Система современного профессионально-педагогического знания в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре немаловажное значение уделяет качеству и возможностям постановки и решения задач развития личности обучающегося в предметной области «физическая культура и спорт», детерминирующей и популяризирующей различные модели социализации и самореализации через формирование потребности в здоровом образе жизни, продуктивной самореализации личности, включении личности в систему занятий физической культурой и спортом, т.е. любые позитивные формы деятельностно-практических отношений, предопределяющих состоявшуюся возможность качественного развития личности и общественных отношений в ресурсах современной педагогической практики, частным случаем которой для современной школы является пример научно-педагогической публикации [1], детализирующей возможность реализации модели А. Н. Леонтьева в решении мультисредовых противоречий и отношений, сводимых нами к модели «личность рождается в деятельности».
Выделим направление социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании в качестве детерминируемой и уточняемой модели будущего профессионально-педагогического исследования, где словесно-логические и структурно-логические модели системно оптимизируют возможности исследования и коррекции качества педагогических процессов, непосредственно связанных с социализацией, самосовершенствованием и самореализацией обучающегося в плавании, за основу примем работы [2-8], системно определяющие перспективность постановки и решения проблемы научно-педагогического исследования в модели детерминации и оптимизации условий социализации, самореализации и самосовершенствования личности обучающегося, занимающегося плаванием.
Современная научно-педагогическая практика позволяет уточнять понятийный аппарат педагогической науки в ресурсах полисистемного подхода [9-19] в трех направлениях или смыслах, – это широкий, узкий и локальный смыслы детерминируемых и реализуемых педагогических процессов.
Уточним понятия «социализация», «самореализация», «самосовершенствование» в общепедагогическом, акмепедагогическом и физкультурно-оздоровительном ракурсах изучения понятийного аппарата педагогики физической культуры и спорта, определив в качестве методико-дидактического обеспечения работы по оптимизации условий и качества педагогического моделирования в деятельности педагога по физической культуре [12-17].
Социализация в широком смысле – процесс определения и верификации, оптимизации и модификации качества ретрансляции социального опыта между различными социальными (профессиональными) группами современного социального (поликультурного, воспитательно-образовательного, культурно-исторического и пр.) пространства, включенными в активный процесс освоения и ретрансляции социальных норм; определения, детализации, коррекции качества развития личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, отдыха и восстановления организма после длительных нагрузок; реализации полисистемных условий для принятия социумом развивающейся личности в различных направлениях социальных отношений и масштабах, специфика которых сводится к двум диаметрально противоположным явлениям – 1) принятие личности через продукты ведущей деятельности высокого качества, 2) принятие личности на основе идей гуманизма и сострадания (инвалиды, сироты и прочие категории социально реабилитируемых лиц в современной системе социокультурных отношений), системно верифицирующих возможность устойчивого развития личности и сохранения мультисреды и поликультурных отношений в реализуемой модели антропосреды (ноосферы).
Социализация в узком смысле – процесс качественного решения задачи оптимизации условий взаимодействия и общения развивающейся личности в системе сотрудничества и сотворчества, исключающего из своих отношений деструктивные конфликты и практику разрушения объективных социальных ценностей и приоритетов научной, культурологической, спортивно-оздоровительной и прочих направлений деятельности и накопления опыта, предопределяющих оптимизацию или повышение качества жизни и устойчивое, продуктивное развитие общества.
Социализация в локальном смысле – процесс ситуативного позитивного включения развивающейся личности в систему социальных отношений, в структуре которых определяются и реализуются потребности в самовыражении и самореализации, детально характеризующие личность и общество с позиции современной практики гуманизма и толерантности, соблюдения гуманно-деятельностных основ включения личности в систему непрерывного профессионального образования и профессионального труда.
Социализация личности в широком смысле – процесс становления личности в иерархии определения, накопления, обновления, трансформации, модификации, оптимизации, применения и ретрансляции социального опыта в ресурсах микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений и приоритетов развития общества.
Социализация личности в узком смысле – процесс качественного решения задачи оптимизации условий взаимодействия и общения развивающейся личности в ресурсах акместановления и модификации акметраектории развития, определяющих оптимальные возможности получения высоких результатов в различных направлениях антропологически обусловленных процессов и явлений.
Социализация личности в локальном смысле – процесс оптимального решения задачи взаимодействия в социуме, предопределяющей позитивное принятие обществом личности как составного элемента в модели определения и оптимизации социальных функций антропосреды или ноосферы.
Социализация обучающихся, занимающихся плаванием, в широком смысле – процесс определения и верификации, оптимизации и модификации качества и возможности занятий плаванием в модели ретрансляции социального опыта между различными группами современного поликультурного пространства, включенными в активный процесс освоения и ретрансляции социальных норм; определения, детализации, коррекции качества развития личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, отдыха и восстановления организма после длительных нагрузок, непосредственно связанных с физической культурой и спортом, плаванием и отдыхом на воде (адаптивная физическая культура); реализации полисистемных условий для принятия социумом развивающейся личности в различных направлениях социальных отношений и масштабах, специфика которых сводится к двум диаметрально противоположным явлениям – 1) принятие личности через продукты ведущей деятельности высокого качества (акмепедагогика спорта), 2) принятие личности на основе идей гуманизма и сострадания (адаптивная физическая культура и параолимпийские соревнования), предопределяющими успешность и состоятельность реализации идей гуманизма как фундаментального явления современной ноосферы и антропосреды.
Социализация обучающихся, занимающихся плаванием, в узком смысле – процесс качественного решения задачи оптимизации условий взаимодействия и общения развивающейся личности, занимающейся плаванием, предопределяющих устойчивое развитие личности и социальных отношений, реализующих и пропагандирующих здоровый образ жизни и высокие достижения в плавании – основой всех изменений, в модели которых лежит нормальное распределение способностей и здоровья, системно верифицирующей возможности позитивной оценки качества достижений личности спортсмена социокультурной средой и различными социальными группами в выбранном им направлений деятельности, следствие которого и представляет собой нами описываемый процесс.
Социализация обучающихся, занимающихся плаванием, в локальном смысле – процесс ситуативного решения задачи взаимодействия в социуме, где плавание определяет возможность позитивного восприятия и распространения социальных отношений и норм культуры и этики, ценностей и моделей самореализации и самоутверждения личности.
Самосовершенствование в широком смысле – процесс постановки и решения задачи всестороннего развития личности и полифункционального продуктивного развития общества в контексте определения и решения перспектив самосохранения и оздоровления, фасилитации получения позитивного, социально востребованного результата и коррекции негативных последствий недопонимания важности продуктивного становления всех субъектов социального пространства, способности которых распределены априори нормально (в соответствии с законом распределения Гаусса), предопределяющих определенный уровень качества развития личности, оптимально высокий уровень качества создания продуктов ведущей деятельности личности, качество жизни и успешность реализуемых государственных, региональных и прочих программ.
Самосовершенствование в узком смысле – процесс реализации идей развития личности в выборе и верификации выбора продукта будущего самоутверждения и самореализации личности, способной адекватно и объективно оценить все составные мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть», предопределяющих в решении оптимизированную возможность самореализации и взаимодействия личности в социуме.
Самосовершенствование в локальном смысле – процесс частно детерминированного, сиюминутного решения задач(и) развития личности в различных направлениях и формах, социально и личностно востребованных идеальных продуктах ведущей деятельности.
Самосовершенствование личности в широком смысле – процесс многофункциональной и иерархически модифицируемой постановки задачи поливариативного становления и развития личности в системе социальных приоритетов и норм культуры, предопределяющих успешность личности в социально-профессиональных отношениях и мультикультурной презентации, распространении, модификации продуктов ведущей деятельности и хобби.
Самосовершенствование личности в узком смысле – процесс становления личности в решении задач полисистемного развития, где локально детерминированы и определены все составные мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть», предопределяющих качество всех педагогически номинированных явлений и процедур.
Самосовершенствование личности в локальном смысле – процесс получения качественного, ситуативного результата в решении задач всестороннего, многомерного развития личности.
Самосовершенствование обучающихся, занимающихся плаванием, в широком смысле – процесс постановки и решения задачи всестороннего развития личности обучающегося, занимающегося плаванием, в модели полифункционального продуктивного развития, системно визуализирующего и детерминирующего возможности определения и решения перспектив самосохранения и оздоровления личности, самоутверждения и самореализации личности в модели акмепедагогической практики получения высоких результатов в плавании, фасилитации получения позитивного, социально востребованного результата в системе занятий плаванием, основа которого построена на двух направлениях – 1) получение высоких достижений и 2) оздоровление субъектов социального пространства; коррекции негативных последствий недопонимания важности продуктивного становления всех субъектов социального пространства, способности которых распределены априори нормально (в соответствии с законом распределения Гаусса), предопределяющих определенный уровень качества развития личности, оптимально высокий уровень качества создания продуктов ведущей деятельности личности (награды и знаки отличия в соревнованиях и парасоревнованиях).
Самосовершенствование обучающихся, занимающихся плаванием, в узком смысле – процесс реализации идей развития личности обучающегося, занимающегося плаванием, в выборе и верификации выбора направления или продукта будущего самоутверждения и самореализации личности в модели определения перспектив и реализованной возможности верификации адекватности и объективности оценки в уточнении и решении мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть», непосредственно связанных с занятиями плаванием, предопределяющих в решении оптимизированную возможность самореализации и взаимодействия личности в социуме как социально-профессиональной проблемы.
Самосовершенствование обучающихся, занимающихся плаванием, в локальном смысле – это ситуативное решение задачи развития и повышения качества владения техникой спортивной подготовки и повышения спортивного мастерства.
Самореализация личности в широком смысле – процесс полисистемного поиска модели самосовершенствования и самоутверждения личности через продукты ведущей деятельности, предопределяющие возможность сохранения антропосреды и ноосферы, личности и объектов живой и неживой природы в оптимально корректной форме, фасилитирующей гуманное становление и развитие личности социокультурной (воспитательно-образовательной) среды.
Самореализация личности в узком смысле – процесс получения результата ведущей деятельности в контексте реализуемых условий и практики сотрудничества, сотворчества и взаимодействия, предопределяющих успешность личности и возможность ее дальнейшего развития в выбранном направлении.
Самореализация личности в локальном смысле – процесс сиюминутного решения задач продуктивного самовыражения личности в одной из номинируемых личностью моделей, сводимых нами к моделям «спорт», «наука», «искусство», «культура» и пр.
Самореализация обучающихся, занимающихся плаванием, в широком смысле – процесс определения перспектив развития и достижения их в выбранном виде спорта (плавание), детерминируемых и верифицируемых в модели современной культуры, определяющей возможность решения акмепедагогических и гуманно-личностных форм самовыражения как продуктов ведущей деятельности и механизма самозащиты социума от асоциальных форм взаимоотношений и самовыражения (Васильев Д. С., 2015).
Самореализация обучающихся, занимающихся плаванием, в узком смысле – процесс получения обучающимся определенного результата на конкретном уровне соревнований, предопределяющий дальнейшую тактику и практику решения задач продуктивного самовыражения (Васильев Д. С., 2015).
Самореализация обучающегося, занимающихся плаванием, в локальном смысле – процесс сиюминутного решения поставленной им задачи в структуре подготовки и участия в соревнованиях по плаванию (Васильев Д. С., 2015).
Выделим некоторые педагогические условия оптимизации качества социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании, реализуемые в современном воспитательно-образовательной среде ОУ (образовательного учреждения), выделяемые в соответствии с приоритетами моделирования системы принципов и педагогических условий [20-21] в рамках детерминации и решения задач оптимизации педагогических процессов, специфика которых нами может быть продолжена в русле соблюдения идей гуманизма и продуктивности (Васильев Д. С., 2015):
- Своевременное определение и коррекция модели решаемых противоречий развивающейся личности «хочу – могу – надо – есть» в направлении социализации и самореализации «плавание».
- Постановка и детализация возможностей формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему занятий плаванием.
- Оптимизация модели единства развития личности в ресурсах «я – гражданин», «я – семьянин», «я – труженик».
- Учет нормального распределения способностей и здоровья в выборе перспектив развития и самоутверждения личности, включенной в активный поиск «я», предопределяющего успешность и состоятельность жизнедеятельности.
- Детерминация основ современного непрерывного образования в модели «образование через всю жизнь», сводимого нами к реализуемой возможности перехода обучающегося из одного вида спорта в другой, из одного направления социализации и самореализации в другой (имеется в виду направления «спорт», «наука», «искусство», «культура» и пр.).
Выделенные педагогические условия оптимизации качества социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании, реализуемые в современном воспитательно-образовательной среде ОУ, необходимо будет верифицировать в моделируемом продукте программно-педагогического обеспечения исследования качества социализации, самореализации и самосовершенствования обучающегося, занимающегося плаванием, системно сводимого нами к постановке и решению задач моделирования и апробации анкеты социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании и возможности участия обучающихся, занимающихся плаванием, в III заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (сроки проведения конференции: 04-06 мая 2015 года, г. Новокузнецк, НФИ КемГУ, ФФК).
Библиографический список
- Пушинина А.А., Сукиасян А.А. Деятельность – основа развития личности // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (25 февр. 2015 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 131-135.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3273
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.
- Артамонова Е. И., Козырева О. А. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). С.11-19.
- Артамонова Е. И., О. А. Козырева Полисистемный подход в контексте общепедагогического и культурологического знания // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические: сборник научных статей : в 2-х ч. Ч.1 ; под ред. Г. Л. Никоновой. – Чебоксары : Центр ИНТЕЛЛЕКТ, 2013. С.3-10.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С. 21-23.
- Козырев Н. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога в контексте полисистемного понимания проблем современного образования // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические: сборник научных статей : в 2-х ч. Ч.1 ; под ред. Г. Л. Никоновой. – Чебоксары : Центр ИНТЕЛЛЕКТ, 2013. С.22-30.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. – Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. № 2 (73). С.109-117.
- Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
- Козырева О.А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11-2. С. 127-131.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С.27-29.