ПЕТРОВА Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА


ПЕТРОВА Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 28.09.2017).

Автор директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева

Петрова Людмила Арсентиевна

РБ, г.Мелеуз, ул Первомайская 1а.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

 

В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В отечественном общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обоснование патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан Российской Федерации, позиционируемое как важнейшее условие повышения его эффективности.

 Важность проблемы, необходимость ее решения в интересах консолидации российского общества и укрепления государства актуализировали неотложность принятия мер на государственном уровне, что проявилось в разработке Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».

Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность.

Проблема патриотического воспитания в науке отнюдь не является новой, она уходит своими корнями в далекое прошлое. Издревле эта проблема привлекала внимание государственных и общественных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

В новых исторических условиях патриотическое воспитание приобретает поступательный системный характер. Основным механизмом формирования патриотизма у подрастающего поколения является образовательная и воспитательная системы Центра развития творчества  детей имени Ивана Яковле6ва . Патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. Как и в любом направлении воспитательной деятельности, в формировании патриотизма сложно прогнозировать успех, если деятельность в этом направлении не опирается на целостный, системный подход. Формирование подлинного патриотизма связано с развитием личности ребенка в целом.

Учебно-воспитательный процесс начинается с целеполагания, которое представляет собой целостную систему, определяющую основные направления педагогической деятельности ориентиров. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, сущность и содержание  патриотического воспитания учащихся.

В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отече­ству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоя­щее, стремление защищать интересы родины.

В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться  беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Патриотизм является не толь­ко важной задачей воспитания, но и его могучим педагоги­ческим средством. Истинный патриотизм по своей сущности гуманисти­чен и включает в себя уважение к другим народам и стра­нам, к их национальным обычаям и традициям и нераз­рывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, вы­ступают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности. Патриотизм является могучим  источником прогресса каждого человека, коллектива,  страны, цивилизации.

Сегодня существуют десятки различных разновидностей  патриотизма. Наиболее известными являются: советский патриотизм, российский патриотизм, военно-политический патриотизм; этнопатриотизм; религиозный патриотизм; патриотизм цивилизации; мессианский патриотизм; имперский патриотизм; идеологический патриотизм и д. В 1990-2000-е годы на изломе двадцатого века, в период развала Советского Союза  появились такие понятия, как «православный патриотизм», «либеральный патриотизм», «надэтничный патриотизм», «просвещённый патриотизм», «левый патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «путинский абстрактный патриотизм» и т.д. Часто в публикациях встречаются и издевательские оценки: «оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный патриотизм», «квасной патриотизм» и др.

Философ  Н.М. Ильичев выделяет следующие группы, так или иначе извращающие сущность, содержание и роль патриотизма:

1. Отрицание патриотизма: а) сводящие патриотизм к свойству «негодяев» (Чередниченко); б) рассматривающие патриотизм анахронизмом (Амосов); в)отрицающие возможность его определения (Гайдар).

2. Извращение сущности патриотизма: а) сведение патриотизма лишь к местному (Старовойтова, Доренко, Шульгин); б) оценка его как интимного (Ельцин, А.Н.Яковлев, Писарев); в) отождествление патриотизма лишь с государственным патриотизмом (Радзиховский, Хворостов); г) постановка знака равенства между патриотизмом и национализмом (Баркашов, Лимонов); д) оценка патриотизма как  неподдающегося воспитанию (Ельцин, Полозов); е) сведение патриотизма лишь к совокупности возможностей (Попцов).

3. Клевета на носителей патриотизма: а) на всех русских (Заславская, Щербина, Марк Захаров); б) на ветеранов (Юрьев, Кученкова);  в) на гениев русского народа (Синявский, Хворостов, Мень); г) на все прошлое русского народа (А.Н.Яковлев); преклонение перед американским (Познер, Хворостов) и т.д.

   Так,  главный редактор газеты «Версия» Рустам Арифджанов создал ложную версию, размышляя о патриотах и террористах. «На мой взгляд, – пишет он, – терроризм начинается с того момента, когда человека убеждают, что за Родину или идею нужно умереть. Когда самоубийство за идею считается примером или подвигом». Отсюда его авторское неприятие героических поступков Матросова, Талалихина, Гастелло.

Вступая с ним в полемику, профессор В.М. Шепель  пишет: «Если следовать этой логике Р. Арифджанова, то надо снять со сцены оперу М.Глинки «Иван Сусанин» с его верой в царя, и 28 панфиловцев поступили опрометчиво, отдав свою жизнь за Отечество в недалеком Подмосковье.

Выходит партизаны Белоруссии и Украины по своим боевым деяниям – это террористы, как их не называй. Как считает Рустам Арифджанов, жертвовать своей жизнью за идеалы – это идеология веков прошлых поколений. Новым поколениям, которым принадлежит будущее нашего Отечества, «не рекомендовано» самопожертвование ни за Родину, ни за идеалы, ни за какие-то духовные ценности. Ибо это фанатизм, рождающий зло в виде терроризма.

Это обыкновенное самоубийство!

Покончив с социализмом, многие поспешили возрадоваться устранению многолетнего противоборства двух крупнейших общественных систем, забыв, что в мире разлита энергетика людского соперничества. И образовавшийся вакуум был довольно быстро заполнен религиозным противоборством различных  течений.

 Это более сложное и менее аргументированное идеологически противостояние, в котором обыденное сознание становится определяющим мотивом поведения людей.  Разделяя обеспокоенность Р.Арифджанова по поводу того,  как  остановить религиозного фанатика, нельзя согласиться с его некорректной трактовкой патриотизма.

Один из специалистов патриотического воспитания молодежи   А.Н. Вырщиков  выделяет следующие   разновидности  патриотизма:

1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.

2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен. Вспомним: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.

3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа, например, чувашский патриотизм. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием  формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять  и приумножать его ценности.

4. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и  духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, на наш взгляд, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой  и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

На мой взгляд наиболее точным и всесторонним является определение данного профессором Ильичевым Н.М.: «патриотизм – это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» (см.: «Вестник Российского философского общества», 2003, №3, с.87). Из данного определения вытекает, что в содержание патриотизма входит четыре основных элемента.

Патриотическое сознание – часть общественного сознания, представляющая собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации. Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д. Оно обладает относительной самостоятельностью, то есть способно  опережать общественное бытие, отставать от него и пр. Патриотическое сознание может выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в процессе его формирования у обучающихся.

Патриотические отношения реализуются в общении между патриотами, направленными на совершенствование всех сторон жизни страны, а также и соответствующего отношения к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в отношении русского народа всех россиян. Чего  только стоит  утверждение З. Бжезинского, одного из идеологов «нового мирового порядка», направленного, по его словам, «против России, за счет России и на обломках России» («Правда», 1998,  № 43).

К патриотическим относятся все те организации, которые занимаются патриотической деятельностью.  Особая роль принадлежит государственным, общественно-политическим и просветительским, особенно учебным заведениям. Естественно, что самые элементарные сведения о патриотизме ребенок получает в семье, в детских садах и яслях. Субъектами патриотического воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку в отношении себя.

Как утверждал один из исследователей девиантного поведения людей Э. Дюркгейм, «самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми».

Вот почему для успешной борьбы с террористами-фанатиками недостаточно одних силовых действий по отношению к обществу, религиозных конфессий, политических партий, как советует автор статьи. Надо уберечь людей, имеющих ложное представление о патриотизме, от религиозной ненависти к другим народам, посодействовать в социально-экономическом обустройстве их стран, помочь осознать бесценность  собственной жизни и жизни других людей и подвести к пониманию патриотизма как общечеловеческой гуманитарной ценности. Л.Н. Толстой в своем  итоговом произведении «Путь к жизни» обращается к словам Паскаля: «Человек сотворен для того, чтобы мыслить; в этом все  его достоинство и вся его заслуга. Обязанность человека только в том, чтобы мыслить правильно». Ни государственные силовые альянсы, ни карательные  акции против терроризма религиозного толка не дадут успокоительных результатов, если процветающие мировые  державы, опираясь на цивилизованные силы в мусульманском мире, не займутся интернационализацией нравственных ценностей, не окажут экономической поддержки в его гуманитарном просвещении. Надо, чтобы как можно больше людей во всем мире умели бы правильно мыслить. А потому почитали бы патриотов и презирали бы любых террористов», – пишет В.М. Шепель в  журнале «Мир образования – образование в мире» (2001, № 4, с.210 -212).

 Сильным стимулом воспитания у народа патриотизма является уяснение всеми его значения. Из определения патриотизма, данного  Н.М. Ильичевым вытекают следующие его функции:

1. Мировоззренческая. Как известно, мировоззрение представляет собой систему наиболее  общих взглядов человека на мир и  на свое место в нем. Отсюда ясно, что патриотизм, являясь социальной категорией, способствует формированию мировоззрения.

2. Методологическая. Поскольку метод есть способ духовной и практической деятельности по преобразованию действительности, то и патриотизм, включающий фундаментальные знания, реализует эту функцию.

3. Коммуникативная. Проистекает из того, что патриотизм сплачивает, объединяет людей для решения наиболее кардинальных задач общественной жизни.

4. Регулятивная функция выражается в добровольном выполнении личностью, различными социальными группами патриотических норм и принципов, обусловливающих развитие всех сторон прогресса страны.

  5. Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные качества, направленность поступков как отдельных людей, так и различных  общностей. Именно благодаря ценностной функции становится возможным выявлять всевозможные  антипатриотизмы, запрудившие современные российские СМИ.

Патриотизм является могучим  источником прогресса каждого человека, коллектива, всей страны, – пишет Ильичев Н.М. в «Вестнике Российского философского общества» (2003, №3, с.88-89).

Следует подчеркнуть, что педагогическая трактовка  качества патриотизма не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя со­ответствующую потребностно-мотивационную сферу лич­ности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характери­зуют патриотизм как нравственное качество. С этой точки зрения патриотизм определяется в педагогике как та­кое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

 Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в со­блюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных наций, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к язы­ку, национальным обычаям и традициям других народов. Приведенные определения позволяют более детально уяснить содержание этих качеств. В частности, патрио­тизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное от­ношение к языку своего народа; заботу об интересах ро­дины; проявление гражданских чувств и сохранение вер­ности и преданности родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; уважи­тельное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отноше­ний исследователи относят: уважительное отношение к людям различных стран и национальностей; соблюдение мораль­ного такта по отношению к языку, национальным обы­чаям и традициям других народов; проявление позитив­но-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов; стремление поддержи­вать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности.

Какой должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений?

Как пишет И.Ф. Харламов в  учебном пособии «Педагогика», для формирования патриотизма и культуры межнаци­ональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступа­ют как носители указанных качеств. Такими компонен­тами являются: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, пове­денческий и волевой.

Формирование патриотизма осуществляется прежде всего в системе учеб­ных занятий, а также в процессе разнообразных форм в условиях дополдни тельного образования путем создания таких ситуаций, в кото­рых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, му­жеством и храбростью сыновей-патриотов, ее выдающей­ся ролью в развитии мировой цивилизации.

В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Патриотизм является не толь­ко важной задачей воспитания, но и его могучим педагоги­ческим средством. Истинный патриотизм по своей сущности гуманисти­чен и включает в себя уважение к другим народам и стра­нам, к их национальным обычаям и традициям и нераз­рывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, вы­ступают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, трудовых коллективов, образовательных учреждений по формированию у растущих граждан высокопатриотического сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основными направлениями патриотического воспитания являются: духовно-нравственное, военно-патриотическое, краеведческое и гражданское.

Ядром патриотического воспитания выступает гражданское образование и воспитание: подго­товка подрастающих поколений к сознательной деятельнос­ти в качестве полноправных граждан России; усвоение ими идеи верховенства закона, понятия и сущности права; знание и умение пользоваться и отстаивать свои права при уваже­нии таких же прав других людей; гражданская активность; ответственность за собственные действия; толерантное отно­шение к мнениям других, неприятие национальной и религи­озной нетерпимости; непримиримая позиция в отношении нарушений закона кем бы то ни было, злоупотреблений по­ложения должностными лицами, коррупции и других соци­альных патологий. Ценностной ориентацией для них должно стать создание в России гражданского общества и правового государства. При этом обязательным условием будет достижение единства российского общества.

Патриотическое воспитание связано с сохранением и развитием у учащихся  исторической памяти.

В памяти учащейся молодежи, всех граждан должны храниться и постоянно обновляться  научные знания в различных областях науки и производства; события и факты, связанные с историей рода, села, города, республики, страны, мира.  Без этого нет движения человека вперед, нет осознанной его деятельности на благо Родины. Без этого нет любви к Отечеству. Самое печальное то, что мы начинаем терять память о нашем героическом прошлом страны. Потеряем память – потеряем все.

Проведенный нами в ноябре-декабре  2011 года опрос  846  обучающихся Центра развития творчества детей имени Ивана Яковлева  показал, что  на вопросы: «Назовите  имена пяти героев Гражданской войны 1918-1920 гг. в России,  пяти  Героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., пяти командующих фронтами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., пяти Героев Социалистического Труда, пяти  первых советских космонавтов?» дали  полный ответ лишь 31%.   297   обучающихся героями гражданской войны назвали Колчака, Деникина, Врангеля, Корнилова, Белинского, Чапаева, Павлика Морозова, Степана Пугачева.

22% опрошенных  обучающихся не смогли назвать имена Героев Великой Отечественной войны – прославленных  маршалов Советского Союза  Г. К. Жукова, И. С. Конева, Л.А. Говорова, Р.Я. Малиновского, А.М. Василевского, комсомольцев Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова, Любы Шевцовой, Ульяны Громовой,  Лизы Чайкиной, Зои Козмодемьянской, Александра Матросова, летчиков Ивана Кожедуба, Федота Орлова, имен хлеборобов Терентия Мальцева,  Сергея Короткова  и др. Названные выше имена героев для старшего поколения людей, родившихся в 40-60 годов прошлого века, являются священными, особо почитаемыми и сегодня.

Мы обнаружили, что многие опрошенные обучающиеся, выросшие в годы деполитизации и деиделогизации воспитательного процесса, не читали книги Николая  Островского «Как закалялась сталь», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке, Александра Фадеева «Молодая гвардия», на которых воспитывалось не одно поколение школьников, студентов, тружеников, защитников Родины. Как видим, растет молодое поколение слабо  знающее  подлинную историю страны, ее боевые и трудовые традиции. А  Центр развития творчества детей

работает по сохранению развитию у учащихся исторической памяти.

По крылатому выражению академика РАО Г.Н. Волкова, «без исторической памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет нации, народа (как исторической личности)» [1, с.34 ].

Осознанная историческая память народа имеет сложную структуру. Она состоит из так называемых  мест памяти – феноменов, устойчивых образов, вызывающих положительные или отрицательные ассоциации у большинства населения страны или ре­гиона.

Общерусскими местами памяти являются, например, Куликово поле, Поле Полтавской битвы, Бородинское поле,  Мамаев курган,  Красная площадь, Московский Кремль,  памятник Минину и Пожарскому, Ясная Поляна, Зимний дворец, Пискаревское кладбище, мемориальный комплекс Хатынь, космодром Байконур, города-герои  Севастополь, Сталинград, Ленинград, Минск, Киев, Смоленск и др., картины художников А. Репина «Бурлаки на Волге», В. Васнецова «Три богатыря», Н Овчинникова  «Здравствуй земля» и др.

Региональ­ными  чувашскими феноменами являются, например, памятники И.Я. Яковлеву, Н. Я. Бичурину, В.И. Чапаеву, П.П. Хузангаю, К..И. Иванову, монумент Матери, возведенный  на берегу Чебоксарского залива, памятники  космонавтам Ю.А. Гагарину, А.Г. Николаеву установленные в г. Чебоксары; музеи И.Я. Яковлева, материнской славы, этнографический музей, музей  истории и др.

 Городскими местами памяти являются,Пямятни к трудовой славы –машина  полуторка;памятник воинам интернацтоналистам;памятни к участини кам ли квидации аварии на ЧАЭС;Мемориальный комплекс погибшим при исполнении воинского и гражданского долга в локальных вооруженных клнфликтах;Мемориальный комплекс с «Вечным огнем»;Скульптура –памятник В И Ленину;Скульптура Володи Ульянова;

Чем больше памятных мест у человека, тем он близко связан с малой и большой родиной, тем он сильнее любит свою Родину. «Вне памяти, пишет В. Белов, – вне традиции истории и культуры нет личности. Память формирует духовную зрелость человека. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно» (В. Быков. Лад. Очерки о народной эстетике. -М., 1962,Э с.5.). Культура каждого народа – это неисчерпаемый источник духовной стойкости, мужества и благородства. В.И. Ленин писал о чувстве национальной гордости, о необходимости обогатить свою память «знанием всех те богатств, которые выработало человечество» (Полн собр. соч., т. 41, с. 305), о развитии лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры. Эти слова и сегодня звучат актуально для каждого россиянина. Для этнопедагогики и этнопедагогизации системы образования важнейшим является формула, являющейся «золотой»: без памяти (исторической)-нет культуры, без культуры –нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности –нет народа (исторической личности)» (Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика .-Чебоксары, 2004, с. 34 ).

Патриотизм – это одно из высших чувств, которое по­является уже в детском возрасте, развивается и обогащается в со­циальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни.  Патриотизм – самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее  бытии, это целостное и потому неискоренимое  ответственное отношение к Родине.

Патриотизм зиждется на любви к земле, на кото­рой родился, уважении к людям, среди которых  вырос, к языку, на котором с детства говорил, на ответственном отношении к нацио­нальным традициям и обычаям, героическому прошлому Отечества.

Для истинного патриотизма харак­терны не просто приверженность традицион­ной обстановке и формальное признание быта, а любовь к духу, скрытому в них и проявляю­щемуся через них. Не случайно русский фи­лософ И.А.Ильин назвал любовь к Отечест­ву «творческим актом духовного самоопределения». Владимир Маяковский писал: «Отечество славлю которое есть, но трижды которое будет». Главным элементом Отечества являет­ся народ.

 Патриотизм и национальное самосо­знание интегрируют Родину и народ в еди­ный, неразрывный образ, высшую ценность.  Поэтому патриотизм и выступает делом  совести каждого, его внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб Отечества. В патриотизме «закодированы» высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел,  сохранением традиций старших поколений.

Патриотизм – это стержень духовно-нравственного воспитания растущих граждан, важнейший ресурс социальной энергии, направленной на возрождение страны, ее экономики, культуры,  обороноспособности.

Высший уровень развития чувства патриотизма не­разрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Оте­чества. Таковыми были дела и поступки, помыслы  великих сынов и дочерей России Александра  Невского, Дмитрия Донского, Петра Первого, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Николая Пирогова, Александра Пушкина, Екатерины Дашковой,  Льва Толстого, Дмитрия Менделеева, Константина Ушинского, Контантина Циолковского, Ивана Яковлева, Николая Островского, Антона Макаренко, Михаила Шолохова, Константина Жукова,  Ивана Кожедуба, Дмитрия Карбышева,  Александра Матросова, Олега Кошевого, Сергея Королева, Василия Сухомлинского, Андрея Сахарова, Петра Хузангая, Мустая Карима, Расула Гамзатова, Юрия Гагарина, Андрияна Николаева, Владимира Куца,  Виктора Чукарина, Ирины Родниной, и многих   патриотов нашей страны, оставивших заметный след в истории нашей многонациональной Родины. Все они являются  для учащихся примером для подражания, верного служения Отчизне.

          Политика деполитизации и деидеологизации воспитательного процесса нанесла огромный вред стране.  Центр развития творчества  имени Ивана Яковлева вне воспитания стоять не может, она обязана ориентировать учащихся на  общечеловеческие и отечественные ценности, помогать им   разобраться в окружающем мире и учить  делать  осознанный нравственный выбор. Школа не имеет  права отдавать души наших детей наркоманам, алкоголикам, телевизионным пиратам, пропагандирующим на всех каналах телеэкрана секс, вседозволенность, жестокость, убийство и т.д.  

Новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  в своей речи в день  избрания его предстоятелем Русской Православной церкви 1 февраля 2009 года особое место уделил вопросам воспитания молодежи, отметил, что «пропаганда насилия и разврата похищает души. Государство и церковь должны идти навстречу молодым».

В этих условиях очевидна    неотложность государственного решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В  решении этой  задачи важнейшее место принадлежит  семье, образовательным и общественным учреждениям.

Педагог был и остается главным воспитателем личности. От его теоретической и методической подготовленности к организации  педагогического процесса зависит успех в решении  современных  учебно-воспитательных задач.

В  ближайшие годы высшая школа переходит на новую, двухуровневую  форму подготовку специалистов (бакалавриат, магистратура), в связи с чем предстоят перемены в организации  учебно-воспитательной работы в  школах и в вузах по развитию исторической памяти растущей смены.

Память человечества хранится в знаниях. Образование призвано расширять систему мировоззренческих и ценностных установок со­временного человека-гражданина, патриота Родины,  способствуя тем самым расшире­нию и обогащению системы его отношений к малой и большой Родине, окружающему миру.

Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Выражается это в составлении региональных и местных (городских, районных, школьных и т.д.) программ, в которых только и может быть отражена специфика патриотического воспитания в семье, школе, в организациях и общественных объединениях данной местности.

Эффективными путями патриотического воспитания в  Центре развития творчества детей являются:

• использование обновлённого содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического;

• создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы;

• реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы;

• дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края;

  увековечение памяти воинов, погибших при  защите Отечества;

• использование государственных символов России в патриотическом воспитании;

  борьба с отклонениями и извращениями и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В исследовании нами были поставлены задачи, решение которых позволило выявить потенциал народной педагогики в формировании патриотизма у обучающихся; изучить готовность педагогов  к формированию патриотизма; разработать модель процесса формирования патриотизма у  школьников средствами народной педагогики; определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированности патриотизма у обучающихся; теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование патриотизма у обучающихся средствами народной педагогики в системе деятельности педагогов  с обучающимися.

1.      Патриотизм обучающихся нами определен как нравственное качество личности, которое выражается в стремлении узнать больше о культуре своего народа, желании следовать его традициям; потребности в изучении и говорении на родном языке, любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы, переживаний, связанных с жизнью рода, семьи, класса, школы, страны; в стремлении беречь  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость Родины.

2.      Народная педагогика представляет собойсовокупность знаний и навыков воспитания, сохранившихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.

3.      Средствами народной педагогики выступают: природа, труд, ремесло, фольклор, игры, традиции и др.

4.      Типичными трудностями в работе педагогов по использованию средств народной педагогики являются: недостаточная теоретическая и методическая готовность к организации процесса формирования патриотизма средствами народной педагогики, недостаточное знание государственных документов по патриотическому воспитанию учащихся и осведомленность о формах и методах современного патриотического воспитания средствами народной педагогики.

Нами была разработана модель процесса формирования патриотизма, состоящая из следующих компонентов: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы), субъект-субъектный (педагог, учащиеся, родители, педагогический коллектив  Центра развития творочества детей имени чувашского просветителя Ивана Яковлева, общественность, руководители детских  кружков и секций), содержательный (направления деятельности, этапы (алгоритм) работы  педагога), процессуально-коммуникативный (формы, методы, средства), диагностико-результативный (критерии, показатели, уровни, результат). Стержнем данной модели выступает авторская программа «Моя Родина – Россия».

5.  Критериями сформированности патриотизма у  обучающихся являются:

- когнитивный (связан с познанием). Показатели: желание узнать о культуре своего народа, следовать его традициям, потребность в изучении и говорении на родном языке, знания, представления и понятия, которыми владеет ученик о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины; умение устанавливать связи между ними; самостоятельность и устойчивость суждений личности о нормах, регулирующих отношение людей друг к другу, к своей Отчизне, к историко-культурному наследию; умение использовать знания в различных ситуациях;

- оценочно-эмоциональный. Показатели: оценочные суждения, характеризующие отношение ученика к Отечеству; способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этническим ценностям; устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с жизнью школы, семьи, класса, страны; сочувствие, свидетельствующее о гуманистической направленности личности; действенно-критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям;

- мотивационно-поведенческий. Показатели: устойчивая форма положительного поведения, сопротивляемость внешним воздействиям, которые противоречат принятым нормам, устойчивость убеждений.

Уровни проявления сформированности патриотизма: высокий, средний, низкий.

Как показало исследование, эффективность формирования патриотизма у обучающихся средствами народной педагогики обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:

- выявлении воспитательного потенциала народной педагогики в формировании патриотизма у  обучающихся;

- организации воспитательной деятельности на основе научно обоснованной модели процесса формирования патриотизма у  обучающихся средствами народной педагогики, включающей целевой, содержательный, процессуально-коммуникативный, организационно-методический и диагностико-результативный компоненты;

- обеспечении повышения теоретического и методического уровней готовности педагогов к использованию средств народной педагогики в воспитании патриотизма путем внедрения авторской программы «Народная педагогика в системе воспитательной работы  педагога»;

- организации разнообразной познавательной и добротворческой деятельности, моделирующей этнически реальные ситуации погружения в мир народной педагогики;

- обеспечении интеграции воспитательных сил учителей, воспитателей, родителей, руководителей ученических творческих коллективов по интересам.

Проведенное исследование не претендует на всю полноту решения этой сложной и многоаспектной проблемы. Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся подросткового и старшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.


Литература

1.                 Августевич, И.И. История школы и педагогики России 1917 – 1992 гг.: учеб. пособие. [Текст] / И.И. Августевич. – Москва – Белгород, 1994. – 105 с.

2.                 Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 214 с.

3.                 Кондратенко, Е.В. Гражданское воспитание в современной гимназии: личностно-ориентированный подход / Е.В. Кондратенко, Р.Г. Чулкова: монография. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. – 178 с.

4.                 Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Юрайт, 2008.

5.                 Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. [Текст] / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

 

 



Все статьи автора «Петрова Людмила Арсентиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: