Понятие «самоактуализация» традиционно связывают с одной из зарубежных теорий личности, развивавшейся в рамках гуманистической педагогики и психологии. Однако феномен самоактуализации изучается и в рамках философии, социологии, биологии, в связи с различными концепциями и на разных уровнях обобщения. Это отразилось в многообразии трактовок понятия «самоактуализация». В науке используются различные термины, близкие по значению к этому понятию: «самоутверждение», «самовыражение», «самораскрытие», «самодеятельность», «самовоспитание», «самосовершенствование», «самореализация», «трансценденция».
Впервые понятие «самоактуализации» появилось в работах нейрофизиолога К. Гольдштейна, который в начале двадцатого века занимался исследованиями повреждений мозга в результате ранения. Он понимал самоактуализацию как преобразование способностей личности после перенесенного ранения. Он писал о том, что организм человека управляется тенденцией актуализировать свои способности. И считал, что способности человека определяются его потребностями.
Рассматриваемое понятие было заимствовано у К. Гольдштейна его учеником А. Маслоу, который стал использовать термин «самоактуализация» как «полноценное развитие человека» [1], предопределенное биологически.
Самоактуализировавшийся человек представляется А. Маслоу не как человек, которому что-то добавлено, а как «обычный человек, у которого ничего не отнято» [1]. По его мнению, у среднего человека подавлены и блокированы способности и таланты в отличие от самоактуализирующегося человека, который реализует свою индивидуальность, так как имеет меньше различных психологических защит. Свои исследования А. Маслоу проводил с людьми, которые казались ему в жизни наиболее успешными: у них было любимое дело, они не были завистливы и работали на благо всего человечества. И у них было общим то, что они стремились к постоянному развитию своих способностей и талантов.
Зарубежные психологические исследования по проблеме самоактуализации личности акцентирую свое внимание на том, что:
- самоактуализация присуща лишь психологически здоровым людям,
- самоактуализация – это врожденная, изначально свойственная человеку тенденция к саморазвитию,
- самоактуализация – это основополагающее свойство зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала,
- показатели самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития, заложенные потенции, развитие таких качеств как автономность личности, способность к личностному и профессиональному самоопределению и др. [2].
В отечественной психологической науке также разработано много идей и теорий, позволяющих понять сущность и механизм самоактуализации личности. В исследованиях многих современных ученых проанализированы синонимы понятия «самоактуализация»:
- «самоутверждение» рассматривают в качестве стремления человека к самоосуществлению, к реализации себя в объективном мире, когда «Я» личности получает признание со стороны общества;
- «самовыражение» определяется как активность субъекта, направленная на самореализацию, но при этом потребность в самореализации не подкреплена соответствующей способностью;
- под «самораскрытием» понимается представление другим людям личной информации о себе, использование человеком различных стратегий и тактик поведения для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих;
- «самосовершенствование» – стремление человека к саморазвитию и обогащению своих внутренних сил с целью дальнейшей самореализации на более высоком уровне. Когда такое саморазвитие выступает в качестве самоцели, человек имеет дело со специфической деятельностью, направленной на самого себя, или «самодеятельностью» [2].
Наиболее важным направлением в плане развития потребности в самоактуализации является специальное обучение. Психология объясняет законы развития психики человека, а педагогика выстраивает конкретные теории о том, как целенаправленно можно руководить развитием человеческой личности. Проблема самоактуализации личности педагогической наукой рассматривается в контексте профессионального самосовершенствования, самоопределения, самореализации.
Таким образом, самоактуализация – это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт. Это процесс, предполагающий определенный выбор. Если личностный выбор делается каждый раз в пользу личностного развития, то это и является движением к самоактуализации и психологическому здоровью. Самоактуализирующимся людям свойственна устоявшаяся система личных ценностей, глубокая рефлексия и адекватный образ своего «Я». Ценности для актуализирующейся личности выступают в роли потребностей [3].
Студенческая молодежь является особенной социокультурной группой, отличающейся определенными критериями: социальным статусом, активностью социальных связей и общественной практики, множеством используемых социальных ролей и вытекающим из них прав и обязанностей, которые обеспечивают приобретение личностных и профессиональных качеств человека.
Студенты отличаются социально-психологическими особенностями: стремлением к самоопределению, самопознанию и самоутверждению. Они обладают высоким интеллектуальным уровнем и более сформированной мировоззренческой позицией. Однако, их личность может быть не достаточно определенной и устойчивой, т.к. у них нет сложившегося жизненного опыта. Социальная неопределенность связана также с особенностями нашего времени.
Современная студенческая молодежь живет в постоянно изменяющемся мире, в котором постоянно происходят социальные, политические, экономические и гражданско-правовые преобразования и повышается уровень требований к духовной, личностной и профессиональной сферам будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности. Ответственность за формирование такой личности лежит не только на ней самой, но и на учебном заведении. Поэтому вузам необходимо обеспечивать учебно-организационные и воспитательные условия для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развитию качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности, становлению ценностных ориентаций, расширению путей самопознания, самопринятия, саморазвития и самоактуализации личности.
Библиографический список
- Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой [Электронный ресурс]: Психологическая библиотека PSYLIB: [сайт]. URL: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt11.htm. (Дата обращения 10.03.2015).
- Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Дисс. … канд. пед. наук. Москва, 1996. 208 с.
- Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им.Л.Н.Толстого. – 2013. – № 7. с.-26-32. URL:http://elibrary.ru/download/52265450.pdf (Дата обращения: 12.03.2015).