ДОЛОБАЕВА А.Е. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Ключевые слова:


ДОЛОБАЕВА А.Е. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/797 (дата обращения: 28.10.2023).

Современная система образования в России и Казахстане  претерпевает серьезные изменения, связанные с модернизацией процесса обучения. В качестве основы ГОСО избран компетентностный подход, предполагающий переход от знаниевой парадигмы обучения к достижению субъектами образования определенного уровня компетенции. В настоящий момент происходит интенсивная разработка концепции профессиональной компетенции, определяется ее содержание, виды, этапы формирования. Согласно современным представлениям, профессиональная компетенция есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетенции.

Профессиональная деятельность в определении Н.В.Кузьминой – качественная характеристика субъекта деятельности – представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Профессиональная деятельность педагога-психолога характеризуется недостаточной разработанностью статуса и функциональных обязанностей. Специфике деятельности педагога-психолога, месту психологической службы в структуре образовательного процесса посвящены работы педагогов и психологов М.Р.Битяновой, И.В.Дубровиной, А.И.Красило, А.П.Новгородцевой, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова, Н.В.Самоукиной, Л.М.Фридмана и др.

Реализация в практике оптимальной модели психологической службы, эффективных методов оказания психологической помощи субъектам образования неизбежно приводит к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога. Однако в настоящий момент не определены сферы применения информационных и коммуникационных технологий в деятельности педагога-психолога, имеются лишь отдельные работы, посвященные специфике компьютерного психологического тестирования, возможностям компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе, перспективам виртуального консультирования педагогов (А.Ф.Веселков, А.Е.Войкунский, Л.Г.Горбунова, Л.П. Гурова,С.С.Кравцов, А.М.Семибратов, В.А.Тарасов, А.Г.Шмелев,  Л.Я.Ягодина).

Информатизация общества представляет собой процесс изменения жизни общества на основе все более полного использования достоверных, исчерпывающих и своевременных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности с помощью информационных  технологий, предполагающих применение методов сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации с использованием компьютеров и коммуникационных сетей.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации отмечается, что лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные профессиональные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров. В связи с этим остро стоит вопрос разработки содержания компетенции в области использования информационных и коммуникационных технологий (информационно-коммуникационной компетенции). Первые работы в этой области касаются преимущественно описания ключевой информационно-коммуникационной компетенции и практически не затрагивают специальной информационно-коммуникационной компетенции.

В последнее время наблюдаются активные поиски новых форм и методов подготовки специалистов, способных грамотно использовать компьютер в своей профессиональной деятельности.

Теоретические вопросы формирования информационно-коммуникационной компетенции у педагогов и использования средств информатизации и информационных технологий в системе образования разрабатывались в трудах многих ученых. Так, например:

  • теоретическая разработка понятия информационно-коммуникационная компетенция педагогических работников и определение его содержания (С.А.Бешенков, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, Е.А.Ракитина);
  • определение методов вузовского образования преподавателей информатики (В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, В.А.Извозчиков, Э.И.Кузнецов, Ю.К.Кузнецов, И.А.Румянцев, Ю.Г.Татур);
  • изменение системы обучения преподавателей-предметников информационным технологиям и содержательная сторона этого обучения (А.А.Абукадыров, В.Д.Алексеев, И.Н.Антипов, Ю.С.Брановский, М.Л.Вайнштейн, В.М.Вовк, М.И.Жалдак, В.М.Заварыкин, И.Ю.Морозов, Г.Н.Сериков и др.)

Однако вне поля зрения исследователей ― педагогов и методистов осталась проблема образовательных технологий, на базе которых возможно эффективное формирование информационно-коммуникационной компетенции будущих педагогов-психологов. Кроме того, недостаточно раскрыты вопросы формирования специальных компетенций применительно к отдельным профессиональным направлениям, одним из которых является подготовка педагога-психолога к использованию информационных и коммуникационных технологий, не разработаны теоретические основы такого вида подготовки, не выявлены образовательные условия, обеспечивающие эффективность формирования специальной информационно-коммуникационной компетенции.

В последнее десятилетие наблюдается повышение интереса к проблемам подготовки психологов. В частности, этим вопросам посвящены работы С.А.Берлиной, Ю.В.Варданян, И.А.Вишнякова, А.А.Гопкало, Ф.З.Кабирова, А.Л. Ласыгина, Л.В.Темновой, И.Б.Терешкиной и др.

Содержание специальной информационно-коммуникационной компетенции педагога-психолога определяется перечнем профессиональных задач, выделяемых в деятельности педагога-психолога (психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультативно – просветительской, социально-диспетчерской), и владением специалистом информационными и коммуникационными технологиями.

Специальная информационно-коммуникационной компетенция – это комплексная, профессионально-личностная характеристика специалиста, формирующаяся в процессе профессиональной подготовки, отражающая его готовность и способность эффективно решать профессиональные задачи и включающая: когнитивный компонент (знания о специфике профессиональной деятельности педагога-психолога с использованием информационных и коммуникационных технологий), аффективный компонент (наличие интереса и желания выполнять профессиональную деятельность с использованием информационных и коммуникационных технологий), деятельностный компонент (профессиональные умения и навыки для квалифицированного выполнения трудовой деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий).

На наш взгляд, условиями формирования специальной информационно-коммуникационной компетенции будущего педагога-психолога должны являться:

  • актуализация принципов системности и комплексности формирования информационно-коммуникационной компетенции в предметной и практической подготовке будущих психологов по циклам общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки ГОСО;
  • освоение значимых для формирования специальной информационно-коммуникационной компетенции учебных дисциплин осуществляется в соответствии с логикой движения студентов в базовых формах деятельности: знаковой – в дисциплинах профильной подготовки, моделирующей – при прохождении психолого-педагогического практикума, проектной – в процессе комплексной психолого-педагогической практики;
  • обучение осуществляется на основе образовательной технологии формирования специальной информационно-коммуникационной компетенции, включающей аналитический, мотивационный, организационный, деятельностный, рефлексивный этапы, с использованием проектных и исследовательских методов;

В процессе обучения в вузе происходит формирование специальной ИК компетенции на определенном уровне: минимальном, медиальном и оптимальном. Компоненты специальной ИК компетенции могут быть определены в качестве критериев сформированности данной характеристики, показателями которых выступают соответственно осознанность и системность знаний, наличие познавательного интереса, творческий характер деятельности.

Критериями сформированности специальной информационно-коммуникационной компетенции педагога-психолога являются: аффективный, когнитивный и деятельностный, показателями которых выступают соответственно осознанность и системность знаний, наличие познавательного интереса, творческий характер деятельности. Специальная информационно-коммуникационной компетенция развивается в процессе профессиональной подготовки и может характеризоваться одним из трех уровней по каждому из показателей: критическим, допустимым или  оптимальным.

Ведущими условиями формирования специальной ИК компетенции будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки являются: актуализация принципов системности и комплексности формирования ИК компетенции в предметной и практической подготовке будущих педагогов-психологов; освоение значимых для формирования специальной ИК компетенции учебных дисциплин в соответствии с логикой движения студентов в базовых формах деятельности: знаковой – в дисциплинах профильной подготовки, моделирующей – при прохождении психолого-педагогического практикума, проектной – в процессе комплексной психолого-педагогической практики; обучение осуществляется на основе образовательной технологии формирования специальной ИК компетенции, включающей аналитический, мотивационный, организационный, деятельностный, рефлексивный этапы.

Литература.

  1. Бачманова, Н.В., Стафурина, Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога [Текст] / Н.В. Бачманова, Н.А. Стафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. –  Л., 1985 – С. 72– 77.
  2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000.- 298с.
  3. Богданова, И.М. Формирование профессионально-педагогической готовности будущих учителей к компьютерному образованию школьников [Текст]: Автореф. дисс … канд пед. наук: 13.00.01. / И.М.  Богданова. – Киев, 1990. – 22с.
  4. Брановский, Ю.С., Шаповалов В.А. Информационная технология в обучении студентов гуманитарных факультетов [Текст] / Ю.С. Брановский //Педагогическая информатика. – 1993, № 1. – C.49–53.
  5. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Автореф. дис… д-ра пед. Наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.В. Варданян – Москва, 1999. –24с.
  6. Вишняков, И.А., Удалов, С.Р., Удалова, Т.Ю. Информационные технологии в психологии: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. [Текст] / И.А. Вишняков, С.Р. Удалов, Т.Ю.  Удалова. – СПб: ЛиСС, 2003. – 118с.
  7. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. [Текст] / Б.С.  Гершунский. – М.: Педагогика, 1987. – 264с.
  8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] /Под ред. В.А. Козырева – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392с.

 



Все статьи автора «gtanya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: