Цель исследования: изучение зависимости между психологическими особенностями личности и формированием стратегии понимания
научного текста студентами-нефилологами.
Предмет исследования: индивидуально-психологические различия в понимании текста и их учет в процессе формирования навыков понимания.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать подходы к проблеме понимания текста и выявить стратегии понимания текста.
2. Исследовать индивидуально-психологические различия в понимании текста.
Гипотеза:
Принадлежность к конкретному психологическому типу обуславливает выбор стратегии понимания текста; эффективность понимания текста находится в прямой зависимости от психологических особенностей личности.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
1. В группе испытуемых выявлена низкая способность к воспроизведению и эффективному пониманию научного текста как причинно-следственной структуры;
2. Проблемы в понимании научного текста обусловлены индивидуально-психологическим планом, а именно – психологическим типом личности (наиболее приемлемый – интуитивный экстраверт).
Испытуемым предложены для чтения научные тексты (источник текстов: Попова Л.А., Бунеев Р.Н. Будущему врачу. Учебник русского языка медико-биологического профиля для студентов-иностранцев подготовительного факультета. — М., 1995.), процедура проведения аналогична первому этапу, но за основу взяты сформулированные Д. А. Леонтьевым и И. М. Павловой стратегии понимания текста и типы акцентуализации характера. Целью данного этапа является определение зависимости между акцентуализацией характера личности и формированием стратегии понимания научного текста [1].
Ниже приводится перечень стратегий свободных описаний текста и основные экспериментальные данные.
1. Сюжетная. Произведение описывается как цепь событий.
2. Эмоциональная. Фиксируется на основании присутствия в описаниях выражения общего эмоционального впечатления. Часто встречается в сочетаниях с сюжетной и персональной стратегиями.
3. Персональная. Признаком этой стратегии является то, что центральное место уделяется чертам характера героя или других персонажей. Встречается как в изолированном виде, так и в определенных сочетаниях.
4. Обобщающая. Рассматривается как одна из форм перехода от поверхностного описания хода событий и разрозненных эпизодов к вычленению основной идеи, смысла и сути произведения. Ее признаком является обобщенное сообщение или перечисление того, о чем идет речь в произведении. Встречается как изолированно, так и в сочетании с персональной и фрагментарной стратегиями.
5. Резюмирующая. Особенность стратегии заключается в том, что суть произведения выражается чужими словами, используются афоризмы, пословицы, поговорки.
6. Аналитическая. Характерно использование литературоведческих штампов. Часто встречается в сочетании с резюмирующей.
7. Стилистическая. Ее признаком является описание особенностей языка произведения. У детей это в достаточной степени поверхностные описания слога, у взрослых — более развернутые.
8. Фрагментарная. Признаком этой стратегии является описание отдельных ярких эпизодов вместо описания произведения в целом. Встречается как изолированно, так и в сочетаниях с персональной и обобщающей стратегиями.
9. Интерпретирующая. Выражается в высказывании и развитии общих соображений, ассоциативно отталкивающихся от идеи произведения.
10. Авторская. Для нее характерна попытка проникнуть в замысел автора и особенности его мировоззрения. Встречается у детей, начиная с подросткового возраста, и у взрослых в сочетаниях с другими стратегиями. В некоторых случаях встречаются описания того, что дала книга читателю, какое впечатление произвела, что изменила в его душе, личности в целом [2].
Наиболее целесообразными для понимания научного текста являются аналитическая, резюмирующая и интерпретирующая стратегии понимания текста, так как эти стратегии представляют научный текст как детерминированную систему, включающую ядро с ключевыми единицами, отводимые от ядра периферические связи и отделяемые второстепенные аспекты.
Исследование показало, что 50 % испытуемых понимание научного текста осознают как сюжетное воспроизведение фрагментов сегментов, а не как причинно-следственную конструкцию, 16 % испытуемых включают в воспроизведение второстепенные элементы и лишь 3-5 % испытуемых способны к аналитико-резюмирующему пониманию научного текста.
Далее представим разработанную нами таблицу (табл. 1) соответствия стратегии понимания научного текста и типа акцентуализации характера личности, где черным цветом отмечена ведущая стратегия, темно-серым – стратегии, имеющие меньшую частотность и светло-серым – не характерные данному типу стратегии понимании научного текста.
Таблица 1. Соответствие стратегии понимания научного текста и типа акцентуализации характера личности
Акцентуализация характера |
Стратегия понимания текста |
|||||||||
сюжетная | эмоциональная | персональная | обобщающая | резюмирующая | аналитическая | стилистическая | фрагментарная | интерпретирующая | авторская | |
Гипертимный | ||||||||||
Циклоидный | ||||||||||
Лабильный | ||||||||||
Сензетивный | ||||||||||
Психастенический | ||||||||||
Шизоидный | ||||||||||
Эпилептоидный | ||||||||||
Истероидный | ||||||||||
Неустойчивый |
По результатам второго этапа исследования можно установить зависимость между стратегией понимания научного текста и отнесенностью к типу акцентуализации характера. Анализ теоретического материала показал, что наиболее эффективными для понимания научного текста являются аналитическая, резюмирующая и интерпретирующая стратегии. В соответствии с разработанной таблицей аналитическая, резюмирующая и интерпретирующая стратегии характерны соответственно для циклоидного, психастенического и лабильного типа акцентуализации характера, причем для психастенического типа характерны все три стратегии.
По результатам поэтапного исследования можно сделать следующие выводы:
- В группе испытуемых выявлена низкая способность к воспроизведению и эффективному пониманию научного текста как причинно-следственной структуры;
- Проблемы в понимании научного текста обусловлены индивидуально-психологическим планом, а именно – психологическим типом личности (наиболее приемлемый – интуитивный экстраверт). Акцент именно на этом типе объясняется тем, что для него характерны:
- дифференцированная функция мышления
- интуиция в направлении поиска нового
- способность к поиску новых возможностей во внешнем мире
- несмотря на рациональность мышления, он противник длительной стабильности
- интуитивное понимание процессов и явлений
- способности к логическому анализу
- мышление соединяясь с интуицией может проникать внутрь, то есть не оставляет без внимания то, что может быть обнаружено посредством догадки (внезапного озарения)
- способность целостного охвата явления
Перечисленные характеристики имеют ведущее значение в успешном понимании научного текста как целостного умозаключения с внутренними связями и отношениями между единицами.
- Путём сопоставления экспериментально полученных данных и разработанной таблицы было выявлено, что для эффективного понимания научного текста приемлемы аналитическая, резюмирующая и интерпретационная стратегии, что согласно таблице
соответствует циклоидному, психастеническому и лабильному типу акцентуализации характера. При этом для психастенического типа характерны все три стратегии понимания научного текста, что обусловлено характерным для данного типа стремлением к рассуждениям, выявлению причинно-следственных связей и зависимостей внутри текста. - Заключительный этап исследования продемонстрировал, что эффективное аналитико-резюмирующее понимание научного текста возможно при условии принадлежности к интуитивному экстраверту как психологическому типу личности в сочетании с психастеническим (лабильным или циклоидным) типом акцентуализации характера.
Библиографический список
- Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2009.
- Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006.