УДК 316.6

БИЗНЕС КАК ПСИХОЛОГИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОШЕННИЧЕСКИХ СХЕМАХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Катунова Валерия Валерьевна
НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», Нижегородский филиал
канд. биологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии

Аннотация
В статье анализируются виды и причины использования психологических технологий в современном российском бизнесе. Рассматривается массовое использование различных психологических и парапсихологических технологий коммерческими организациями медицинского и психологического профиля на примере Нижнего Новгорода. Приводятся наиболее характерные деструктивные черты деятельности такого рода организаций и частных специалистов. Приводится анализ социально-психологических и юридических причин развития этой сферы коммерческой деятельности.

Ключевые слова: деструктивные организации, индоктринация, контроль поведения, контроль сознания, мошенничество, парамедицина, парапсихология, психологическая экспертиза, психологические технологии


BUSINESS AS PSYCHOLOGY: USE OF PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES IN ROGUISH SCHEMES OF THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS, CREATION OF THE DESTRUCTIVE ORGANIZATIONS OF THE PSYCHOLOGICAL PROFILE

Katunova Valeriya Valerievna
University of Russian academy of education, Nizhny Novgorod branch
Candidate of Biological Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of legal psychology

Abstract
In article types and the reasons of use of psychological technologies in modern Russian business are analyzed. Mass use of various psychological and parapsychological technologies by the commercial organizations of a medical and psychological profile on the example of Nizhny Novgorod is considered. The most characteristic destructive features of activity of the such organizations and private experts are given. The analysis of the social and psychological and legal reasons of development of this sphere of commercial activity is provided.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Катунова В.В. Бизнес как психология: использование психологических технологий в мошеннических схемах коммерческих организаций, создание деструктивных организаций психологического профиля // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6340 (дата обращения: 28.10.2023).

Психологические технологии нашли свое место в бизнесе после сразу же после возникновения массовой доступности последнего – еще в 80-90-е гг. XXвека. Развитие внутриэкономического положения в стране в эти годы отразилось и на тенденции сближения психологии и предпринимательства. Этому во многом способствовали следующие аспекты развития изначально очень различных научных областей.

Во-первых, это привнесение в психологическую науку новых практических технологий из зарубежных центров, а также увеличение доступности публикаций этих методов для широких масс читателей, причем их как научных, так и «околонаучных» описаний (различные частные индивидуально-личностные бизнес-технологии: «секреты успешного руководителя», «как стать лидером», «методики успешного ведения деловых переговоров», «эффективная самопрезентация» и т.д.). Широкая доступность и массовость публикаций психологических диагностических и обучающих методик в настоящее время привела к тому, что они используются как для «домашнего» применения, так и в работе многих организаций. Высокий уровень методического оснащения и необходимость личностно-персонального подхода к штату предприятий и учреждений привели, в конечном итоге, к достаточно высокому уровню развития внешних и внутренних кадровых служб, агентств по найму и переквалификации персонала. А с другой стороны, потребовали от организаций высокого уровня квалификации для людей, занятых в этих областях. Крайняя точка этого процесса – зачастую необоснованное применение и недостаточно точная и гибкая интерпретация результатов многих методик (повсеместное использование вариантов тестов IQи учет их результатов как основного критерия отбора кадров, проверки на «личную совместимость с руководителем», отбор персонала по критерию соотнесения знаков гороскопа, повсеместное применение тренинговых технологий и т.д.). Тонкий психологический инструментарий оказывается в руках у непрофессионалов, которые используют его без необходимой осторожности как в применении, так и в объяснении результатов.

Во-вторых, это переориентация основных направлений в отечественной психологии. Развивающаяся до того преимущественно в области таких дисциплин, как общая, педагогическая, медицинская психология, психология развития, наука расширяется, принимая в себя – дань времени и необходимость, обусловленная развитием общества – такие дисциплины и направления, как психология рекламы, управления, организационное поведение, конфликтология (как теоретическая, так и практическая) и т.д. Научная работа в рамках этих направлений к настоящему времени получила и широкий размах, и большую престижность, и, соответственно, большее субсидирование по сравнению с направлениями, уже ставшими традиционными. Появление в России негосударственных и переквалификация некоторых государственных вузов были связаны непосредственно с их более узкой и востребованной специализацией (в Нижнем Новгороде, например, это «Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса» («НИМБ»), «Нижегородский Коммерческий Институт» («НКИ») и ряд других).  При этом обучение практически по всем специальностям и направлениям из разряда «коммерция», «маркетинг», «менеджмент», «менеджмент организации», «связи с общественностью», «управление персоналом», «антикризисное управление» и др. обеспечивается рядом базовых и специфических психологических дисциплин. Таким образом, будущие предприниматели, менеджеры и руководители обеспечиваются необходимым минимумом знаний из области психологии. Причем эта база постепенно наращивается, специализируется и переходит от теории к практическим методикам, приемам и наработкам.

В-третьих, в 90-е гг. 20-го века и последующее время в деловой мир приходили ученые различные специальностей – в том числе и психологи, которые не смогли найти работы по специальности вследствие низкой квалификации или посчитали предпринимательство более прибыльной отраслью для работы. Большинство нижегородских коммерческих «околопсихологических» и медицинских центров имеют в своем штате специалистов-психологов.

На сегодняшний день развитие этих тенденций привело к массовому использованию различных психологических и парапсихологических технологий коммерческими организациями медицинского и собственно психологического профиля. К 2010 году количество зарегистрированных «целителей» в стране достигло 800 тысяч человек, – притом, что врачей только 620 тысяч. Только в 2009 году в Москве к услугам магов и целителей, по данным МВД, прибегало 300 тысяч человек, а Русская Православная Церковь называет число 800 тысяч [1].

Парапсихологию характеризуют как область исследований, изучающую формы чувствительности, обеспечивающие способы приёма информации, не объяснимые деятельностью известных органов чувств; а также соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т.п.).

Парамедицина – область, смежная с парапсихологией, включающая разнообразные, не имеющие объяснения методы лечения: лечение наложением рук, мысленным внушением (без применения речи и без непосредственного контакта, иногда на большом расстоянии) и др. [2].

Таким образом, единственным основанием объединения парапсихологами в псевдонаучную область исследования всех этих направлений является уникальность (невоспроизводимость) и невозможность описания  изучаемых явлений с позиций современной науки. Именно эти характеристики и являются основными принципиальными противоречиями научности данных методов и самих изучаемых феноменов.

В Нижнем Новгороде, по данным электронных сайтов, рекламной информации и публикациям различных СМИ, насчитывается 19 центров парапсихологических и эзотерических услуг, а также более 60-ти частных лиц, оказывающих оккультно-мистические услуги (колдуны, шаманы, ворожеи, ясновидцы и гадалки). Большинство частных лиц имеют статус индивидуальных предпринимателей в области оказания услуг населению. Все центры зарегистрированы и носят также названия «школ», «движений», «институтов» и «клиник». Область деятельности 9-ти из них относится к оказанию парапсихологических, 5-ти – эзотерических, а 5 носят смешанный характер.

Парапсихологические центры оказывают следующие из услуг:

  • биоэнергетическое воздействие – снятие негативов, любовная магия, приворот, отворот, защита, снятие венца безбрачия и т.д.;
  • экстрасенсорика – предсказания, ясновидение, поиск людей, машин и т.д.;
  • парамедицина – оздоровление человека, развитие духа и тела, лечение наложением рук, лечение по фотографии, чистка кармы и т.д.;
  • снятие магических воздействий (порча, сглаз);
  • родология (решение «проблем рода», коррекция судьбы),
  • материализация;
  • обучение и развитие духовных способностей клиентов.

Эзотерические – оказывают услуги следующего типа:

  • гадание (на картах Арканы Таро, рунах и т.д.), хиромантия;
  • изготовление талисманов, оберегов;
  • практики шаманизма; подходы и методы духовных традиций буддизма, йоги;
  • интегральный подход в самосовершенствовании и повышении осознанности восприятия;
  • изменение индивидуального сознания;
  •  обучение клиентов.

Как показал анализ деятельности тренинговых клубов и других организаций психологического развития человека, некоторые из них применяют в своей работе эзотерические методики и практики – например, шаманизма и йоги.

Услуги парапсихологических и эзотерических центров носят яркий коммерческий оттенок, причем цены в различных организациях значительно различаются в зависимости от их популярности, известности, широты охвата перечня услуг. Работа с клиентами в них организована в форме консультаций, бесед, презентаций (школ, программ, методов лечения), тренингов, практических методик, сеансов лечения и воздействия.

Иногда медицинскими центрами, оказывающими парапсихологические услуги, отражаются претензии руководителей на «харизматическое» лидерство. Это может отражаться уже в названии организации, например: «Клиника И.И. Иванова», или внутренней концепции: «приверженцы учения И.И. Иванова». Для эзотерических организаций также характерно снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям.

Показательно, что доступность информации о таких центрах в рекламных сообщениях, на сайтах и в прессе минимальна. Чаще всего указываются название организации и контактные телефоны. Реже – фактический адрес и адрес информационного сайта. Еще реже указывается полный перечень представляемых услуг. Например, реклама наиболее крупных парапсихологических центров в информационной справке ограничивается только указанием названия центра и номеров контактных телефонов. Это служит с одной стороны, для придания таинственности, формирования интереса у потенциальных клиентов, а с другой способствует увеличению числа непосредственных контактов с заинтересованными лицами – звонков и посещений. И уже при контактах (в идеале для организации – это личная встреча с клиентом) происходит первичная психологическая «обработка» человека. Этому способствует специфика внутреннего интерьера помещений, приемы ведения первичных бесед и консультаций, демонстрация возможностей и достижений центра, его наград на различных конкурсах, сертификатов и лицензий организации, а также ее отдельных специалистов.

В ходе бесед и консультаций с клиентами создается особая доверительно-располагающая атмосфера общения, ориентирующая клиента на новые визиты в центр или к «целителю» и, соответственно, на продолжение активного потребления данных услуг. В дальнейшем при работе с клиентами специалистами активно применяются техники контроля сознания, сводящиеся к следующему. Прежде всего, у клиента создается прямая и скрытая зависимость: психологическая, физическая или финансовая. Кроме того, клиентам могут индокринироваться различного типа фобии (страхи); создается и поддерживается ореол элитарности клиента, реже – одобрение (оправдание) аморального или личностно-неблагоприятного поведения.

В ходе бесед и консультаций с клиентами создается особая доверительно-располагающая атмосфера общения, ориентирующая клиента на новые визиты в центр или к «целителю» и, соответственно, на продолжение активного потребления данных услуг. В дальнейшем при работе с клиентами специалистами активно применяются техники контроля сознания, сводящиеся к следующему. Прежде всего, у клиента создается прямая или скрытая зависимость психологического, физического или финансового уровня. Кроме того, клиентам могут индокринироваться фобии различного типа; формируется и поддерживается ореол элитарности клиента, одобрение личностного поведения клиента.

Контроль сознания обычно осуществляется в одной или нескольких основных сферах: поведенческой, информационной, когнитивной (мышление) и чувственно-эмоциональной.

Поведенческий контроль предусматривает:

  • регулирование индивидуального психологического пространства (социальных контактов, посещаемых мест и т.д.);
  • необходимость получения разрешения для принятия любых, даже бытовых, решений;
  • жестко регулируемую систему правил и указаний; систему установленных поощрений и наказаний, базирующуюся на принципах покорности и зависимости.

Контроль информации включает в себя:

  • повышенную мистификацию – приписывание различным событиям, явлениям и ощущениям клиента тех смыслов и значений, которые выгодны организации или частному парапсихологу;
  • планомерное использование скрытого (умышленное утаивание, искажение информации) и открытого обмана), в том числе предоставление ложной информации о предыдущих клиентах, опыте организации, ее официальном статусе;
  • ограничение доступа клиента к объективным источникам информации, профессиональным специалистам, объективным оценкам и советам родственников;
  • использование рекламно-просветительской пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки вне контекста и т.д.).

Контроль мышления обычно подразумевает:

  • активное формирование у клиента психически неустойчивого, внушаемого состояния;
  • навязывание принятия «клишированного» языка, насыщенного шаблонами и жесткими когнитивными рамками;
  • использование специального словаря «ключевых слов», имеющих особое, исключительное значение для узкого круга клиентов;
  • поощрение предписанных мыслей;
  • использование техник снижения осознанности мышления (медитация, монотонное пение и повторяющиеся действия и т.п.), целенаправленного включения у клиента социально-психологических защит (рационализация, отрицание, оправдание и другие);
  • запрет на критическое оценивание цели или миссии организации, ее направлений деятельности, методах и личности специалистов.

Контроль эмоций предусматривает:

  • сужение спектра чувств личности, «огрубление» эмоциональных проявлений;
  • вменение клиенту вины разного типа (социальной, исторической и других типов);
  • целенаправленное запугивание;
  • создание нестабильных психоэмоциональных состояний (эмоциональных пиков и спадов), повышение уровня экзальтированности;
  • использование ритуального откровения, признания [3, 4].

Специфика частных лиц, оказывающих населению услуги «оккультного» и парамедицинского характера, мало чем отличается от деятельности организаций. Основные отличия – это, во-первых, меньший масштаб, а во-вторых – больший упор на использование личностно-социальных связей, чем широкого рекламного освещения собственной деятельности.

Собственно деструктивность влияния организаций парапсихологического профиля и частных лиц аналогичной практики заключается в том, что все эти варианты воздействия различного уровня оказываются с одной целью – получение коммерческой выгоды. Причем осуществляется это не в рамках финансового вымогательства, а при создании таких условий, когда клиент сам, добровольно приносит и отдает деньги. Но иногда центрами организуются такие ситуации, в которых клиент «неожиданно» узнает о своем долге перед организацией (например, прейскурант клиенту был известен не на все услуги, или в итоговый счет что-то было включено дополнительно, или же цена была выставлена не на весь цикл процедур, а на одну и т.д.) – что позволяет уже говорить о прямом финансовом мошенничестве.

Далеко не все организации и частные парапсихологи в ходе предоставляемых услуг действительно оказывают необходимую помощь. Чаще всего за обманно-красивой ширмой обещаний и доводов в реальности ничего не стоит. Клиент покидает «целителя», а в его жизни и состоянии объективно ничего не меняется. Гораздо хуже тот факт, что подобные организации способны наносить прямой вред клиенту, заключающийся в нарушении внутриличностных структур человека, его социальных отношений, нанесении вреда его физическому и психическому здоровью. Причем вреда не только непосредственного, но косвенного – оттягивая надеждой на «чудесное» излечение время, необходимое для срочного обращения к медицинским специалистам или психологам. Кроме того, подобными действиями и завесой тайной мистерии в сознании народных масс поддерживается и укрепляется антинаучное отношение к психологии и медицине, их современным достижениям, возможности реальной помощи психологических и медицинских практик, методик, медицинских приборов и фармацевтических препаратов. Укрепляется недоверие к опытным и квалифицированным специалистам, их назначениям и советам.

Почему же деятельность этих организаций не оспаривается на законном уровне, а наоборот – процветает; круг клиентов парапсихологических и эзотерических центров, частных колдунов и магов постоянно растет?

Основная причина кроется в людях, которые обращаются в эти организации или к частным лицам, занимающимся подобной «околонаучной» практикой. Вернее, не сами люди, а их доверчивость, которая уходит корнями в их общую необразованность и специфику воспитания, а также лень: парапсихолог сделает все за клиента, без приложения его собственных усилий, часто даже на расстоянии.

Статистика, приведенная в своей аналитической статье Н. Козловой, утверждает, что в настоящее время в российском обществе около 25% людей верят, что судьбу человека и его будущее можно узнать с помощью гадалок и магов. По проведенным данным социальных опросов, примерно 20% россиян обращались к «чародеям» или знакомы с таковыми. Около 30% людей считают, что на здоровье человека или его судьбу может быть оказано влияние с помощью «колдовства». Эти цифры показательно иллюстрируют большие масштабы рынка потенциальных потребителей оккультных услуг. Услуги таких «специалистов» весьма недешевы (средняя стоимость первичного обращения на рынке таких услуг Нижнего Новгорода варьирует от 600-800 руб. до 3000-5000 руб.). Таким образом, можно утверждать, что в этом отдельном секторе экономики обращаются достаточно большие денежные потоки. Годовой оборот всевозможных «целителей», «колдунов», «ясновидящих», включая бизнес на лже-медицинских приборах и лже-лекарствах достигает в России, по данным Н. Козловой, на 2010 год в общей сложности 2 млрд. долларов [1].

Преобладание ненаучной и псевдонаучной информации над действительно научной на страницах книг массовой литературы и интернета, газет и журналов, в рубриках теле- и радиопередач, в рекламе, с одной стороны, формируется ставшим в наше время модным веянием вседоступности и вседозволенности, а с другой стороны – эту моду и создает. По мнению многих религиозных лидеров России, причина такого расцвета оккультизма и магии – духовный упадок страны, попытка заполнить духовную пустоту после десятилетий атеистического коммунизма, а также низкий уровень отечественной медицины и психологии. Если говорить точнее, не уровня этих наук, а уровня освещенности их научных методов и уровня культуры предоставляемых медицинских услуг.

Многие из клиентов парапсихологов утверждают, что основная цель их посещений – это доверительная «душевная» беседа, которую они не могут встретить в медицинском учреждении. Также ими называются цели «понять себя», «разобраться в себе», «понять других», «найти свою цель в жизни». Но, с точки зрения научно-социального подхода, это цели посещения кабинета квалифицированного психолога, а не парамедика.

В Нижнем Новгороде, в отличие от многих других городов России, существует довольно развитая система организаций профессиональных психологических консультаций. Но вот информационная освещенность деятельности этих организаций в настоящее время оставляет желать лучшего. Объемы их рекламы в СМИ не идут ни в какое сравнение с рекламой парапсихологических и эзотерических организаций. Причем основная информация о психологических центрах, частных кабинетах и специалистах располагается в основном на интернет-сайтах, отдельных электронных страницах, в специализированных изданиях. А это – источники, доступные отнюдь не каждому, даже в таком крупном городе, как Нижний Новгород. Кроме того, эта информация предоставляется нуждающимся в центрах социальной помощи и поддержки – но ведь подобные центры тоже посещаются далеко не всеми. Еще ярче эта картина представляется в малых населенных пунктах области, где информированность населения о психологических центрах и предоставляемых ими услугах практически равна нулю. Сети психологических консультаций «Телефон доверия» в России только накапливают опыт первых лет своего существования. К тому же, у человека, обманутого парапсихологом, часто возникают недоверие и к психологу – опять же, вследствие слабой информированности не все легко видят разницу между этими специалистами.

Развитию парапсихологии в немалой степени способствует специфика отечественного массового народного сознания: с одной стороны, это действительно общий духовный упадок населения при отсутствии влияния церковной догматики, порождающие веру в запретное, недоступное, магическое. С другой стороны – страх перед психотерапией, укоренившийся в годы тоталитарного режима, когда психиатрия (а многие ли обыватели смогут назвать разницу между этими направлениями – психиатрия и психотерапия?) была инструментом устранения и наказания людей, неугодных режиму. Способствует и специфика отечественной культуры, утверждающая, что народные методы «ближе», то есть понятнее и доступнее, дешевле и эффективнее, чем научные.

Еще одна причина заключается в отсутствии системы государственного лицензирования психологической практики. Консультативная психология – молодое научное направление, оформившееся в России всего 25 лет назад. Например, только с началом «перестройки» (90-е годы XX века) российские психологи и врачи получили возможность беспрепятственно заниматься психоанализом. Единой системы определения и сертификации психологических услуг за эти годы не разработано и пока никаких серьезных мер к этому не предпринимается. Дипломами, свидетельствами и сертификатами обладают как специалисты психологии и медицины, так и специалисты-парапсихологи. Причем количество «дипломов» у последних зачастую значительно больше.

Анализируя юридические аспекты, регулирующие деятельность подобных специалистов и организаций, можно сказать, что в настоящее время парапсихологические организации и частные практики в существующих условиях являются формально легитимными, а их деятельность – вполне законной. Единственное ограничение накладывается указом Президента РФ от 1995 года на распространения в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами. Последние пять лет уже ежегодной традицией становится рассмотрение Государственной Думой законопроектов, запрещающих рекламу оккультно-мистических услуг и ограничивающих пропаганду целительства, но пока ни один из предложенных и рассматриваемых документов не был окончательно одобрен или принят на законодательном уровне.

В такой ситуации отсутствия в нормативно-правовой системе аккредитационной и лицензионной оценки, понятия экспертизы в сфере оказания психологической помощи, оценки воздействия деструктивных сект и организаций, целительских систем, проблема мошеннического использования психологических приемов и методик приобретает весьма актуальный характер.

В случае же принятия законодательных изменений можно ожидать, что большая часть парапсихологических центров и частных «специалистов» этой сферы просто переквалифицируются в профессиональных психологов – диагностов или консультантов. Эта тенденция уже имеет место в настоящее время, и масштабы ее вполне могут быть увеличены.


Библиографический список
  1. Козлова Н. Дума снимет порчу // «Российская газета» – Федеральный выпуск №5226 (147) от 7 июля 2010 г. – С. 5.
  2. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. – Москва: «Соваминко», 1989. – 280 с.
  3. Волков Е.Н. Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия // Республиканская научно-практическая конференция «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь», Минск, 18-19 декабря 1996 г. — Минск: Госкомитет по делам молодежи Республики Беларусь, 1996. – С. 29-47.
  4. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. – М.: Фолиум. 1996. № 2. – С. 87-93.


Все статьи автора «Катунова Валерия Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: