ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ


ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/778 (дата обращения: 27.10.2023).

Вопрос о сущности человеческой агрессивности занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии.

Человек – весьма агрессивное существо, ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление агрессии и контролировать её.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Новое поколение значительно отличается от предыдущих. Проблема агрессивности подростков, затрагивая общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей [1]. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняется тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии выявляет противоречия в толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на снижение проявления агрессивности.

Решению проблемы агрессивности человека посвящены зарубежные исследования таких авторов, как Э.Фромм, А.Адлер, А.Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц.  В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: А.А. Реан, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.М.Антонян, Т.М.Трапезниковой, Ю.Б.Можгинским, И.А.Кудрявцевым, В.Г.Леонтьевым и многими другими. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [2].

Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В связи с этим целью настоящего исследования являлось изучение  особенностей агрессивности у подростков. Выборка составила 38 детей подросткового возраста (14-15 лет). В качестве психодиагностического инструментария нами использовался Опросник А. Басса и А. Дарки.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, агрессивность имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Выделенные качественные уровни агрессивности в нашей выборке подростков представлены на Рисунке 1.

 

Рисунок 1.  Результаты исследования агрессивности у подростков, n=38

Среди подростков нашей выборки преобладают те, у кого агрессивность выше нормы 43%. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, условной нормой – таких подростков в нашей выборке 21%. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. – подростков с показателем агрессивности ниже нормы в нашей выборке 36%.

Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:

1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.

2. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости).

3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.

4. Половое созревание – гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание.

Проблемы, возникающие в этой возрастной группе, могут быть обусловлены поисками или трудностями, связанными с удовлетворением основных потребностей:

– физиологической,    связанной    с физической    и сексуальной активностью;

– в психологической безопасности («реакция группирования»);

– в независимости и эмансипации от родителей;

– в привязанности,  в успехе,  в проверке  своих  возможностей, в самореализации и развитии собственного «Я».

Подростку необходима помощь в поиске личностных механизмов регуляции жизнедеятельности, позволяющих успешно разрешать возникающие противоречия. Саморегуляция является тем системным процессом, который способен обеспечить адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности ребенка благодаря использованию внутренних резервов. Она предоставляет ему свободу от обстоятельств, обеспечивает возможность самоактуализации даже в самых трудных условиях. Способность к рефлексии и произвольному управлению собственной деятельностью – показатель гармонии и зрелости личности.

Психофизиологические особенности подростков обусловлены во многом спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем. Психо-эмоциональная сфера подростка зачастую представляет собой комок противоречий и заключается в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от жизнерадостного до мрачного. Но если у подростка присутствует такая личностная черта как агрессивность, то его стратегии поведения можно дать следующую характеристику [45, c. 169]:

– такие  подростки  активно  стремятся защищать  свои позиции и интересы, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя импульсивно;

– для них характерно эмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, невыраженность установки на само изменение;

– характерна     целостность     и     установленность     образа     «Я», удовлетворенность   им,   что    определяет   эгоизм,    стремление   к самодостаточности, лидерству, без боязни вызвать чувство отчуждения;

– отношения в семье и со школьными учениками расценивается этими ребятами как основные сферы конфликтов [3].

Агрессивность, свойственная им при защите своих интересов, провоцирует эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы.

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне её, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы воспитания:

1)                реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

2)                характер отношений между родителями и детьми в целом;

3)                уровень семейной гармонии или дисгармонии;

4)                характер отношений с родными братьями и сестрами;

5)                фактор полной и неполной семьи.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка. Неправильное отношение к ребенку в семье ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

 

Литература:

  1. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков// Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. – С. 11-23.
  2. Басс Э. Психология агрессии. Л., 1985. – 451 с.
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2001. – 512 с.

 

 



Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: