ЖИГУЛИН А.А. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН


ЖИГУЛИН А.А. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/247 (дата обращения: 26.05.2017).

Важным элементом теоретического анализа является рассмотрение правовой культуры в соотношении с общей культурой. За основу анализа феномена правовой культуры автор берет подход о человекотворческой сущности культуры. Именно это положение объединяет все имеющиеся подходы к анализу культуры как социального феномена.

Во-первых, он позволяет раскрыть сущность и особенность культуры, обусловленные содержанием и спецификой деятельности. Такое понимание культуры предполагает выявление позитивного и негативного влияния деятельности на развитие человека, ее человекотворческий потенциал, содержание и мотивы занятия ею.

Во-вторых, в рамках данного подхода возможно психологическое и социологическое исследование культуры через анализ трех структурных блоков: когнитивного, поведенческого и праксеологического.

В-третьих, он имеет гуманистическую направленность: культура рассматривается через призму личности и трактуется как мир духовной, физической, материальной жизни человека. Для психологического и социологического изучения правовой культуры данное понимание культуры и методологические принципы ее изучения кажутся наиболее значимыми [1. С. 56].

Взаимосвязь культуры (общей культуры) и правовой культуры определяется тем, что правовая культура выступает как особый вид, подсистема культуры. Как элемент большей по масштабам системы правовая культура обладает по отношению к ней структурным подобием.

В содержательном плане понятие общей культуры значительно шире, так как богатство культуры в целом образуется различными типами правовых культур. Стержнем, объединяющим общую и правовую культуру, являются общечеловеческие нормы и ценности. Они лежат в основе культуры любой социальной общности, а преломленные через особенности правовой деятельности, составляют ядро культуры данной социальной общности.

В свою очередь, в правовой культуре содержатся специфические ценности и нормы. Правовые ценности и нормы могут быть согласованы с общечеловеческими, а могут и противоречить им. Это обстоятельно определяет характер соотношения общей и правовой культуры. Правовая культура может выступать лишь в качестве носителя ряда характеристик общей культуры.

Правовая культура ориентирует личность на соблюдение законов, и в этом смысле она ограничивает проявление индивидуального творчества рамками правовых норм и ценностей. В данном случае человек способен творить, но в рамках существующего в обществе закона. Наличие такого же механизма можно отметить и на уровне общей культуры. Но в силу несравнимо большего охвата явлений и сфер (искусство, религия, мораль, политика и др.) общей культурой, она предоставляет человеку намного больше возможностей для саморазвития, самореализации и творчества.

Кроме рассмотренных различий отмечается, что в содержательном плане общая и правовая культуры не имеют разграничений по субъекту. В качестве носителя и общей, и правовой культуры может выступать конкретное общество, в котором они функционируют и развиваются. И в этом случае можно говорить о культуре общества, например, культура советского периода, культура Античности (подразумевая культуру древнегреческого и римского общества). Аналогично можно говорить о правовой культуре Античности, советского периода. Носителем обеих культур может являться социальная группа или личность. В работе отмечается, что между общей и правовой культурой не существует жестких границ. Они постоянно находятся в процессе двухстороннего обмена. Часть ценностей, норм, знаний правовой культуры может стать достоянием общей культуры. И наоборот, культура общества воздействует на формирование и развитие правовой культуры, транслируя в нее новые знания и ценности [12. С. 71].

Правовая культура личности определяется как особое взаимодействие личности с органами законодательной и исполнительной власти на основе интериоризации правовых знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ей законопослушное поведение во всех сферах повседневной жизни. Данное определение указывает:

Во-первых, на то, что правовая культура – важный феномен культуры, так как включает совокупность знаний, умений и навыков, определяющих образцы повседневных практик, осуществляемые на основе действующих норм, установленных органами федеральной власти.

Во-вторых, это – всегда движение, стремление личности к определенным идеалам, развитию правового государства и гражданского общества.

В-третьих, правовая культура есть результат взаимодействия внешней заданности (объективных факторов), побуждающей личность к законопослушному поведению, и внутренней необходимости (субъективных факторов) – интереса, ценностей, потребностей, установок, связанных с обеспечением своей свободы на основе соблюдения норм права [3. С. 28-30].

Поэтому правовая культура может быть рассмотрена как особая форма социального взаимодействия личности, органов власти. Правовая культура является особой подсистемой культуры. Согласимся с теми исследователями, которые полагают, что становление и развитие определенного типа правовой культуры тесно связано с существующими законами в обществе, характеризующие и определяющие поведенческие модели личности. В структуре каждого общественного строя выделялась система ценностей, идеалов, образцов поведения, законов, которые выражали квинтэссенцию существующего уклада жизни, регулировала отношения между государством, обществом и гражданином [11. С. 119].

Особенности правовой культуры проистекают из интенсивности взаимодействия личности с обществом, государством и ее включенности в повседневные практики. В то же время, правовая культура выступает формой осознания необходимости построения правового государства в целом и важнейшим показателем его развития. Она является продуктом зрелого общества, в ней закрепляется и передается социально-правовой опыт и образуются механизмы, позволяющие обеспечить выражение и согласование различных интересов и принятие общих правил и решений на основе принятых в обществе законов.

Единство заключенных в ней социальных и правовых отношений придает культуре новое качество и возможности влиять на функционирование всего общественного организма. Это находит выражение в формировании определенного типа личности и воспроизводстве и развитии правовых качеств. Речь идет о выработке правового сознания и форм правового поведения, социальных связей и способов общения, способствующих укреплению всего сообщества.

Именно в правовой культуре представлен единый комплекс основополагающих правовых ценностей и норм, охватывающих все сферы общества и определяющих их общую гражданскую направленность. Следовательно, правовая культура представляет собой нормативную систему, регулирующую и контролирующую деятельность личности, стимулирующая общественную жизнь [5. С. 43].

Правовая культура вбирает в себя особый правовой кодекс, основанный не только на правовых положениях, но и на моральных нормах и общей приверженности общественным принципам и долгу. Проявлением нормативности правовой культуры можно, в частности, считать активное правовое сознание и поведение. Правовая культура адекватна обществу в целом, она, так или иначе, связана со всеми сферами общественной жизни, выражает их синтетические характеристики. В тоже время определяющую роль в ней играют правовые ценности и нормы поведения. В них реализуются все социальные взгляды и установки людей. Ценностная составляющая правовой культуры может развиваться в унисон с общечеловеческими ценностями и личной системой ценностей индивида (в этом случае можно говорить об успешном функционировании правовой культуры), а может вступать в противоречие с ними, что негативно сказывается на развитии правовой культуры [7. С. 343-345].

Проведенный теоретико-методологический анализ позволяет определить позиции, с которых возможен психологический и социологический анализ правовой культуры:

Во-первых, правовая культура может быть рассмотрена как особая форма социального взаимодействия личности, общества и государства.

Во-вторых, существует определенная логика формирования и развития правовой культуры – это влияние субъективных и объективных факторов.

В-третьих, рассмотрение правовой культуры как характеристики социальной деятельности, повседневных практик личности или социальной группы. В этом смысле, формирование правовой культуры личности означает освоение общепринятых стандартов лучших образцов социальной деятельности на основе разделяемых личностью правовых норм, ценностей, овладение правовыми знаниями, умениями и навыками.

В-четвертых, правовая культура – это определенный фрагмент сознания людей, их интерес к правовой сфере, ориентация на предмет интереса, или наоборот, безразличие, отсутствие интереса.

В-пятых, выделение в структуре правовой культуры трех взаимосвязанных блоков – когнитивного, поведенческого и праксеологического – позволяют изучить ее особенности, структуру, составить наиболее полное представление о ней. Первый блок правовой культуры – когнитивный – образован правовыми знаниями, умениями и навыками, правовыми ценностями, которые служат основой правосознания. Второй – поведенческий блок правовой культуры составляют элементы, регулирующие поведение и социальную деятельность личности, социальной группы– правовые нормы. Эти элементы содержат в обобщенном виде в форме права, законов требования общества к личности. К этому же блоку относятся мотивационные механизмы – потребности и интересы личности. Праксеологический блок образован институтами, формирующими правовую культуру.

В-шестых, рассмотрение функций и дисфункций правовой культуры [6. С. 55].

Исследования показывают, что представление студентов о правовой культуре размыто, интуитивно, не систематизировано. Большинство из них в понимание правовой культуры вкладывают аксиологические (ценностные), нормативные и знаниевые (когнитивные) аспекты. Представление о ней сводится к определенному ее аспекту, то есть оно не представляет целостной системы. Желаемыми источниками информации о правовых знаниях являются: вуз, семья, правоохранительные органы (юристы), средства массовой информации. На практике, основными источниками получения знаний выступаю средства массовой информации и интернет, что не способствует повышению правовой культуры студентов [10. С. 152].

Специфика правовой культуры студентов в современных условиях обусловлена внутренними (субъективными) и внешними (объективными) факторами.

Основными объективными факторами формирования и развития правовой культуры студентов являются: образование; средства массовой информации, формирующие «образ» законопослушного гражданина в общественном мнении; интернет; государство (органы власти); семья; кризис ценностей и норм в обществе; наличие/отсутствие правового государства

Во вторую группу включены следующие факторы: наличие / отсутствие правовых качеств; наличие / отсутствие интереса к получению знаний о правовой сфере, личный опыт взаимодействия с правовой сферой.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование и развитие правовой культуры студентов, является кризис ценностей и норм в обществе. Так как правовая культура студентов представляет собой подсистему общей культуры в обществе, то векторы изменений ценностной системы и целого, и его части являются однонаправленными. Происходит активное перераспределение в структуре и иерархии ценностных ориентаций молодежи. В их глазах заметно меняется роль и значение личности как активного, самостоятельного субъекта. С другой стороны, задачей общества становится формирование особого типа личности, характеризующейся правовым сознанием и потребностью в осуществлении деятельности на основе существующих в обществе законов. Между тем, такие ценности, как свобода, безопасность, законопослушность занимают в системе жизненных ценностей студентов далеко не первые места. На первые места среди значимых ценностей вышли семья, здоровье, образование, любовь, дружба, т.е. ценности общечеловеческие [9. С. 224].

Складывается два уровня правовой культуры студентов – официальная, с декларацией ожидаемого от молодежи правового сознания и поведения и соответствующей ценностной ориентации, и реальная, развивающаяся и обусловленная отсутствием правового государства и гражданского общества, приближенная к потребностям и возможностям существующего положения дел.

Следующим важным фактором, влияющим на правовую культуру, является образование.

Образование здесь выполняет двоякую роль в формировании правовой культуры, во-первых, при получении образования у студентов, с одной стороны, происходит воспроизводство накопленных знаний, ценностей, опыта (в том числе и правовых), а с другой – закладываются духовные основы деятельности на основе принятых в обществе законов. Получение образования есть не что иное, как процесс реализации потребностей в созидании, потреблении и распространении ценностей культуры, в том числе и правовых. Во-вторых, институт образования (учебное заведение, учитель, преподаватель и др.) выступает важнейшим способом реализации механизма социального наследования, преемственности, имеющим сугубо культурный (человеческий, социальный) характер. Несмотря на то, что правительство и муниципальные органы образования в последние годы делают некоторые шаги по повышению роли образования в формировании правовой культуры студентов, степень его участия еще на низком уровне. Образование выступает важным факторов в формировании и развитии правовой культуры студентов, независимо от того, какую специальность они приобретают. Однако, на современном этапе роль образования в формировании правовой культуры несущественна [8. С. 177].

Первостепенным фактором формирования правовой культуры является семья. Сущность семьи в формировании и развитии правовой культуры выражается в ее функциях, где ведущее значение отводится функции социализации личности, приобщения ее к тому социальному опыту, который выработало человечество, что способствует вхождению человека в общество; культурной – вхождения человека в культуру, приобщения к ее ценностям и нормам, в том числе правовым и др.

Следующим объективным фактором, влияющим на формирование и развитие правовой культуры студентов, является государство (органы власти). Государство через свои учреждения и организации должно обеспечивать фундаментальный уровень воспитания личности, ставя перед собой цель: сформировать соответствующий тип законопослушного гражданина. Государство (органы власти) являются важным фактором формирования правовой культуры студентов. Требуется реализация конкретных мер повышения данного социального феномена, однако, на сегодняшний день они остаются желаемыми [4. С. 56-58].

В современной России наибольшие возможности формирования правовой культуры студентов концентрируются в руках интернет и средств массовой информации. В условиях рынка, когда существование средств массовой информации зависит не только от тиража, но и от финансовых возможностей спонсоров, они больше заинтересованы не в предоставлении объективной и беспристрастной информации, а в погоне за сенсациями, скандалами, способными привлечь новых читателей, а еще больше – в выполнении социального и политического заказа спонсоров, это отрицательно сказывается на правовой культуре студентов. Наблюдается увеличение деструктивного воздействия средств массовой информации на процесс формирования правовой культуры подрастающего поколения, так как образцы, транслируемые с экранов телевизоров, приводят к дальнейшей деформации духовно-нравственных ценностей, размыванию морально-этических норм, в том числе правовых. Особую тревогу вызывает неконтролируемый рост информации, провоцирующий насилие, сексуальную распущенность, цинизм, неуважение к законности, потребительское отношение к обществу и государству. Информационно-культурной является личность, умеющая четко дифференцировать всю проходящую через нее информацию, и способная использовать эту информацию во благо личных и общественных интересов. Средства массовой информации и интернет, которые могли бы влиять на формирование правовых ценностей, норм в обществе своей роли не выполняют и не способствуют формированию и развитию правовой культуры студентов.

Исследования показывают, что наличие правовых качеств положительно влияет на формирование и развитие правовой культуры студентов. У студентов, обладающих данными качествами, повышается значимость ценностного и нормативного компонентов правовой культуры, а ослабление знаниевого компонента может компенсироваться приобретенными умениями и навыками деятельности на основе принятых в обществе законов. Не менее важным фактором, влияющим на правовую культуру студентов, является интерес студентов к правовым знаниям – устойчивому стремлению личности к усвоению богатства правовых навыков и реализации их в практической деятельности. Интерес к получению правовых знаний оказывает благоприятное влияние на формирование и развитие правовой культуры студентов [2. С. 162].

Таким образом, исследование правовой культуры студентов как социального феномена позволило выделить сущностные характеристики, особенности правовой культуры студентов с точки зрения наличия правовых знаний о и ролевого поведения в обществе; также помогло выявить многообразие проявлений правовой культуры студентов в современных условиях; воспроизвести и описать некоторые из ее измерений. В качестве основания было принято суждение: если личность обладает правовыми знаниями, отражающуюся в наличии правовых качеств, то для нее характерно соответствующее ролевое поведение в обществе.

Список литературы:

  1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Наука, 1988. – 120 с.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
  3. Правосознание и российский правовой менталитет // Известия ВУЗов. Правоведение. – 2000. – № 3. – 112 с.
  4. Боер В.М., Павельева О.Г. Информационное право: Учеб. пособие. Ч. 1. – СПб., 2006. – 116 с.
  5. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: Роспедагентство, 1994. – 60 с.
  6. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учеб. пособие для вузов. – М.: МПСИ, 2006. – 512 с.
  7. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. – М., 2003. – 273 с.
  8. Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. – М., 1995 – 549 с.
  9. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 639 с.
  10. Фарбер И. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. – 481 с.
  11. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. – 272 с.
  12. Яковлев А.М. Правосознание как объект конкретного социального исследования. – М.: Труды ВНИИ СЗ, 1976. – 128 с.

 



Все статьи автора «zhigulin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: