Наш Центр является одновременно образовательным и оздоровительным учреждением для детей из социально неблагополучных семей, детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях, детей, нуждающихся в
длительном лечении и реабилитации. Ребенок, принадлежащий к нашему контингенту учащихся, в силу сложившихся обстоятельств легко
раним, психологически неустойчив, слабо подготовлен не только к школе, но и к существованию в социуме. Таким образом, задачи, стоящие перед педагогами обычной общеобразовательной школы, для нас усложняются во много раз. И тут на помощь приходят «хорошо забытые» методы работы, которые помогают детям найти применение своим знаниям, умениям и навыкам, обрести уверенность в своих силах, выполнить общеобразовательную программу, которую для нас никто не отменял.
Я имею в виду проектные методики, благодаря которым учащиеся
могут практически применить полученные на уроках знания и воочию увидеть результат своей деятельности. В своей повседневной педагогической практике я применяю этот метод как для создания небольших проектов в младших классах, так и долгосрочные проекты, рассчитанные на 2-3
учебных года. Классы в нашем Центре небольшие, что позволяет эффективно работать практически с каждым ребенком непосредственно на уроке и во время самоподготовки. Проектная работа позволяет эффективно осуществлять как промежуточный, так и итоговый контроль знаний учащихся.
Так, в 5-6 классах учащиеся охотно согласились участвовать в проекте «Дневник наблюдений», рассчитанный на 2 учебных года с промежуточной защитой проекта в конце учебного года. При работе с учащимися невысокого уровня знаний прибегаем к разбивке этапов работы на более мелкие:
· Выбор проекта
· Постановка цели
· Сбор информации
· Анализ информации
· Определение этапов выполнения
· Постановка поэтапных задач (при необходимости поиск дополнительной информации, анализ риска)
· Выполнение этапов работы
· Предварительный просмотр и оценка (анализ и самоанализ)
· Защита проекта.
Ценность такой формы работы с нашими учащимися состоит в том, что они осуществляют самостоятельную работу лишь под ненавязчивым тьюторским участием учителя, что многократно повышает самооценку ученика, позволяет ему поверить в свои силы, раскрыть потенциальные возможности, реализоваться как личности.
В старших классах проекты носят более долговременный характер, но имеют видимую практическую ценность. Так, проект «Зимний сад» по традиции переходит от выпускного (9 класса) к следующему классу, которые продолжают работу над проектом на новом витке развития. Практическую ценность имели проекты-презентации, созданные нашими учащимися для региональных программ «Молодежь против наркотиков» и «Здоровое будущее планеты».
Работая над проектами в рамках школьной программы, мы – учитель и ученик – перестаем быть подателем и потребителем знаний, а становимся равноправными участниками процесса поиска знаний, их нахождения и усвоения. Учитель мотивирует ученика в этом процессе, провоцирует его вопросами, моделирует различные ситуации, консультирует по мере необходимости, но перестает быть «передатчиком» знаний.
Конечно, ни одна из современных педагогических методик не является некой «панацеей», и умелый педагог использует весь их спектр для достижения поставленных целей и задач. Но в условиях кризиса образовательной сферы, все большего усложнения задач чисто практического характера, стоящих перед выпускниками нашего Центра такая форма работы как на уроках, так и во внеурочной деятельности представляется мне одной из наиболее приемлемых для достижения результатов, поставленных Законом об образовании в Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом.
Библиографический список
- Жак Д. Организация и контроль работы с проектами. Сборник рефератов по дидактике высшей школы. Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Минск, Пропилен, 2001.
- Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. Развитие интеллектуальной активности.
- Пидкасистый И.И. Педагогика. Учебное пособие. М., 1995.
- Полат Е.С. Метод проектов. М., 2008.