УДК 378.31

ЗА РЕЙТИНГИ СТОИТ БОРОТЬСЯ

Худякова Валерия Вадимовна
Финансовый Университет
студентка

Аннотация
Экономическое развитие современных государств в значительной степени зависит от наличия образованных и квалифицированных кадров и технологий. Интерес к получению высшего образования в нашей стране постоянно растет. Расходы на образование характеризует степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан.

Ключевые слова: высшее образование, расходы на высшее образование., рейтинг систем высшего образования


FOR RATINGS WORTH FIGHTING FOR

Khudyakova Valeria Vadimovna
Financial University
student

Abstract
Economic development of modern states is largely dependent on the availability of educated and skilled human resources and technology. Interest in higher education in our country is growing. Expenditure on education characterizes the degree of attention paid by the state and society, education of citizens.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Худякова В.В. За рейтинги стоит бороться // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/10/6023 (дата обращения: 28.10.2023).

Научный руководитель- профессор Финансового Университета Белогруд Игорь Николаевич

Следует отметить, что в последнее время наблюдается очевидное повышение интереса россиян к получению высшего образования. В России насчитывается около 3 тысяч ВУЗов и филиалов, которые каждый год выпускают около 1,1 миллионов дипломированных специалистов.

Высшее образование в России – это часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. До вступления 1 сентября 2013 года в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использовался термин высшее профессиональное образование, которое не включало в себя обучение в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, ассистентуры-стажировки, отнесённого к послевузовскому профессиональному образованию. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.[1]

Расходы на образование являются одним из ключевых социально-экономических показателей, который характеризует степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. В 2014 году расходы на образование в России составили 3037,3 млрд. рублей, что составило 11,2 % к расходам всего консолидированного бюджета Российской Федерации. Из этой суммы на высшее образование было потрачено 519,7 млрд. рублей. Расходы на высшее образование по отношению к ВВП в 2014 году составляли всего 0,73 %. В этом же году по отношению к предшествующему году наблюдалась общая тенденция к снижению доли расходов консолидированного бюджета РФ на образование по отношению к ВВП,  в том числе по всем уровням образования, за исключением дошкольного. [2]   В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование на 2014 год Россия заняла 98 место с показателем 4,1 % от ВВП. [3]

Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») при поддержке фонда Олега Дерипаска составило четвертый ежегодный рейтинг вузов России. Первую строчку в рейтинге, как и год назад, занял МГУ им М. В. Ломоносова: в университете созданы наилучшие условия для получения качественного образования и обеспечивается наиболее высокий уровень научно-исследовательской деятельности.

Лидеры рейтинга демонстрируют устойчиво высокие результаты: уже третий год подряд состав топ-20 лучших вузов России остается стабильным. Это 11 вузов из столичного региона (МГУ им. М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и другие), Санкт-Петербургский государственный и политехнический университеты, два вуза Томска (ТПУ и ТГУ), два вуза Новосибирска (НГУ и НГТУ), а также три федеральных университета – Уральский, Сибирский и Казанский (Приволжский).

Выпускники технических вузов по сравнению с экономическими по-прежнему более востребованы работодателями, и это идет в разрез с выбором абитуриентов, предпочитающих учиться на экономистов и управленцев. [4] Так, средняя стоимость платного обучения на первом курсе в технических вузах составляет 105 тысяч рублей, в экономических – 200 тысяч рублей. Среди университетов с самой высокой стоимостью платного обучения по программам бакалавриата и специалитета преобладают нетехнические вузы; наиболее дорогое обучение в МГИМО и НИУ ВШЭ. [5]

Финансирование вузов в расчете на студента в среднем по топ-100 ВУЗов за год номинально увеличилось на 1% (с 287 до 290 тысяч рублей с учетом бюджетных и небюджетных средств). При этом зафиксированная динамика существенно ниже годового уровня инфляции в стране, который составил в 2014 году 11,4%.

Можно отметить ряд успехов вузов по привлечению средств на научные разработки. К примеру, большинству участников рейтинга удалось за год ощутимо нарастить объемы НИОКР (Табл.1). [5] Впрочем, по итогам 2015 года НИОКР вряд ли смогут сыграть роль надежной «подушки безопасности» для вузов, так как предпосылок для роста заказов на научные исследования не наблюдается.

Следует также отметить плавное увеличение количества эндаумент-фондов вузов – фондов целевого капитала, созданных на пожертвования выпускников. Если два года назад среди топ-100 российских вузов эндаумент-фонды были созданы при 34 учебных заведениях, то сегодня – при 41. И, хотя объемы фондов пока ничтожны на фоне государственных вложений в ВУЗы из топ-100 (5 миллиардов рублей против 220 миллиардов рублей), рост числа фондов можно воспринимать как положительную тенденцию для отечественной высшей школы.

Таблица 1.

Группы ВУЗов

Объем бюджета, привлеченного на НИОКР, млн. рублей
2015 2014 Изменение, %
В среднем по топ-100 ВУЗов 809 675 19,8
Участники программы «5-100» 1649 1241 32,9
Экономические ВУЗы 301 216 39,5
Технические ВУЗы 935 793 17,8
Медицинские ВУЗы 118 76 54,1
Национальные исследовательские ВУЗы 1508 1196 26,1
Вузы Москвы и Санкт-Петербурга 1267 1079 17,4

Специалистами портала Учеба.ру была составлена «пирамида платного образования», которая включает в себя 5 категорий: «золотая лига», «серебряная лига», «крепкие середняки», «эконом-класс», «лига хвоща».

«Золотая лига» включает в себя такие Российские ВУЗы как ВШЭ, МГИМО, МГУ, ФУ и другие. Обучение в «золотой лиге» обойдется более чем 300 тысяч рублей в год.

«Серебряная лига» представляет такие ВУЗы как РАНХиГС, МГЮА им. Кутафина, РЭУ им. Г. В. Плеханова, ВАВТ, МГЛУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РУДН и другие ВУЗы. Годовая стоимость обучения равна примерно 200-300 тысяч рублей.

Дальше «крепкие середняки», туда входят ГУУ, МИФИ, РГУНГ им. Губкина, РГС, МАИ и другие. За год обучения здесь нужно заплатить порядка 100-200 тысяч рублей.

«Эконом-класс» включает в себя такие ВУЗы как Университет «Дубна», ГАСК, МГАВТ, ГУЗ, МГУДТ и стоимость в год составляет около 50-100 тысяч рублей.

Категория «лига хвоща». Она включает в себя 3 вида учебных заведений: Институт коммуникативных технологий, Московский институт государственного и муниципального управления и Славяно-Греко-Латинскую Академию. Стоимость учебы в «лиге хвоща» составит менее 50 тысяч рулей в год. [6]

Авторы составления рейтинга национальных систем высшего образования стран мира 2015 года (U21 Rankings of National Higher Education Systems 2015) считают, что экономическое развитие современных государств в значительной степени зависит от наличия образованных и квалифицированных кадров и технологий, повышающих производительность труда. Сектор высшего образования способствует реализации этих потребностей. Более того, в современном мире качественные системы высшего образования, которые имеют широкие связи на международном уровне, способствует глобальному развитию, благодаря обмену студентами, исследователями, проектами и идеями через национальные границы. Исходя из этих предпосылок, главная цель проекта заключается в том, чтобы выяснить, какие страны предоставляют лучшее высшее образование. В отличие от рейтингов высших учебных заведений, где учитываются показатели отдельных образовательных учреждений, в рейтинге Universitas 21 оцениваются системы высшего образования среди относительно большого числа стран, находящихся на различных этапах экономического развития.

Рейтинг рассчитан по методике Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна, Австралия, и оценивает национальные системы высшего образования по 24 основным показателям, объединённым в четыре группы:

  • Ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов) — 25%.
  • Результаты (научные исследования, научные публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений) — 40%.
  • Связи (уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости систем высшего образования) — 10%.
  • Окружение (государственная политика и регулирование, возможности получения образования) — 25%.

В итоговых расчётах учитывалась поправки на численность населения исследуемых стран. Рейтинг 2015 года охватывает 50 государств, для которых имеются подтверждённые статистические данные по всем показателям.

В этом году странами с лучшими системами высшего образования по всем показателям стали пять государств: Соединённые Штаты Америки, Швейцария, Дания, Финляндия и Швеция. Россия заняла 33 место из 50 возможных, улучшив свои позиции на два пункта по сравнению с 2014 годом. Последнее место в рейтинге занимает Индия. [3]


Библиографический список
  1. Википедия – свободная энциклопедия // [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Высшее_образование_в_России (Дата обращения 11.10.2015)
  2. Финансирование системы образования России (динамика расходов на образование: Российский и международный опыт) // [Электронный ресурс] URL: http://scienceproblems.ru/finansirovanie-sistemy-obrazovanija-rossii.html (Дата обращения 10.10.2015)
  3. Центр гуманитарных технологий – информационно-аналитический портал // [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (Дата обращения 10.10.2015)
  4. Белогруд И.Н. Перспективы роста образовательной миграции / Современные аспекты экономики. 2014. № 12 (208). С. 126-131.
  5. Эксперт РА – рейтинговое агентство // [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/ (Дата обращения 10.10.2015)
  6. Учеба.ру // [Электронный ресурс] URL: http://www.ucheba.ru/article/255 (Дата обращения 11.10.2015)

 



Все статьи автора «Белогруд Игорь Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: