ДРОБЯЗКО А.В. РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕФОРМАЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Ключевые слова: , , ,


ДРОБЯЗКО А.В. РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕФОРМАЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/283 (дата обращения: 28.05.2017).

Развивающий потенциал неформальных студенческих сообществ для специалистов по связям с общественностью: компетентностный подход

 

Дробязко Анна Вячеславовна,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, аспирант кафедры педагогики

 

Современная социокультурная ситуация в российском обществе предъявляет высокие требования к подготовке будущих специалистов, выпускников вузов, их личностным и профессиональным качествам. Это связано с тем, что динамичные преобразования, происходящие в нашей стране во всех сферах жизни, усиливают потребность в деятельных и творчески мыслящих людях, способных самостоятельно выдвигать и решать актуальные задачи в новых условиях.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм, инновационность и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить[1].

На любой стадии своего взросления и жизни ребенок, студент, специалист выполняет или готовится к выполнению определенной миссии -  в профессиональной деятельности, семейном воспитании и пр., что помещает в центр нашего внимания набор компетентностей, которыми он должен владеть, причем компетентностей не только в узком профессиональном смысле, а в широком, позволяющим ему «владеть ситуацией» во всех ее жизненных проявлениях. Словом, актуален компетентностный подход к решению задач образования человека. В центре внимания этого подхода – взаимосвязь ожиданий предстоящей или реализуемой профессиональной деятельности с функциональными характеристиками субъектов этой деятельности[2]. Очевидно, «набор» компетентностей не случаен. Он с должной полнотой и системностью должен отражать всю совокупность задач, необходимость решения которых может возникнуть в профессиональной деятельности, должен вести к «метакомпетентности» как целостной характеристике специалиста, владеющего всеми необходимыми возможностями решения возникающих перед ним задач профессиональной деятельности (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.П. Тряпицына и др.).

Одним из источников компетентностного подхода в образовании являются множественные концепции педагогической культуры, выявляющие специфику профессионального развития личности (О.А. Абдул-лина, К.М. Дурай-Новакова, B.C. Ильин, Н.А. Половникова, Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин, A.M. Щербаков), а также социокультурные аспекты функционирования и развития профессионально-педагогического образования как целостной системы, в том числе системы непрерывного образования (В.В. Арнаутов, А.Г. Бермус, Б.С. Гершунский, Е.А. Крюкова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков).

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта»[3].

В след за Т.М. Сорокиной, под профессиональной компетентностью мы понимаем единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению своей профессиональной деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу деятельности специалиста по связям с общественностью.

Специалист по связям с общественностью – это высококвалифицированный профессионал в сфере коммуникаций, сочетающий широту общей эрудиции со знанием конкретной отрасли деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, с конкретной социальной группой. Образ специалиста по связям с общественностью складывается из сведений о специфике работы, функциях деятельности, человеческих качествах, требованиях, приведенных в Государственном классификаторе профессий.

Выполняемые PR-специалистом функции условно делятся на четыре блока. Первый блок составляет аналитико-прогностическая функция. Ее реализация включает такие виды деятельности, как сбор, обработка и анализ информации о среде, целевой аудитории, конкретной ситуации, деловых партнерах и т.п.; выявление и анализ проблем, их ранжирование, систематизация, прогнозирование тенденций; программирование действий, PR-акций, прогнозирование результатов; анализ прагматических целей и ожиданий своей компании. Следующий блок функций – организационно-управленческий, который включает в себя обеспечение целей организации; определение аудитории воздействия; выработку ответных мер, антикризисных программ; составление текстовых материалов (пресс-релизов, паблисити, писем); организацию PR-акций. Третий блок – коммуникативно-креативная функция, способствующая достижению взаимопонимания, гармонии, обеспечивающая руководство информацией. В нее входят деятельность по созданию корпоративного имиджа; интерактивная коммуникация; позиционирование; самомаркетинг; установление обратной связи, создание новой информации, проектирование композиций PR-акций. И, наконец, четвертый блок – консультационно-методическая функция, через реализацию которой специалист по связям с общественностью выступает в качестве советника руководителя компании. Данная функция предполагает коммуникативный аудит; имиджирование; мотивацию нового поведения и модификацию негативных сторон образа лидера и (или) фирмы. Перечисленные функции являются главными, но в зависимости от специфики организации, целей, задач, кадровой среды и т.п. они могут видоизменяться.

Осуществление качественной профессионально-личностной подготовки специалистов по связям с общественностью становится возможным благодаря организации неформальных студенческих сообществ – образовательной среды, в результате функционирования которой происходит активизация познавательной самостоятельности будущих специалистов по связям с общественностью, воспитывается готовность к осознанным действиям в ситуации профессионального и личностного выбора, предоставляется возможность для самореализации.

Необходимость создания неформальных студенческих объединений назрела уже давно, так как одной из основных проблем студенчества является пассивность[4]. В целом это связано с тем, что многие выбирают специальность «Связи с общественностью», «Реклама и связи с общественностью» и др. из-за течения моды и престижности. В связи с этим, если оценивать креативные возможности студентов, уровень их познавательной самостоятельности, то в целом на каждую студенческую группу найдется всего несколько человек с широким кругозором, способных генерировать креативные идеи. Среда не может не влиять на человека[5], который в ней находится. В силу того, что под влиянием большинства и из-за отсутствия стимула творческие личности не предпринимают попыток выделиться на общем фоне. В данной ситуации появление неформальных студенческих объединений, где приветствуется конкуренция, вынуждает студентов держать определенную планку и заниматься постоянным саморазвитием и самосовершенствованием.

На кафедре «Социальная работа» Волгоградского государственного социально-педагогического университета создано следующее неформальное сообщество: «Молодежное объединение «PR-клуб студентов ВГСПУ». Цель Молодежного объединения «PR-клуб студентов ВГСПУ» – формирование познавательной самостоятельности посредством развития креативных навыков и использования таких инновационных методов обучения, как проведение тренингов; организация и участие в тренингах, придуманных студентами; посещение мастер-классов; участие в конкурсах; разработка концепций внутривузовских мероприятий; работа над PR-проектами. Основная миссия неформального студенческого сообщества «PR-клуб» – будучи еще студентом, становиться профессионалом, повышать свою профессиональною компетентность. Согласно плану деятельности Молодежного объединения «PR-клуб студентов ВГСПУ» в течение года действует ряд внутренних и внешних площадок активности, которые позволяют всесторонне накапливать уровень профессиональной компетентности будущих специалистов по связям с общественностью. Например, Молодежный форум социальных коммуникаций: «ТЕРРИТОРИЯ PR» (28 июля – 3 августа 2011 года) – выездная площадка на базе лагеря Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Формат – креативная лаборатория. Семь профильных дней по направлениям Форума: работа пресс-службы в военных условиях, всемирная Интернет-паутина и блогерство, политические технологии, мифы в PR, реклама и СМИ, шоу-бизнес,  брендинг и корпоративная культура. Вся территория Форума ежедневно стилизуется под свою тематику. В период форума систематически проходят мастер-классы, тренинги, игры на командообразование, деловые и ролевые игры, дебат-площадки, открытые презентации, флеш-мобы, промо-акции, агитационные компании, выставки и демонстрационные зоны от партнеров проекта и др. Каждый участник, наиболее зарекомендовавший себя, имеет возможность пройти стажировку в предлагаемых компаниях, найти партнера для своего проекта, а также во время форума пройти экспресс-собеседование для дальнейшего трудоустройства в желаемую компанию. Более 100 человек в одном месте и в одно время соревнуется за лидерство в сфере PR. Отличительной особенностью форумов является включенность всех людей в процесс: студентов-участников, студенческий оргкомитет и экспертов.

Молодежное объединение «PR-клуб студентов ВГСПУ» имеет четкую мобилизационную структуру с распределением должностей и полномочий. Каждый ее член внесен в базу данных. По мере появления задач, требующих решения, проводятся собрания, на которых происходит распределение обязанностей и планируется весь спектр необходимых работ. Вне собраний каждый студент – член молодежного объединения работает над своим проектом. Все перечисленные виды деятельности осуществляются в неформальной регламентированной обстановке, в которой отсутствует учебный формализм и господствует вольный творческий дух[6]. Этот особый дух необходим для более простого и частого проявления инициативы. Создание такой дружественной атмосферы достигается посредством наличия постоянного состава участников творческих лабораторий и проводимых для создания атмосферы доверия тренингов по межличностному общению. Кроме того, каждый человек для другого тоже является средой: в обществе яркого, творческого человека происходит своеобразное «заражение». Креативный человек притягивает других, поскольку, люди, стремящиеся к самосовершенствованию, с высоким уровнем познавательной активности заражают окружающих, заставляя не стоять на месте и постоянно развиваться[7].

Структура Молодежного объединения «PR-клуб» предполагает возрастное деление, поскольку невозможно предъявлять одинаковые требования к студентам первого и пятого курсов. И здесь возникает проблема мотивации. В качестве одного из мотивов выступает возможность будущего трудоустройства. Ситуация такова, что во время организации форумов и проектов, актив Молодежного объединения «PR-клуб студентов ВГСПУ» постоянно общается с представителями различных фирм и компаний с целью поиска партнеров, в свою очередь компании нередко нуждаются в молодых кадрах и готовы приглашать студентов на стажировки и дальнейшее трудоустройство. Однако данный мотив применим лишь к студентам старших курсов. Студенты младших курсов либо не заинтересованы в работе, либо еще не обладают необходимым уровнем профессиональных знаний и умений. Поэтому к ним применяется другой подход. Например, многие компании имеют проблемы, решение которых доступно специалистам по связям с общественностью, но в силу тех или иных причин эти организации не могут обратиться в профессиональные PR-организации. Отсюда вытекает возможность взаимовыгодного сотрудничества: студенты приобретают необходимый опыт, а организации либо дешево, либо бесплатно получают решение своих проблем, молодые специалисты в свою очередь значительно повышают уровень своей профессиональной компетентности, практикуясь на решении конкретных задач.

Работа в неформальных молодежных объединениях дает возможность воссоздания не только предметного, но и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Участвуя в решении возникающих профессионально-личностных ситуаций, студент «проживает» роль предметного и социального содержания будущей профессии, т. е. выполняет квазипрофессиональную деятельность. Кроме того, члены Молодежного объединения «PR-клуб студентов ВГСПУ» выезжают на экскурсии в крупные компании, департаменты по связям с общественностью, редакции газет и журналов и др., чтобы «прикоснуться» к работе PR-специалиста, и не из книг, а в формате «живой реальности» увидеть специфику работы. Подобная форма деятельности позволяет усвоить абстрактные и знаковые знания, закрепить умения и навыки в реальном процессе подготовки, в рефлексии выполнения игровых и учебных действий, а через них – и действий профессиональных, основанных на знаниях, получаемых в вузе.

Таким образом, в неформальных студенческих сообществах обучающиеся имеют возможность работать над реальными проектами: организуют специальные мероприятия, пишут и публикуют материалы, проводят различные исследования, работают над реализацией PR-кампаний, создают информационные поводы и т.д. Такая работа оказывает большое влияние на развитие и проявление личностных склонностей студентов, их интересов, потребностей, непрерывное развитие профессиональной компетентности.

Работа студентов в неформальных студенческих сообществах призвана являться неотъемлемой частью современного высшего образования. Формирование современного специалиста, сочетающего высокий профессионализм с гуманистической направленностью личности, предусматривает выработку у студентов – будущих специалистов по связям с общественностью активной жизненной позиции, повышает качество подготовки специалистов, позволяет самостоятельно реализовывать проекты, налаживать партнерские отношения, общаться со СМИ и принимать решения – это одни из главных требований к выпускникам высших учебных заведений.

 

Литература.

  1. 1.      Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
  2. Сергеев, Н. К. Целостный подход в системе методологических регулятивов педагогического исследования [Текст] / И.К. Сергеев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки : Науч. журн. – 2004. – №1(6). – C.12-16.
  3. 3.      Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа-листов, 2004. – с. 25-30.
  4. 4.      Петрова Н.И. Динамика самоактуализации у студентов творческих специальностей [Текст] / Н.И. Петрова // Вопросы психологии.– 2005. – № 1. – С. 45–50.
  5. 5.      Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. Ростов н/Д : Изд. Рост. ун-та, 1983. 154 с.
  6. 6.      Мэй Р. Мужество творить: очерк по психологии творчества [Текст] / Р. Мэй. М. : Львов : Инициатива, 2001. 65 с.
  7. 7.      Паринова Л.В., Беляева И.А. Компоненты образовательной среды в процессе профессионально-личностной подготовки специалиста по связям с общественностью [Текст] / Л.В. Паринова, И.А. Беляева // Культура.Технология. Цивилизация : сб. науч. статей. Н. Новгород : НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2007. С. 76.

[1] Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

[2] Сергеев, Н. К. Целостный подход в системе методологических регулятивов педагогического исследования [Текст] / И.К. Сергеев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки : Науч. журн. – 2004. – №1(6). – C.12-16.

[3] Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа-листов, 2004. – с. 25-30.

[4] Петрова Н.И. Динамика самоактуализации у студентов творческих специальностей [Текст] / Н.И. Петрова // Вопросы психологии.– 2005. – № 1. – С. 45–50.

[5] Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. Ростов н/Д : Изд. Рост. ун-та, 1983. 154 с.

[6] Мэй Р. Мужество творить: очерк по психологии творчества [Текст] / Р. Мэй. М. : Львов : Инициатива, 2001. 65 с.

[7] Паринова Л.В., Беляева И.А. Компоненты образовательной среды в процессе профессионально-личностной подготовки специалиста по связям с общественностью [Текст] / Л.В. Паринова, И.А. Беляева // Культура.Технология. Цивилизация : сб. науч. статей. Н. Новгород : НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2007. С. 76.

 


 



Все статьи автора «drobyazko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: