отметить, что как позитивные, так и негативные убеждения отражают возможность достижения цели в том или ином ключе, только ресурсные убеждения предполагают определенную вероятность успеха в деле, а нересурсные определенную вероятность неудачи. Это одно из наиболее важных отличий этих видов убеждения.

Однако, не все убеждения, сформулированные негативно, являются негативными убеждениями, например, убеждение «все люди враги» может быть вполне ресурсным, если человек находиться в тылу врага во время войны.

Отдельный, но очень важный вопрос, состоит в том, должны ли быть ресурсные убеждения всегда адекватны реальности. Так, если мы меняем человеку, у которого лишний вес и, который ходит в спортзал, убеждение «У меня лишний вес», на убеждение «все красивы по-своему», то соответственно, человек просто перестает ходить в спортзал и его ресурсное убеждение становится нересурсным. Но, с другой стороны, неадекватные реальности убеждения, часто могут оградить человека от душевных страданий. Автор статьи все же стоит на точке зрения, что ресурсное убеждение должно быть адекватным, но при этом сформулированным таким образом, чтобы нести в себе заряд мотивации на исправление или улучшение ситуации.

Роберт Дилтс в своей книге «Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП» выделил три вида негативных убеждений:

  1. Безнадежность: убежденность в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от наличия возможностей.
  2. Беспомощность: убежденность в том, что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь ее.
  3. Никчемность: убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

Убеждения также можно разделить на глубинные и неглубинные. Критерием глубины, в данном случае, является количество: подкрепляющих убеждение, подсознательных установок, фактов, подтверждающих убеждение и др. Другим критерием может являться предрасположенность данного типа личности к данному убеждению.

Теперь стоит перейти к той инструментальной классификации убеждений, которая поможет нам понять направление работы с убеждениями. Данная классификация включает следующие виды убеждений:

  1. «Я делаю», когда человек в своем убеждении делает упор на свое поведение, например, «я плохо лажу с людьми».
  2.  «Мое состояние» подразумевает акцент на своем состоянии, статусе. Если смотреть по логическим уровням Дилтса то это убеждения уровня идентификация, или же (в соответствии с другими авторами), они могут отражать «я»-концепцию субъекта (например, «я плохой человек»).
  3. «Они делают». Это убеждение по поводу поведения других людей («они плохо ко мне относятся»).
  4. «Их состояние». Убеждение по поводу состояния и статуса других людей («они плохие»).
  5. «Мы делаем». То же самое, что и «я делаю» только, когда человек объединяет себя с группой людей («Мы поступаем плохо»)
  6. «Наше состояние». Состояние группы людей, в которую входит индивид (мы плохие люди).
  7. «Действие явления». Здесь может быть любое явление, объект, который не относиться к людям. Очень часто этими явлениями являются: судьба, жизнь, удача. Но могут быть и более частные случаи, например, система образования, государство и т.д. («жизнь ставит мне препятствия на моем пути»).
  8. «Состояние явления». Здесь описывается состояние или статус явления («жизнь – ужасная штука»).

Если в первом из видов убеждений человек полностью принимает свою ответственность, то переходя к другим видам, он от нее отказывается. Если в убеждении вида «Я делаю» еще можно получить конкретное описание ситуации, то, например, когда человек предъявляет нам убеждение вида «Состояние явления», нам вообще сложно понять, что он имеет в виду.

Таким образом, мы поняли, что виды убеждений бывают по поводу: себя, других людей и явлений. Другим критерием является действие или состояние.

Есть и другие критерии: частное («у меня плохо получается учить математику») или общее убеждение («у меня не получается учиться»); убеждения насчет будущего («если я выйду на сцену, то меня засмеют») и убеждения, относящиеся к конкретной ситуации в прошлом («моя мать никогда не любила меня»). Следует отметить схожую по своему звучанию, но имеющую другое значение, классификацию, включающую убеждения, основанные на прошлом (или обоснованные убеждения), и убеждения-предположения.

Важный моментом является и другой критерий – время, в течении которого формировалось убеждение: бывают убеждения сформированные в течении жизни, с которыми работать сложнее всего, бывают убеждения, сформированные недавно (с ними работать проще). Однако и здесь бывают исключения.

На самом деле, можно классифицировать убеждения по еще большему количеству критериев, в соответствии с метапрограммами и фильтрами восприятия, которые использовал человек при их создании. Например, убеждение может быть по поводу сходства или различия в чем-либо, или оно может содержать в себе оценку ситуации, как мотивирующую «от» или «к», но вышеприведённой классификации вполне достаточно, чтобы, например, определить задачи в рамках психотерапии, которыми включают в себя:

  1. Перевод человека из любого вида убеждения в убеждение «я делаю».
  2. Конкретизация убеждения, т.е. перевод убеждения из общего в частное.
  3. Перевод внимания человека с прошлого на будущее.
  4. Помощь человеку в понимании того, что его убеждение является ресурсом.

Выходя за рамки данной статьи, также стоит добавить еще одну задачу: дать понять человеку, что терапевт не пытается менять факты его жизни, так как это в принципе невозможно. Его задача изменить у человека что-то в голове, внести в его сознание ресурс, который, в последствие, поможет ему добиться лучших результатов.


Библиографический список
  1. Бек Джудит. Когнитивная терапия. Полное руководство. – Вильямс, 2006 – 400 с.
  2. Дилтс Роберт. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. – Питер, 2012 г. – 256 с.


Все статьи автора «Павел Авдеев»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: