МИЧУРИН М.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗРАСТА И УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ВЛАСТИ У КУРСАНТОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ


МИЧУРИН М.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗРАСТА И УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ВЛАСТИ У КУРСАНТОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/397 (дата обращения: 02.10.2018).

В психологии делается акцент на понимание власти как некоей всеобщей способности. Каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как способность, сила или компетентность. Такое представление о власти свойственно, как было crсказо Ф. Хайдером, теории действия, согласно которой каждое действие вместе со своим результатом порождается двумя видами факторов – «могу» (can), основывающимся на отношении власти субъекта (т. е. его сил и способностей) к противодействующим ему внешним силам, и «старанием» (try), т. е. решимостью субъекта действовать, определяемой тем сколько он вкладывает в это сил. Мотивация власти (МВ) с рождения присутствует в человеке, ведь ниверсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству, однако интенсивность проявления мотива власти (МВ), с возрастом может варьироваться.

Возрастные особенности (в психологии) — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Характеристика основана на выявлении психологического содержания процесса развития и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

На первый взгляд возрастные особенности не имеют ничего общего с мотивацией власти, однако, в отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, таким образом, анализ данного критерия, поможет нам более многосторонне изучить феномен мотива власти.

Целью проведенного исследования являлось изучение возрастных характеристик военнослужащих срочной службы и курсантов военного факультета, а также выявление взаимосвязи между возрастом и стремлением к власти военнослужащих.

В соответствии с целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: у военнослужащих, возраст которых будет ниже, потребности во власти будет на более высоко уровне, так как военнослужащие оказавшиеся в вооруженных силах прямо со школьной скамьи, находятся под влиянием переходного возраста, который проявляется в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти своё место в обществе, иногда – переиначить своё окружение под свои вкусы.

Для практического обоснования выдвинутой гипотезы, нами было проведено эмпирическое исследование, которое проходило на базе военного факультета БГУ, среди курсантов первого курса. В исследовании приняли участие 62 военнослужащих из числа, как рядового, так и сержантского состава, которые непосредственно проходят обучение на военном факультете. Возраст военнослужащих, обучающихся на военном факультете, которые участвовали в исследовании, не превышает двадцати трех лет. Большая часть курсантов имеет среднее образование, некоторые средне-специальное и средне-техническое. Срок службы курсантов на время проведения исследования составлял семь месяцев.

Также для сравнительного анализа показателей мотива власти между военнослужащими срочной службы и курсантами военного факультета, было проведено исследование на уровень мотивации власти среди бойцов второго дивизиона 51 СМАГР.

Для изучения влияния возрастных особенностей уровеня МВ у военнослужащих срочной службы и курсантов был применен опросник Ильина «Мотив власти», где в качестве дополнительного показателя военнослужащие указали свой возраст.

Выборка из числа военнослужащих срочной службы включала 31 человека, фамилии всех военнослужащих были закодированы, путем присвоения им уникального индекса.

Из числа личного состава курсантов в исследовании приняло участие 62 человека.

Полученные данные по возрасту среди военнослужащих, показали существенную разницу по данному критерию между военнослужащими срочной службы и курсантами. Рисунок 1.1 в процентном соотношении показывает сравнение военнослужащих по критерию возраста. Мы видим, что среди курсантов самую большую группу составляют военнослужащие, которым на момент проведения исследования, исполнилось 18 лет (45%), военнослужащие срочной службы с данным показателем составляют лишь 11%, наибольшая же группу у них представлена юношами девятнадцатилетнего возраста (32%).

Рисунок 1.1. Возрастные особенности военнослужащих


Количественные данные по уровню МВ и возраста отраженные в Таблице 2.1, указывают на то, что средний возраст военнослужащих срочников, на два с половиной года превышают этот же показатель у курсантов, что на мой взгляд должно повлиять на уровень мотива власти и на его взаимосвязь с возрастом.

Таблица 1.1 Описательная статистика уровня МВ и возраста у военнослужащих


 

Как видно из таблицы 1.1, крайние значение уровня МВ у военнослужащих срочной службы и курсантов более выражены у последних 12 vz 11 и 20 vz 22 соответственно. Среднее же значение уровня МВ больше у военнослужащих срочной службы, что объясняется более многочисленными возрастными категориями в солдатской выборке.

Полученные в ходе исследования данные по уровню МВ и возрасту подверглись статистической обработке с помощью программы SPSS 13.0 for Windows.

С помощью этой программы была проверена статистическая взаимосвязь, с помощью парного Т–критерия Пирсона. При установлении взаимосвязи между уровнем мотивации власти и возрастом военнослужащих двух выборок, были получены результаты, которые показали, что статистическая связь между уровнем МВ и возрастом у курсантов, является значимой на уровне 0,01(двух сторон), r =-0,390.Корреляция является линейной и отрицательной. Для наглядности я задал систему координат, которая визуально отображает рассеивание точек, не ней X  отображает возраст курсантов, а Y — уровень  МВ курсантов.


Рисунок 2

 

После обработки полученных данных были сделаны следующие выводы:

Отрицательное значение, которое принимает корреляция (обратная корреляция), свидетельствует о том, что большей величине одного признака соответствует меньшая величина другого, то есть как видно из диаграммы рассеивания, с увеличение возраста, уровень МВ в большинстве своем снижается.

Статистическая связь между уровнем РС и возрастом у военнослужащих срочной службы также является значимой, однако уже на более скромном уровне p=0,05. Корреляция является обратной r=-0,449. На диаграмме рассеивания точек (Рисунок 1) видно, точки расположены более хаотично, это можно объяснить тем, что средний возраст военнослужащих существенно превышает этот же показатель у курсантов и фактор переходного возраста, напрямую влияющий на уровень мотива власти, не так значим.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилось. Возраст, хоть и в разной степени, но влияет на уровень мотива власти(МВ) как курсантов, так и военнослужащих срочной службы.

Хотя формально, корреляция не обозначает причинно-следственной связи, однако, при наличии одной объективной переменной (возраст), и второй субъективна (МВ) можно осторожно сделать предположение о ее наличии. Наличие корреляции в исследовании, можно интерпретировать в некотором смысле и как причинно – следственную связь, тем более что она теоретически обоснованна и подтверждена некоторыми авторами, но смело утверждать о наличии причинно-следственной связи двух рассматриваемых переменных мы не можем, поскольку взаимосвязь выражена на среднем и низком уровне соответственно.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «michurin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: