ПЕТРОВА Л.А. «УЧИМ- И САМИ УЧИМСЯ!»


ПЕТРОВА Л.А. «УЧИМ- И САМИ УЧИМСЯ!»


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/04/400 (дата обращения: 30.09.2017).

Автор: Петрова Людмила Арсентиевна, директор МБУ ДОД ЦРТД и Ю им. И. Яковлева
РБ, г.Мелеуз, ул.Первомайская 1а

 

Без путей красоты и доброты не может быть образования и воспитания. Необходимо учить детей красоте мысли, красоте слова, красоте поступка, а также восприятию красоты природы. Стремление к красоте и доброте развивается у школьников через приобщение к родному языку, народной культуре.
Школьный возраст-это период жизни, когда устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Это время проявления и становления личности и основ самосознания.
Над своим проектом «Дорогою Добра» я работаю почти 3 года. Основой его является программа «Организация краеведческой работы».
Это образовательно-краеведческий творческий, долгосрочный проект. Она составлена по принципу типовой и имеет связь с базовыми предметами: изучение чувашского разговорного языка, фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Актуальность темы исследования определяется тем, что человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и ценностных ориентаций. Анализ показывает, что философы, педагоги и психологи сходятся во мнении, что разрушение системы общественных ценностей, характерное для разнообразных “переходных периодов” в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим для такого “переходного” общества фактором. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Первоочередная задача “переходных” обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения, с личностно и общественно значимыми ценностными ориентациями.
Изучение проблемы показало, что ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы, одним из которых явилась работа ребят – обучающегося Петров Е.А. МСОШ №1, 8 а касс в частности изучение родного языка (исследовательская работа «Три круга войны), в которой автор попытался систематизировать всё, что до сих пор было написано о ценностях, предложив типологию подходов к ценностной проблематике, за исследовательскую работу он награжден Дипломом I степени Представительства Чувашского Национального Конгресса Чувашской Республики.
Будучи главными конституирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни- его развитая речь и деятельность , в том числе в семейной жизни.
Объект исследования – ценностные ориентации в изучение чувашского разговорного языка.
Предмет исследования – ценностные ориентации учащихся в условиях дополнительного образования
Целью нашего исследования является изучение ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образовании при изучении чувашского разговорного языка.
Достижение поставленной цели достигалось путем решения следующих задач:
1. Разработать теоретико – методологические основы исследования ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образования при изучении родного языка
2. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образования .
3. Разработать пути оптимизации ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образования .
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения; основными путями оптимизации ценностных ориентаций учащихся является социально – психологический тренинг.
Методологической базой исследования являются научные концепции о личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в ее структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентации.
Методы исследования. Разные этапы исследования подразумевали применение следующих методов:
- изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к избранной теме-изучение родного чувашского языка
- наблюдение, беседа;
- комплекс тестовых методик
Воспитательные: научить относиться к окружающим с заботой и терпением; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; воспи-тывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку; формировать любовь к природе, родному краю; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Основные способы реализации планируемых целей: уроки добрых знаний; сотрудничество с газетой «Урал Сассы» (г.Чебоксары); внеклассная работа; беседы, конкурсы, диспуты; мероприятия.
Уроки добрых знаний проходят в нашем кружке каждую неделю. В чём особенность занятий? Проведение хоровой речевой разминки способствует положительному эмоцио-нальному настрою на занятия. Вопросно-ответная форма работы побуждает к размышлению. Используются позитивные тексты.
Воспитание любви к родному чувашскому языку к истории, культуре посредством воздействия различных форм и методов на эмоциональную сферу ребенка. Каждое занятие добрых знаний пронизано идеей добра.
Начиная с первого года обучения мои ученики активно сотрудничают с Дворцом Творчества города Чебоксары, пишут заметки, статьи, сочинения о природе, дружбе, добре. Это помогает правильно находить путь реализации глубинных возможностей, способностей, личностного роста, самореализации, самосовершенствования.
Ученики принимают активное участие во всероссийских конкурсах, благотворительных акциях города и республики.
Каждый ребёнок, его внутренний мир — это необыкновенное богатство, порой непроявленное, неопознанное. Открыть это богатство, создать условия, в которых ребёнок раскроется, почувствует желание творить добро, создавать красоту – вот главная задача воспитания и привития любви к родному чувашскому языку. И замечательно, если каждое доброе начинание ребёнка будет поддержано взрослыми. И это начнется тогда и изучение чувашского разговорного языка и творчество будет приносить чувство удовлетворения, радости, вдохновения.
«Эффективность социальных преобразований всегда зависела от наличия или отсутствия идеологии, выражающей интересы значительной части общества и позволяющей объединить его усилия вокруг общезначимых идеалов и целей своего собственного развития».
Основные либеральные ценности: свобода, равенство возможностей, права человека, частная собственность, рынок, демократия.
Основные ценности советского периода: общественная собственность, социальное равенство, справедливость, коллективизм.
В настоящее время в России проповедуется культ успеха и выгоды, неизбежность общественного и социального неравенства. Лозунг “грядущее неравенство в богатстве на много лучше, чем советское равенство в нищете” на практике обернулся глубоким падением жизненного уровня и обездоленности населения, породившими неравенство масс в нищете и равенство немногих в богатстве.
Для России всегда основными ценностями были: идеи свободы, общего блага, солидарности, справедливости, патриотизма, ценности человеческой личности, изучение родного языка.
Учитывается в Концепции многонациональность Республики Башкортостан, в которой проживают в мире и согласии представители более 70 народов, а большинство составляют башкиры, русские, татары, чуваши. Нужно отметить, что экономическое и культурное процветание республики во многом зависит от успешного осуществления разумной образовательной политики, направленной на создание многонациональной модели. Перед семьей и школой теперь ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:
- Республика Башкортостан представляет собой многонациональное
государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;
- любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без
уважения национальных культур других народов;
- полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания
родного языка;
- сохранение и приумножение культурного богатства своей родины
является важной жизненной задачей гражданина Башкортостана.
В то же время, проблема. Центра развития творчества детей и юношества чувашской национальной школы в условиях Башкортостана не может быть полностью решена без разрешения вопросов преподавания чувашского языка педагогическими кадрами В результате за последние сто лет численность чувашей практически не росла. По данным переписей 1959, 1979, 1989 годов одна треть чувашей, то есть 32-33 процента всей численности, устойчиво считает своим родным языком язык другой национальности. Пока в России чуваши остаются нацией, которая подвержена стремительной ассимиляции и которая нуждается в государственной защите.
Не остается в стороне и следующий факт в Концепции развития национального образования: неоднократные попытки ввести изучение чувашского языка в районных школах сталкивались и сталкиваются с противостоянием отдельных чиновников. Национальная школа, верная своим национально-культурным и историческим традициям, развивалась, обогащаясь прогрессивным опытом национальных школ других народов. Воспитание дружбы и национального согласия между народами основывается на историческом и лучшем педагогическом опыте этих народов, приобретенном в процессе многовекового содружества и совместного проживания.
В Концепции развития чувашского национального образования большое внимание уделяется не только истории чувашской национальной школы, но и её сегодняшнему состоянию. В1919 году на территории Б АССР работали 2486 национальных школ и 54 средних. В этом же году, несмотря на протесты педагогической общественности, были ликвидированы все школы мусульманского и православного ведомств: гимназии, лицеи, частные школы. Проведение такой необдуманной политики привело к тому, что многие опытные педагоги навсегда покинули школы. Некоторая часть учительства позднее была репрессирована. Вместе с тем, в советский период Министерству просвещения удалось значительно укрепить среднюю школу, в том числе и национальную. Преподавание учебных дисциплин стало осуществляться на башкирском, русском, татарском, марийском, чувашском, удмуртском, немецком и мордовском языках, однако приоритетное интернациональное воспитание порой сводило на нет успехи национальной школы.
На современном этапе система среднего образования Республики Башкортостан представлена 3334 общеобразовательными школами.
В школах республики ведется изучение 12 языков: башкирского, татарского, марийского, чувашского, немецкого, удмуртского… Кроме того, ведется целенаправленная работа по приобщению детей в условиях семьи к языковым и культурным традициям своего народа. В целях этнокультурного просвещения и нравственного воспитания открываются воскресные школы. В результате значительно увеличилось количество учащихся, желающих изучать свой родной язык. В процессе становления и развития чувашского просвещения большую роль призвана сыграть общеобразовательная школа с русским языком обучения, так как во многих общеобразовательных школах чувашский язык стал изучаться как самостоятельный предмет. При создании башкирских гимназий и лицеев необходимо ориентироваться на прогрессивный педагогический опыт и наследие джадидистических медресе, а также принять во внимание европейский опыт. В целом, существующая система чувашского просвещения, ставшая за годы суверенитета на путь коренного обновления, отвечает духовным потребностям многонационального народа республики и призвана обеспечить достойное образование всему подрастающему поколению Башкортостана.
Прогрессивное развитие России без укрепления духовно-нравственных основ общества невозможно. Русскому человеку свойственно солидарность, человечность, сострадательность, целомудрие. Сейчас насаждается культ сильной личности, не связанной никакими социальными и моральными ограничениями в своем стремлении навязать всему обществу психологию потребительства и безответного гедонизма.
Любить свой народ, язык, культуру, жизнь в дружбе и добрососедстве – вот главное направление и цель по которой работает Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева.
А значит будет жить вечно наш родной чувашский язык, а это зависит только от нас с Вами, как мы сможем прививать любовь к своему чувашскому языку с самых детских лет, а именно когда начинают говорить дети с 3 лет. У нас в Уставе Центра оговорено проводить обучение детей родному чувашскому языку с 3 до 16 лет.
Мы учим их и учимся у них сами!
За последние годы система непрерывного образования в России претерпела серьезные изменения, коснувшиеся всех ее уровней. Коренной перелом в работе внешкольных учреждений был обусловлен принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году
Сейчас дополнительное образование детей – организованный особым образом, устойчивый процесс, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.
Уникальна самобытная культура любого народа. Благодаря ей осуществляются преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти, своеобразная копилка народных знаний о жизни, человеке, любви к родной земле. Отношение к обычаям предков, уважение и гордость за культурное наследие своего народа говорят об уважении человека к своей стране, самоидентификации себя как части ее. Исключительна роль традиционной народной культуры в решении задач эстетического, художественного и творческого развития подрастающего поколения. Долгие годы в нашей стране такие традиции «уважались официально», что привело к потере интереса к ним. А молодежь стремилась к запретной «заграничной» культуре, не взирая на ее качество.
В последние годы интерес к традиционной народной культуре возрастает и тоже не без поддержки государства, хотя и не достаточной. Едва теплившийся долгие годы «в глубинке», он возрождается вместе с ростом уважения россиян к своей стране, с повы-шением самооценки людей как ее граждан. Задача ответственных за духовное и нрав-ственное развитие молодого поколения помочь ему почувствовать себя частью, звеном, призванным сохранить эту культуру, развить и передать следующим поколениям.
Чувашское традиционное национальное искусство обладает огромным духовным потенциалом. Его самобытность влияет на формирование отличительных черт характера чувашского человека и уклад его жизни. Чувашская культура – исключительный нацио социально-культурной деятельности, получило научное историко-культурологическое осмысление, обрело реликтовый статус своих приверженцев, хранителей и почитателей.
Восстановление, сохранение и распространение культурного наследия – очень сложное дело. Состояние длительной заброшенности и всеобщего забвения, недостаточ-ность этнокультурного материала создают дополнительные трудности в его освоении и популяризации.
Реализуя права граждан чувашской национальности в области образования, в целях сохранения, развития и приобщения к культурно – историческому наследию чувашского народа, учитывая обращение Общества чувашской культуры Мелеузовского района и г. Мелеуза, в ознаменование 150-летия со дня рождения чувашского просветителя Ивана Яковлева. Постановлением Администрации Мелеузовского района Республики Башкортостан за № 958 от 11.08.1998г. принято решение «Об открытии Чувашской народной (Воскресной) школы».
А 26 октября 2000г. прошла перерегистрация, и лицензия выдана «Центру развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя И.Яковлева», единственному Центру в Республики Башкортостан, и в стране за №341604. В январе 2009г. Центр прошел аттестацию и государственную аккредитацию в порядке установленном Законодательством Российской Федерации «Об образовании» присвоена 1-я квалификационная категория, за регистрационным № 280 от 19 июня 2009г, серии АВ 000616.
Для ведения образовательной деятельности МБУ ДОД ЦРТДиЮ им. И.Яковлева располагает собственной библиотекой через министерство образования с фондом 200 экземпляров. Отдел образования Мелеузовского района и г. Мелеуза ежегодно пополняет книжный фонд. То есть новые книги поступают сразу по мере их издания для организации образовательного процесса Центр располагает двумя светлыми, просторными кабинетами общей площадью 127 м2 и находится в здании ДДЮТ. Педагоги дополнительного образования сами ходят в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Со всеми образовательными учреждениями заключаются договора о сотрудничестве, списки детей чувашской национальности педагоги дополнительного образования собирают по классам, организуются группы и проводится обучение.
Удивительная страна, где ежедневно встречаются ребята, их ждет дело по душе и новые друзья.
Это уютный красивый дом – мир увлечений и творчества.
Здесь созданы условия для личностного развития затей, их творческих и познавательных способностей, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, организации досуга.
Сегодня наш Центр предоставляет собой учреждение дополнительного образования это не только место, где осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития.
Ребята развивают творческий потенциал, имеют возможность организовать свое свободное время. В 1992г ребят было 230 человек, а в настоящее время в 70 группах обучаются 840 обучающихся. Реализуется 7 образовательных программ различной степени сложности, ориентированные на индивидуальные и коллективные, творческие, физические способности детей по направленностям:
- изучение чувашского разговорного языка;
-краеведение;
- декоративно-прикладное искусство;
-фольклор.
Центр развития творчества детей – единственный Центр творчества в Республики Башкортостан и Российской Федерации, где чувашский разговорный язык изучается во всех дошкольных и средних образовательных учреждениях города Мелеуз.
В группах декоративно-прикладного искусства ребят учат вязать крючком; вышивать крестиком; кружок бисероплетения; делают поделки из соленого теста.
Поделки ребят декоративно-прикладного искусства систематически являются постоянными участниками выставок на городских, районных, республиканских, региональных мероприятиях и конкурсах, ребята завоевывают призовые места.
Участники фольклора с радостью и воодушевлением посещают кружки. Основная цель фольклора: привитие любви и формирование позитивного отношения к культурным ценностям. Это обучение занятиям танцам, песням, участие в спектаклях. Так никого из присутствующих на спектакле, посвященному 450 летию вхождения Башкирии в состав Российского государства, не оставил равнодушным, а наоборот ребят заинтересовал этот факт в присоединении. Интересные спектакли ставят участники. Ребята постоянно ездиют по деревням и селам с выступлением организовывают выставка поделок ребят, сделанные своими руками; буклетами и книжками-раскладушками, где отражена яркая и насыщенная жизнь ребят. Сегодня Центр развития творчества детей имени чувашского просветителя Ивана Яковлева является «жемчужиной Башкортостана» со слов бывшего начальника Отдела Образования Садыковой Л.Р. является местом проведения – городских, республиканских, праздников, интересных встреч, конкурсов и зрелищных мероприятий.
Систематически проводится многочисленные встречи со знаменитыми людьми Республики Башкортостан. Так проводилось республиканское мероприятие « Цвети, мой край поэтами воспетый», где 20 ученых, профессоров, писателей, представители Чувашского республиканского Канаша и члены общества Общества Чувашской Культуры. Были участниками мероприятия от которого были в восторге и восхищении: как ребята читают стихи на родном чувашском языке, поют песни, танцуют.
Занятии проводятся на высшем профессиональном уровне.
Ежегодно воспитанники Центра развития творчества награждаются бесплатными летними оздоровительными путевками в Чувашскую Республику, в летний лагерь «Алый парус»
Вот превысило 10 лет, нам есть чем гордиться. Хороший показатель в работе, учебе и воспитании обучающихся.
По достоинству ребята награждены грамотами и дипломами Отдела Образования, Чувашского Национального Конгресса, являются победителями первого открытого международного интернет- конкурса и молодежного творчества. Очень радостно, что с каждым годом наши обучающиеся становятся призерами всевозможных конкурсов.
Хочу отметить, что долго и плодотворно работают только те, кто самоотверженно предан детям. Кто свой талант и высокий профессионализм отдает воспитанникам, потому что их любит и в каждом из них уважает личность. Кто учит их мудрости и собственным образом жизни и сам непрестанно учится у них. Именно они создают и будут создавать неповторимую атмосферу тепла и домашности, которые царят в Центре.
Доклады, сценарии мероприятий и конкурсов опубликованы в сборниках материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященных академику В.В.Николаеву «Николаевские чтения» 2011года и научное педагогическое наследие Павла Миронова в 2011г.
Систематически педагоги Центра развития творчества детей публикуют свои статьи и информации о работе с обучающимися в районной «Путь Октября» и «Кунгак»; республиканской газетах «Голос Урала» и журналах «Учитель Башкортостана» и «Тамаша», также о жизнедеятельности узнают из электронных журналах педагогический журнал «Учитель», «Большая перемена», «Директор школы» и газет «Педагогическая газета», электрона научно-практический журнал «Психология, социология, педагогика».
Из 13 педагогов дополнительного образования – 90% с высшим образованием. 90% педагоги имеют высшую и 1 квалификационные категории.
100% педагогов дополнительного образования награждены Почетными грамотами города и республики.
Руководитель и педагоги награждены Почетными грамотами Чувашской Республики:
Благодарственное письмо министерства Образования РБ
-Благодарственное письмо ЧНК
-Чувашская литературная премия им. А.Талвира
-Почетное звание «Заслуженный деятель чувашской национальной культуры» президиум правления Всечувашского общественно-культурного центра
-Диплом I степени Представительства чувашского национального конгресса в РБ:
-Почетная грамота Министерства Образования РБ:
-Грамоты Администрации Муниципального района Мелеузовский район РБ:
-Грамоты Отдела Образования муниципального района Мелеузовский район РБ
-Почетная грамота Отдела Культуры РБ
Систематически участвуя на курсах повышения квалификации, я и мой коллектив берем очень много интересного, познавательного для себя. Вот после прошлогоднего курсов повышения квалификации – получила диплом победителя II Всероссийского открытого конкурса авторских программ, учебно-методических материалов за разработку авторской программы по теме: «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе».
Я для себя открыла секрет о том, что если к работе относишься с душой, настроением, ответственностью и желанием творить, работать, то конечно работа будет спориться и все будет получаться.
Ребята буду не только ходить, но бежать в такое заведение, так как здесь любят, учат, понимают и ценят их; прививая им знания.
В ЦРТД и Ю им. И. Яковлева создан музей, где собран, неоценимый материал быта и утвари чувашей, издан буклет о музее.
ЦРТД и Ю им. И. Яковлева является инициатором передачи фотолетописи в музей образования.
С любовью и теплом педагогический коллектив постоянно шьет чувашские национальные костюмы своими руками, украшая их чувашскими самобытными орнаментом, радуя ребят своим рукоделием.
Опыт работы МБУ ДОД ЦРТД и Ю им. И.Яковлева распространяется на городском и республиканском уровнях, демонстрировался неоднократно по Башкирскому Телевидению «Тивлет», «Телекомпас»; по чувашскому телевидению и национальному радио Чувашии «Чаваш Ен»; оформлены 19 книжек – раскладушек и постоянно оформляются буклеты о работе педагогов дополнительного образования Центра, их уже 40 штук.
Выявление и поддержка одаренных детей – одна из важнейших задач педагогического сопровождения работы в системе образовательной деятельности.
Одним из важных направлений социально-педагогической деятельности коллектива Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева является взаимодействие с семьей.
Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразными, многими из них педагоги дополнительного образования пользуются давно, а некоторые формы являются инновационными и учитывают современные требования к процессу воспитания и обучения. В пособии содержится перечень основных форм взаимодействия с семьей, который поможет не заблудиться в этом многообразии, открыть для себя что-то новое и выбрать то, что будет полезно в практической деятельности.
Работа Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева с семьей выстраивается через непосредственное взаимодействие с родителями посредством организации совместной досуговой деятельности. Большое внимание уделяется разработке методических материалов, предназначенных для родителей, которые помогут организовать досуг ребенка.
Вниманию родителей предложена библиотечка книжек – раскладушек и буклеты из опыта работы. Она поможет педагогам привлечь внимание родителей к вопросам воспитания детей, дать практические рекомендации: как организовать досуг ребенка, провести яркий праздник дома, научиться создавать поделки своими руками. Материалы-книжек раскладушек очень разнообразны: игры, викторины, загадки, практические советы – все это можно легко применить не только для организации семейного праздника, но и для повседневного общения с ребенком.
Педагогам дополнительного образования предлагаются идеи, которые можно использовать в повседневной работе: материалы для бесед, организации педагогических чтений, сценарии совместных мероприятий, где родители могут выступить не только в роли зрителей, но и участников, даются методические рекомендации по сотрудничеству с родителями.
Одним из видов деятельности, который помогает сделать взаимодействие с семьей более плодотворным, является создание и внедрение социально-педагогических проектов. Некоторые их них («Когда мы вместе», «Родительские встречи») представлены пособии. Предложенные рекомендации по реализации проектов будут интересны и полезны педагогам, решившим освоить данную технологию.
Важной составляющей частью в организации взаимодействия между родителями и ЦРТД и Ю им. И. Яковлева является психолого-диагностическая работа. Она выстраивается психологической службой через проведение анкетирования, тестов, бесед, обеспечивает выявление волнующих проблем, темы которые обсуждаются с родителями.
Для достижения результатов в педагогической деятельности необходимо быть в курсе всех инноваций в сфере образования, обобщать опыт работы, взаимодействовать с ДОУ и МСОШ города.

Педагогический коллектив шьет национальные чувашские костюмы для педагогов и обучающихся, в которых выступают на городских и районных, республиканских и всероссийских мероприятиях. Так в этом Юбилейном году награждены благодарственным письмом Администрацией Первомайского сельского совета за участие в празднике Национальных культур.
Жемчужиной Центра развития детей является ансамбль чувашских национальных шумовых инструментов «Солнышко».
В этом году он стал лауреатом I степени «Фестиваля национальных культур».
Педагоги вместе с ребятами поют песни, танцуют, ставят сценки-сказки, тем самым прививая любовь к родному языку и традициям.

Работа с родителями.
- игры, викторины, походы, походы, поездки в музей города и района республики, поход воспитанников в музеи ЦРТД и Ю им.И. Яковлева, загадки, практические советы, диспуты, беседы, педагогические чтения, сценариев совместных мероприятий;
- встречи, педагогические проекты: « Когда мы вместе», « родительские встречи»;
- анкетирование, тесты, беседы, выявление волнующих проблем, темы которые обсуждаются с родителями.

Формы взаимодействия с родителями.
- благодарственные письма родителям;
- буклет;
- видеожурнал «Родительские посиделки»
- рубрика «Говорят дети», «Страничка педагога дополнительного
образования»
- информация о занятии;
-буклет- домашний праздник;
- уроки здоровья;
- встреча с интересными людьми;
- обобщение опыта, взаимодействие с другими учреждениями
дополнительного образования;
- организация детского досуга.
Предприниматели города оказали безвозмездную спонсорскую помощь и приобрели в г. Чебоксары чувашские национальные шумовые инструменты и сделали подарок ребятам. После чего создан ансамбль чувашских шумовых инструментов « Солнышко», который является участником городских и районных мероприятий. В этом году ансамбль является победителем фестиваля национальных культур и призером «Гран – При».
Центр творчества – целый мир искусства, фантазии и вдохновения, первых шагов и открытий, упорного труда и достижений.
Ø Почетной грамотой Общества чувашской культуры Муниципального района Мелеузовский район;
Ø Почетной грамотой Отдела образования Администрации
Муниципального района Мелеузовский район;
Ø Почетной грамотой управления культуры города Мелеуз;
Ø Почетной грамотой Министерства Образования Республики Башкортостан;
Ø Почетной грамотой Исполкома Канаша Республики Башкортостан;
Ø Благодарственным письмом Московской чувашской
национально-культурной автономии Российской Федерации;
Ø Благодарственным письмом общества чувашской культуры Республики Башкортостан;
Ø Правительственной телеграммой Московской Чувашской национально- культурной автономии;
Ø Почетной грамотой исполкома Канаша чувашей РБ;
Ø Благодарственное письмо Дома Дружбы народов РБ;
Ø Диплом первого открытого народного интернет-конкурса детского и молодежного творчества «Art Kinder Nouse» 7 шт.

В целях выявления пожеланий и отзывов за увиденное в Центре работы и предоставляемых услуг совершенствования уровня образования и воспитательного процессов и наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся имеется «Книга отзывов и предложений», в которой оставляют свои пожелания и предложения.
Очень интересно организована краеведческая работа, педагоги систематически ходят с ребятами к памятникам и памятным местам в городе, где с интересом узнают историю своего города. Организовываются поездки по музеям города, района, республики. Так была организована поездка в село Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан в музей имени Константина Иванова.
Конечно такая работа не может не оставить в душе у ребенка плохой след, а наоборот заинтересовывает ребят прошлое и они сравнивают с настоящим временем.
К нам систематически приезжают народные артисты из Чувашской Республики, устраиваем встречи и концерты, что тоже , естественно увлекает обучающихся и делает их жизнь интереснее.

На протяжении 12 лет в Мелеузовском районе работает Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева, который обучает обучающихся образовательных и дошкольных учреждений, трепетно и верно хранит язык, культуру, традиции и обычаи своих предков.
О работе центра знают в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, в Москве, и на Севере т.к. он не только является сторонним наблюдателем , но и является активным участником всех мероприятий руководимых ими.
Руководитель, педагогический коллектив, обучающиеся награждены дипломами I, II степеней, почетными грамотами и благодарственными письмами и телеграммами.
В книге отзывов, которая является показателем хорошей работы, все посещающие и участники мероприятий делятся своими впечатлениями и пожеланиями. Сколько добра, света и тепла в их словах, сколько благодарности о том, что Центр развития творчества детей несет любовь к своему родному чувашскому языку, изучая быт и культуру. Завязалась дружба и сложились очень добрые, добрососедские отношения с Детским Дворцом Юношеского Творчества города Чебоксары, Московской чувашской автономной республикой и чувашими Севера..
Культура является качеством деятельности, создающий ценности, благо, сберегающий и приумножающий их.
Что-то относится к культуре не само по себе, а в отношении к благам, ценностям. Ценность есть мера блага.
Человек творит мир, культуру – благо, справедливость, красоту, добро, истину.
Грядущей эпохе истории человечества предстоит стать эпохой культуры в ее всеобщей и собственной форме во всей чистоте и подлинности; эпохой самоопределения человеком своего бытия в мире, в качестве индивидуальности. Духовная и материальная сторона культуры тесно взаимосвязаны. Материальная сторона культуры всегда является воплощением идеи, творчества, знаний.
В свою очередь духовная культура ( научные идеи, проекты, художественные замыслы) теряет смысл без вощения в практику.
Культура –это совершенство, лучшие по сравнению с тем, что было, это святое и доброе, это тепло в жизни, это созидании ценностей. Культура это творчество творить – самая главная цель нашего Центра развития творчества детей, обучать детей красоте узоров, вышивки крестиком, вязания крючком, поделок из соленого теста, кожи; песням, танцам. Это духовный уровень развития .
Каждая национальная культура обладает столькими же отличительными признаками, сколько есть других культур, к которой она себя соотносит. Границы каждой национальной культуры определяется общим числом этих соотношений. Одна национальная культура отличается от другой лишь в отношении того, чем они вместе обладают. Особенное здесь неотделимо от общего, различие от единства, но остается общее среди всех национальностей. Глубокое уважение ко всем национальностям, к их традициям, языку, истории и быту; уважение к труду, жить в мире и добрососедстве со всеми народами разных национальностей. Стало традицией праздновать весело, радостно, мероприятия, которые вносят вклад в укрепление дружбы и взаимопонимания народов, живущих сегодня.
Такие значимые мероприятия – национальные праздники служат объединяющим началом всех людей, которые неравнодушны к родным обычаем, традициям и языку.
В Башкирии 2011 год объявлен Годом укрепления межнационального согласия. Начиная с начала года педагогический коллектив и обучающиеся начали принимать активное участие, ездить c концертными номерами в села Аптраковский, Узя, Тукмак Первомайского сельского совета. За это Первомайский сельский совет наградили педагогический коллектив благодарственным письмом.
Сделаны руками обучающихся композиции «Подружки», «Свадебный обряд», «Песочница», «Дефиле кукол из бисера», ансамбль кукол шумовых национальных инструментов, девочек-кукол одетых в национальные чувашские костюмы, которые украшены чувашским национальным орнаментом, «Лесная полянка», матрешки украшенных в национальные костюмы, «Пчелы», «Маки», «Лилии», «Подсолнухи», «Корзина с цветами» вышитых из лент, яркие салфетки и скатерть в количестве 26 штук вышитые крестиком.
Их отправляли на международный конкурс Art Kinder House, которые стали победителями-лауреатами и награждены: 4 Диплома первой степени, 2 Диплома второй степени, 1 Диплом 3 степени.
И продолжаем активно участвовать во всех городских, районных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, устраиваем экскурсии с обучающимися ДОУ и СОШ города, встречаемся со студентами СПТУ-39 и Лицея №42, встречали из республик представителей Единой России, которая проходила на площади города, и за которое нам вновь было вручено Благодарственное письмо Отдела культуры.
И на все эти встречи и мероприятия выставляются красивые, яркие и содержательные выставки, поделки и композиции, сделанные руками обучающихся.
Все эти моменты наших счастливых дней запечатляем на фотографиях,из которых формируются буклеты, стенды и папки, проведенных мероприятий, посвященных этим знаменательным датам и годам. Чтобы еще долго радовались, увидев эти веселые и яркие моменты.
В целях выявления пожеланий и отзывов за увиденное в Центре развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева, работы и предоставляемые услуги совершенствования уровня образования и воспитательного процессов и наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся имеются книги отзывов, а их уже 3 штуки в которых оставляют свои отзывы и пожелания присутствующие..
Так что жизнь прекрасна не унывай, не скучай от безделья, ищи позитив, встречайся с интересными людьми, люби свой коллектив и своих обучающихся как своих детей.
Любить свой народ, язык, культуру, жить в дружбе и добрососедстве – вот главная моя цель по которой я иду по жизни.
Вот как скучать некогда: учиться, учиться, учиться!
Так пусть цветет и процветает наш добрый, уютный дом.
А называется он Башкортостан.

 


Автор: Петрова Людмила Арсентиевна, директор МБУ ДОД ЦРТД и Ю им. И. Яковлева
РБ, г.Мелеуз, ул.Первомайская 1а

 

Без путей красоты и доброты не может быть образования и воспитания. Необходимо учить детей красоте мысли, красоте слова, красоте поступка, а также восприятию красоты природы. Стремление к красоте и доброте развивается у школьников через приобщение к родному языку, народной культуре.
Школьный возраст-это период жизни, когда устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Это время проявления и становления личности и основ самосознания.
Над своим проектом «Дорогою Добра» я работаю почти 3 года. Основой его является программа «Организация краеведческой работы».
Это образовательно-краеведческий творческий, долгосрочный проект. Она составлена по принципу типовой и имеет связь с базовыми предметами: изучение чувашского разговорного языка, фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Актуальность темы исследования определяется тем, что человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и ценностных ориентаций. Анализ показывает, что философы, педагоги и психологи сходятся во мнении, что разрушение системы общественных ценностей, характерное для разнообразных “переходных периодов” в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим для такого “переходного” общества фактором. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Первоочередная задача “переходных” обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения, с личностно и общественно значимыми ценностными ориентациями.
Изучение проблемы показало, что ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы, одним из которых явилась работа ребят – обучающегося Петров Е.А. МСОШ №1, 8 а касс в частности изучение родного языка (исследовательская работа «Три круга войны), в которой автор попытался систематизировать всё, что до сих пор было написано о ценностях, предложив типологию подходов к ценностной проблематике, за исследовательскую работу он награжден Дипломом I степени Представительства Чувашского Национального Конгресса Чувашской Республики.
Будучи главными конституирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни- его развитая речь и деятельность , в том числе в семейной жизни.
Объект исследования – ценностные ориентации в изучение чувашского разговорного языка.
Предмет исследования – ценностные ориентации учащихся в условиях дополнительного образования
Целью нашего исследования является изучение ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образовании при изучении чувашского разговорного языка.
Достижение поставленной цели достигалось путем решения следующих задач:
1. Разработать теоретико – методологические основы исследования ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образования при изучении родного языка
2. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образования .
3. Разработать пути оптимизации ценностных ориентаций учащихся в условиях дополнительного образования .
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения; основными путями оптимизации ценностных ориентаций учащихся является социально – психологический тренинг.
Методологической базой исследования являются научные концепции о личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в ее структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентации.
Методы исследования. Разные этапы исследования подразумевали применение следующих методов:
- изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к избранной теме-изучение родного чувашского языка
- наблюдение, беседа;
- комплекс тестовых методик
Воспитательные: научить относиться к окружающим с заботой и терпением; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; воспи-тывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку; формировать любовь к природе, родному краю; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Основные способы реализации планируемых целей: уроки добрых знаний; сотрудничество с газетой «Урал Сассы» (г.Чебоксары); внеклассная работа; беседы, конкурсы, диспуты; мероприятия.
Уроки добрых знаний проходят в нашем кружке каждую неделю. В чём особенность занятий? Проведение хоровой речевой разминки способствует положительному эмоцио-нальному настрою на занятия. Вопросно-ответная форма работы побуждает к размышлению. Используются позитивные тексты.
Воспитание любви к родному чувашскому языку к истории, культуре посредством воздействия различных форм и методов на эмоциональную сферу ребенка. Каждое занятие добрых знаний пронизано идеей добра.
Начиная с первого года обучения мои ученики активно сотрудничают с Дворцом Творчества города Чебоксары, пишут заметки, статьи, сочинения о природе, дружбе, добре. Это помогает правильно находить путь реализации глубинных возможностей, способностей, личностного роста, самореализации, самосовершенствования.
Ученики принимают активное участие во всероссийских конкурсах, благотворительных акциях города и республики.
Каждый ребёнок, его внутренний мир — это необыкновенное богатство, порой непроявленное, неопознанное. Открыть это богатство, создать условия, в которых ребёнок раскроется, почувствует желание творить добро, создавать красоту – вот главная задача воспитания и привития любви к родному чувашскому языку. И замечательно, если каждое доброе начинание ребёнка будет поддержано взрослыми. И это начнется тогда и изучение чувашского разговорного языка и творчество будет приносить чувство удовлетворения, радости, вдохновения.
«Эффективность социальных преобразований всегда зависела от наличия или отсутствия идеологии, выражающей интересы значительной части общества и позволяющей объединить его усилия вокруг общезначимых идеалов и целей своего собственного развития».
Основные либеральные ценности: свобода, равенство возможностей, права человека, частная собственность, рынок, демократия.
Основные ценности советского периода: общественная собственность, социальное равенство, справедливость, коллективизм.
В настоящее время в России проповедуется культ успеха и выгоды, неизбежность общественного и социального неравенства. Лозунг “грядущее неравенство в богатстве на много лучше, чем советское равенство в нищете” на практике обернулся глубоким падением жизненного уровня и обездоленности населения, породившими неравенство масс в нищете и равенство немногих в богатстве.
Для России всегда основными ценностями были: идеи свободы, общего блага, солидарности, справедливости, патриотизма, ценности человеческой личности, изучение родного языка.
Учитывается в Концепции многонациональность Республики Башкортостан, в которой проживают в мире и согласии представители более 70 народов, а большинство составляют башкиры, русские, татары, чуваши. Нужно отметить, что экономическое и культурное процветание республики во многом зависит от успешного осуществления разумной образовательной политики, направленной на создание многонациональной модели. Перед семьей и школой теперь ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:
- Республика Башкортостан представляет собой многонациональное
государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;
- любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без
уважения национальных культур других народов;
- полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания
родного языка;
- сохранение и приумножение культурного богатства своей родины
является важной жизненной задачей гражданина Башкортостана.
В то же время, проблема. Центра развития творчества детей и юношества чувашской национальной школы в условиях Башкортостана не может быть полностью решена без разрешения вопросов преподавания чувашского языка педагогическими кадрами В результате за последние сто лет численность чувашей практически не росла. По данным переписей 1959, 1979, 1989 годов одна треть чувашей, то есть 32-33 процента всей численности, устойчиво считает своим родным языком язык другой национальности. Пока в России чуваши остаются нацией, которая подвержена стремительной ассимиляции и которая нуждается в государственной защите.
Не остается в стороне и следующий факт в Концепции развития национального образования: неоднократные попытки ввести изучение чувашского языка в районных школах сталкивались и сталкиваются с противостоянием отдельных чиновников. Национальная школа, верная своим национально-культурным и историческим традициям, развивалась, обогащаясь прогрессивным опытом национальных школ других народов. Воспитание дружбы и национального согласия между народами основывается на историческом и лучшем педагогическом опыте этих народов, приобретенном в процессе многовекового содружества и совместного проживания.
В Концепции развития чувашского национального образования большое внимание уделяется не только истории чувашской национальной школы, но и её сегодняшнему состоянию. В1919 году на территории Б АССР работали 2486 национальных школ и 54 средних. В этом же году, несмотря на протесты педагогической общественности, были ликвидированы все школы мусульманского и православного ведомств: гимназии, лицеи, частные школы. Проведение такой необдуманной политики привело к тому, что многие опытные педагоги навсегда покинули школы. Некоторая часть учительства позднее была репрессирована. Вместе с тем, в советский период Министерству просвещения удалось значительно укрепить среднюю школу, в том числе и национальную. Преподавание учебных дисциплин стало осуществляться на башкирском, русском, татарском, марийском, чувашском, удмуртском, немецком и мордовском языках, однако приоритетное интернациональное воспитание порой сводило на нет успехи национальной школы.
На современном этапе система среднего образования Республики Башкортостан представлена 3334 общеобразовательными школами.
В школах республики ведется изучение 12 языков: башкирского, татарского, марийского, чувашского, немецкого, удмуртского… Кроме того, ведется целенаправленная работа по приобщению детей в условиях семьи к языковым и культурным традициям своего народа. В целях этнокультурного просвещения и нравственного воспитания открываются воскресные школы. В результате значительно увеличилось количество учащихся, желающих изучать свой родной язык. В процессе становления и развития чувашского просвещения большую роль призвана сыграть общеобразовательная школа с русским языком обучения, так как во многих общеобразовательных школах чувашский язык стал изучаться как самостоятельный предмет. При создании башкирских гимназий и лицеев необходимо ориентироваться на прогрессивный педагогический опыт и наследие джадидистических медресе, а также принять во внимание европейский опыт. В целом, существующая система чувашского просвещения, ставшая за годы суверенитета на путь коренного обновления, отвечает духовным потребностям многонационального народа республики и призвана обеспечить достойное образование всему подрастающему поколению Башкортостана.
Прогрессивное развитие России без укрепления духовно-нравственных основ общества невозможно. Русскому человеку свойственно солидарность, человечность, сострадательность, целомудрие. Сейчас насаждается культ сильной личности, не связанной никакими социальными и моральными ограничениями в своем стремлении навязать всему обществу психологию потребительства и безответного гедонизма.
Любить свой народ, язык, культуру, жизнь в дружбе и добрососедстве – вот главное направление и цель по которой работает Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева.
А значит будет жить вечно наш родной чувашский язык, а это зависит только от нас с Вами, как мы сможем прививать любовь к своему чувашскому языку с самых детских лет, а именно когда начинают говорить дети с 3 лет. У нас в Уставе Центра оговорено проводить обучение детей родному чувашскому языку с 3 до 16 лет.
Мы учим их и учимся у них сами!
За последние годы система непрерывного образования в России претерпела серьезные изменения, коснувшиеся всех ее уровней. Коренной перелом в работе внешкольных учреждений был обусловлен принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году
Сейчас дополнительное образование детей – организованный особым образом, устойчивый процесс, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.
Уникальна самобытная культура любого народа. Благодаря ей осуществляются преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти, своеобразная копилка народных знаний о жизни, человеке, любви к родной земле. Отношение к обычаям предков, уважение и гордость за культурное наследие своего народа говорят об уважении человека к своей стране, самоидентификации себя как части ее. Исключительна роль традиционной народной культуры в решении задач эстетического, художественного и творческого развития подрастающего поколения. Долгие годы в нашей стране такие традиции «уважались официально», что привело к потере интереса к ним. А молодежь стремилась к запретной «заграничной» культуре, не взирая на ее качество.
В последние годы интерес к традиционной народной культуре возрастает и тоже не без поддержки государства, хотя и не достаточной. Едва теплившийся долгие годы «в глубинке», он возрождается вместе с ростом уважения россиян к своей стране, с повы-шением самооценки людей как ее граждан. Задача ответственных за духовное и нрав-ственное развитие молодого поколения помочь ему почувствовать себя частью, звеном, призванным сохранить эту культуру, развить и передать следующим поколениям.
Чувашское традиционное национальное искусство обладает огромным духовным потенциалом. Его самобытность влияет на формирование отличительных черт характера чувашского человека и уклад его жизни. Чувашская культура – исключительный нацио социально-культурной деятельности, получило научное историко-культурологическое осмысление, обрело реликтовый статус своих приверженцев, хранителей и почитателей.
Восстановление, сохранение и распространение культурного наследия – очень сложное дело. Состояние длительной заброшенности и всеобщего забвения, недостаточ-ность этнокультурного материала создают дополнительные трудности в его освоении и популяризации.
Реализуя права граждан чувашской национальности в области образования, в целях сохранения, развития и приобщения к культурно – историческому наследию чувашского народа, учитывая обращение Общества чувашской культуры Мелеузовского района и г. Мелеуза, в ознаменование 150-летия со дня рождения чувашского просветителя Ивана Яковлева. Постановлением Администрации Мелеузовского района Республики Башкортостан за № 958 от 11.08.1998г. принято решение «Об открытии Чувашской народной (Воскресной) школы».
А 26 октября 2000г. прошла перерегистрация, и лицензия выдана «Центру развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя И.Яковлева», единственному Центру в Республики Башкортостан, и в стране за №341604. В январе 2009г. Центр прошел аттестацию и государственную аккредитацию в порядке установленном Законодательством Российской Федерации «Об образовании» присвоена 1-я квалификационная категория, за регистрационным № 280 от 19 июня 2009г, серии АВ 000616.
Для ведения образовательной деятельности МБУ ДОД ЦРТДиЮ им. И.Яковлева располагает собственной библиотекой через министерство образования с фондом 200 экземпляров. Отдел образования Мелеузовского района и г. Мелеуза ежегодно пополняет книжный фонд. То есть новые книги поступают сразу по мере их издания для организации образовательного процесса Центр располагает двумя светлыми, просторными кабинетами общей площадью 127 м2 и находится в здании ДДЮТ. Педагоги дополнительного образования сами ходят в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Со всеми образовательными учреждениями заключаются договора о сотрудничестве, списки детей чувашской национальности педагоги дополнительного образования собирают по классам, организуются группы и проводится обучение.
Удивительная страна, где ежедневно встречаются ребята, их ждет дело по душе и новые друзья.
Это уютный красивый дом – мир увлечений и творчества.
Здесь созданы условия для личностного развития затей, их творческих и познавательных способностей, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, организации досуга.
Сегодня наш Центр предоставляет собой учреждение дополнительного образования это не только место, где осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития.
Ребята развивают творческий потенциал, имеют возможность организовать свое свободное время. В 1992г ребят было 230 человек, а в настоящее время в 70 группах обучаются 840 обучающихся. Реализуется 7 образовательных программ различной степени сложности, ориентированные на индивидуальные и коллективные, творческие, физические способности детей по направленностям:
- изучение чувашского разговорного языка;
-краеведение;
- декоративно-прикладное искусство;
-фольклор.
Центр развития творчества детей – единственный Центр творчества в Республики Башкортостан и Российской Федерации, где чувашский разговорный язык изучается во всех дошкольных и средних образовательных учреждениях города Мелеуз.
В группах декоративно-прикладного искусства ребят учат вязать крючком; вышивать крестиком; кружок бисероплетения; делают поделки из соленого теста.
Поделки ребят декоративно-прикладного искусства систематически являются постоянными участниками выставок на городских, районных, республиканских, региональных мероприятиях и конкурсах, ребята завоевывают призовые места.
Участники фольклора с радостью и воодушевлением посещают кружки. Основная цель фольклора: привитие любви и формирование позитивного отношения к культурным ценностям. Это обучение занятиям танцам, песням, участие в спектаклях. Так никого из присутствующих на спектакле, посвященному 450 летию вхождения Башкирии в состав Российского государства, не оставил равнодушным, а наоборот ребят заинтересовал этот факт в присоединении. Интересные спектакли ставят участники. Ребята постоянно ездиют по деревням и селам с выступлением организовывают выставка поделок ребят, сделанные своими руками; буклетами и книжками-раскладушками, где отражена яркая и насыщенная жизнь ребят. Сегодня Центр развития творчества детей имени чувашского просветителя Ивана Яковлева является «жемчужиной Башкортостана» со слов бывшего начальника Отдела Образования Садыковой Л.Р. является местом проведения – городских, республиканских, праздников, интересных встреч, конкурсов и зрелищных мероприятий.
Систематически проводится многочисленные встречи со знаменитыми людьми Республики Башкортостан. Так проводилось республиканское мероприятие « Цвети, мой край поэтами воспетый», где 20 ученых, профессоров, писателей, представители Чувашского республиканского Канаша и члены общества Общества Чувашской Культуры. Были участниками мероприятия от которого были в восторге и восхищении: как ребята читают стихи на родном чувашском языке, поют песни, танцуют.
Занятии проводятся на высшем профессиональном уровне.
Ежегодно воспитанники Центра развития творчества награждаются бесплатными летними оздоровительными путевками в Чувашскую Республику, в летний лагерь «Алый парус»
Вот превысило 10 лет, нам есть чем гордиться. Хороший показатель в работе, учебе и воспитании обучающихся.
По достоинству ребята награждены грамотами и дипломами Отдела Образования, Чувашского Национального Конгресса, являются победителями первого открытого международного интернет- конкурса и молодежного творчества. Очень радостно, что с каждым годом наши обучающиеся становятся призерами всевозможных конкурсов.
Хочу отметить, что долго и плодотворно работают только те, кто самоотверженно предан детям. Кто свой талант и высокий профессионализм отдает воспитанникам, потому что их любит и в каждом из них уважает личность. Кто учит их мудрости и собственным образом жизни и сам непрестанно учится у них. Именно они создают и будут создавать неповторимую атмосферу тепла и домашности, которые царят в Центре.
Доклады, сценарии мероприятий и конкурсов опубликованы в сборниках материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященных академику В.В.Николаеву «Николаевские чтения» 2011года и научное педагогическое наследие Павла Миронова в 2011г.
Систематически педагоги Центра развития творчества детей публикуют свои статьи и информации о работе с обучающимися в районной «Путь Октября» и «Кунгак»; республиканской газетах «Голос Урала» и журналах «Учитель Башкортостана» и «Тамаша», также о жизнедеятельности узнают из электронных журналах педагогический журнал «Учитель», «Большая перемена», «Директор школы» и газет «Педагогическая газета», электрона научно-практический журнал «Психология, социология, педагогика».
Из 13 педагогов дополнительного образования – 90% с высшим образованием. 90% педагоги имеют высшую и 1 квалификационные категории.
100% педагогов дополнительного образования награждены Почетными грамотами города и республики.
Руководитель и педагоги награждены Почетными грамотами Чувашской Республики:
Благодарственное письмо министерства Образования РБ
-Благодарственное письмо ЧНК
-Чувашская литературная премия им. А.Талвира
-Почетное звание «Заслуженный деятель чувашской национальной культуры» президиум правления Всечувашского общественно-культурного центра
-Диплом I степени Представительства чувашского национального конгресса в РБ:
-Почетная грамота Министерства Образования РБ:
-Грамоты Администрации Муниципального района Мелеузовский район РБ:
-Грамоты Отдела Образования муниципального района Мелеузовский район РБ
-Почетная грамота Отдела Культуры РБ
Систематически участвуя на курсах повышения квалификации, я и мой коллектив берем очень много интересного, познавательного для себя. Вот после прошлогоднего курсов повышения квалификации – получила диплом победителя II Всероссийского открытого конкурса авторских программ, учебно-методических материалов за разработку авторской программы по теме: «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе».
Я для себя открыла секрет о том, что если к работе относишься с душой, настроением, ответственностью и желанием творить, работать, то конечно работа будет спориться и все будет получаться.
Ребята буду не только ходить, но бежать в такое заведение, так как здесь любят, учат, понимают и ценят их; прививая им знания.
В ЦРТД и Ю им. И. Яковлева создан музей, где собран, неоценимый материал быта и утвари чувашей, издан буклет о музее.
ЦРТД и Ю им. И. Яковлева является инициатором передачи фотолетописи в музей образования.
С любовью и теплом педагогический коллектив постоянно шьет чувашские национальные костюмы своими руками, украшая их чувашскими самобытными орнаментом, радуя ребят своим рукоделием.
Опыт работы МБУ ДОД ЦРТД и Ю им. И.Яковлева распространяется на городском и республиканском уровнях, демонстрировался неоднократно по Башкирскому Телевидению «Тивлет», «Телекомпас»; по чувашскому телевидению и национальному радио Чувашии «Чаваш Ен»; оформлены 19 книжек – раскладушек и постоянно оформляются буклеты о работе педагогов дополнительного образования Центра, их уже 40 штук.
Выявление и поддержка одаренных детей – одна из важнейших задач педагогического сопровождения работы в системе образовательной деятельности.
Одним из важных направлений социально-педагогической деятельности коллектива Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева является взаимодействие с семьей.
Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразными, многими из них педагоги дополнительного образования пользуются давно, а некоторые формы являются инновационными и учитывают современные требования к процессу воспитания и обучения. В пособии содержится перечень основных форм взаимодействия с семьей, который поможет не заблудиться в этом многообразии, открыть для себя что-то новое и выбрать то, что будет полезно в практической деятельности.
Работа Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева с семьей выстраивается через непосредственное взаимодействие с родителями посредством организации совместной досуговой деятельности. Большое внимание уделяется разработке методических материалов, предназначенных для родителей, которые помогут организовать досуг ребенка.
Вниманию родителей предложена библиотечка книжек – раскладушек и буклеты из опыта работы. Она поможет педагогам привлечь внимание родителей к вопросам воспитания детей, дать практические рекомендации: как организовать досуг ребенка, провести яркий праздник дома, научиться создавать поделки своими руками. Материалы-книжек раскладушек очень разнообразны: игры, викторины, загадки, практические советы – все это можно легко применить не только для организации семейного праздника, но и для повседневного общения с ребенком.
Педагогам дополнительного образования предлагаются идеи, которые можно использовать в повседневной работе: материалы для бесед, организации педагогических чтений, сценарии совместных мероприятий, где родители могут выступить не только в роли зрителей, но и участников, даются методические рекомендации по сотрудничеству с родителями.
Одним из видов деятельности, который помогает сделать взаимодействие с семьей более плодотворным, является создание и внедрение социально-педагогических проектов. Некоторые их них («Когда мы вместе», «Родительские встречи») представлены пособии. Предложенные рекомендации по реализации проектов будут интересны и полезны педагогам, решившим освоить данную технологию.
Важной составляющей частью в организации взаимодействия между родителями и ЦРТД и Ю им. И. Яковлева является психолого-диагностическая работа. Она выстраивается психологической службой через проведение анкетирования, тестов, бесед, обеспечивает выявление волнующих проблем, темы которые обсуждаются с родителями.
Для достижения результатов в педагогической деятельности необходимо быть в курсе всех инноваций в сфере образования, обобщать опыт работы, взаимодействовать с ДОУ и МСОШ города.

Педагогический коллектив шьет национальные чувашские костюмы для педагогов и обучающихся, в которых выступают на городских и районных, республиканских и всероссийских мероприятиях. Так в этом Юбилейном году награждены благодарственным письмом Администрацией Первомайского сельского совета за участие в празднике Национальных культур.
Жемчужиной Центра развития детей является ансамбль чувашских национальных шумовых инструментов «Солнышко».
В этом году он стал лауреатом I степени «Фестиваля национальных культур».
Педагоги вместе с ребятами поют песни, танцуют, ставят сценки-сказки, тем самым прививая любовь к родному языку и традициям.

Работа с родителями.
- игры, викторины, походы, походы, поездки в музей города и района республики, поход воспитанников в музеи ЦРТД и Ю им.И. Яковлева, загадки, практические советы, диспуты, беседы, педагогические чтения, сценариев совместных мероприятий;
- встречи, педагогические проекты: « Когда мы вместе», « родительские встречи»;
- анкетирование, тесты, беседы, выявление волнующих проблем, темы которые обсуждаются с родителями.

Формы взаимодействия с родителями.
- благодарственные письма родителям;
- буклет;
- видеожурнал «Родительские посиделки»
- рубрика «Говорят дети», «Страничка педагога дополнительного
образования»
- информация о занятии;
-буклет- домашний праздник;
- уроки здоровья;
- встреча с интересными людьми;
- обобщение опыта, взаимодействие с другими учреждениями
дополнительного образования;
- организация детского досуга.
Предприниматели города оказали безвозмездную спонсорскую помощь и приобрели в г. Чебоксары чувашские национальные шумовые инструменты и сделали подарок ребятам. После чего создан ансамбль чувашских шумовых инструментов « Солнышко», который является участником городских и районных мероприятий. В этом году ансамбль является победителем фестиваля национальных культур и призером «Гран – При».
Центр творчества – целый мир искусства, фантазии и вдохновения, первых шагов и открытий, упорного труда и достижений.
Ø Почетной грамотой Общества чувашской культуры Муниципального района Мелеузовский район;
Ø Почетной грамотой Отдела образования Администрации
Муниципального района Мелеузовский район;
Ø Почетной грамотой управления культуры города Мелеуз;
Ø Почетной грамотой Министерства Образования Республики Башкортостан;
Ø Почетной грамотой Исполкома Канаша Республики Башкортостан;
Ø Благодарственным письмом Московской чувашской
национально-культурной автономии Российской Федерации;
Ø Благодарственным письмом общества чувашской культуры Республики Башкортостан;
Ø Правительственной телеграммой Московской Чувашской национально- культурной автономии;
Ø Почетной грамотой исполкома Канаша чувашей РБ;
Ø Благодарственное письмо Дома Дружбы народов РБ;
Ø Диплом первого открытого народного интернет-конкурса детского и молодежного творчества «Art Kinder Nouse» 7 шт.

В целях выявления пожеланий и отзывов за увиденное в Центре работы и предоставляемых услуг совершенствования уровня образования и воспитательного процессов и наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся имеется «Книга отзывов и предложений», в которой оставляют свои пожелания и предложения.
Очень интересно организована краеведческая работа, педагоги систематически ходят с ребятами к памятникам и памятным местам в городе, где с интересом узнают историю своего города. Организовываются поездки по музеям города, района, республики. Так была организована поездка в село Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан в музей имени Константина Иванова.
Конечно такая работа не может не оставить в душе у ребенка плохой след, а наоборот заинтересовывает ребят прошлое и они сравнивают с настоящим временем.
К нам систематически приезжают народные артисты из Чувашской Республики, устраиваем встречи и концерты, что тоже , естественно увлекает обучающихся и делает их жизнь интереснее.

На протяжении 12 лет в Мелеузовском районе работает Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева, который обучает обучающихся образовательных и дошкольных учреждений, трепетно и верно хранит язык, культуру, традиции и обычаи своих предков.
О работе центра знают в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, в Москве, и на Севере т.к. он не только является сторонним наблюдателем , но и является активным участником всех мероприятий руководимых ими.
Руководитель, педагогический коллектив, обучающиеся награждены дипломами I, II степеней, почетными грамотами и благодарственными письмами и телеграммами.
В книге отзывов, которая является показателем хорошей работы, все посещающие и участники мероприятий делятся своими впечатлениями и пожеланиями. Сколько добра, света и тепла в их словах, сколько благодарности о том, что Центр развития творчества детей несет любовь к своему родному чувашскому языку, изучая быт и культуру. Завязалась дружба и сложились очень добрые, добрососедские отношения с Детским Дворцом Юношеского Творчества города Чебоксары, Московской чувашской автономной республикой и чувашими Севера..
Культура является качеством деятельности, создающий ценности, благо, сберегающий и приумножающий их.
Что-то относится к культуре не само по себе, а в отношении к благам, ценностям. Ценность есть мера блага.
Человек творит мир, культуру – благо, справедливость, красоту, добро, истину.
Грядущей эпохе истории человечества предстоит стать эпохой культуры в ее всеобщей и собственной форме во всей чистоте и подлинности; эпохой самоопределения человеком своего бытия в мире, в качестве индивидуальности. Духовная и материальная сторона культуры тесно взаимосвязаны. Материальная сторона культуры всегда является воплощением идеи, творчества, знаний.
В свою очередь духовная культура ( научные идеи, проекты, художественные замыслы) теряет смысл без вощения в практику.
Культура –это совершенство, лучшие по сравнению с тем, что было, это святое и доброе, это тепло в жизни, это созидании ценностей. Культура это творчество творить – самая главная цель нашего Центра развития творчества детей, обучать детей красоте узоров, вышивки крестиком, вязания крючком, поделок из соленого теста, кожи; песням, танцам. Это духовный уровень развития .
Каждая национальная культура обладает столькими же отличительными признаками, сколько есть других культур, к которой она себя соотносит. Границы каждой национальной культуры определяется общим числом этих соотношений. Одна национальная культура отличается от другой лишь в отношении того, чем они вместе обладают. Особенное здесь неотделимо от общего, различие от единства, но остается общее среди всех национальностей. Глубокое уважение ко всем национальностям, к их традициям, языку, истории и быту; уважение к труду, жить в мире и добрососедстве со всеми народами разных национальностей. Стало традицией праздновать весело, радостно, мероприятия, которые вносят вклад в укрепление дружбы и взаимопонимания народов, живущих сегодня.
Такие значимые мероприятия – национальные праздники служат объединяющим началом всех людей, которые неравнодушны к родным обычаем, традициям и языку.
В Башкирии 2011 год объявлен Годом укрепления межнационального согласия. Начиная с начала года педагогический коллектив и обучающиеся начали принимать активное участие, ездить c концертными номерами в села Аптраковский, Узя, Тукмак Первомайского сельского совета. За это Первомайский сельский совет наградили педагогический коллектив благодарственным письмом.
Сделаны руками обучающихся композиции «Подружки», «Свадебный обряд», «Песочница», «Дефиле кукол из бисера», ансамбль кукол шумовых национальных инструментов, девочек-кукол одетых в национальные чувашские костюмы, которые украшены чувашским национальным орнаментом, «Лесная полянка», матрешки украшенных в национальные костюмы, «Пчелы», «Маки», «Лилии», «Подсолнухи», «Корзина с цветами» вышитых из лент, яркие салфетки и скатерть в количестве 26 штук вышитые крестиком.
Их отправляли на международный конкурс Art Kinder House, которые стали победителями-лауреатами и награждены: 4 Диплома первой степени, 2 Диплома второй степени, 1 Диплом 3 степени.
И продолжаем активно участвовать во всех городских, районных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, устраиваем экскурсии с обучающимися ДОУ и СОШ города, встречаемся со студентами СПТУ-39 и Лицея №42, встречали из республик представителей Единой России, которая проходила на площади города, и за которое нам вновь было вручено Благодарственное письмо Отдела культуры.
И на все эти встречи и мероприятия выставляются красивые, яркие и содержательные выставки, поделки и композиции, сделанные руками обучающихся.
Все эти моменты наших счастливых дней запечатляем на фотографиях,из которых формируются буклеты, стенды и папки, проведенных мероприятий, посвященных этим знаменательным датам и годам. Чтобы еще долго радовались, увидев эти веселые и яркие моменты.
В целях выявления пожеланий и отзывов за увиденное в Центре развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева, работы и предоставляемые услуги совершенствования уровня образования и воспитательного процессов и наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся имеются книги отзывов, а их уже 3 штуки в которых оставляют свои отзывы и пожелания присутствующие..
Так что жизнь прекрасна не унывай, не скучай от безделья, ищи позитив, встречайся с интересными людьми, люби свой коллектив и своих обучающихся как своих детей.
Любить свой народ, язык, культуру, жить в дружбе и добрососедстве – вот главная моя цель по которой я иду по жизни.
Вот как скучать некогда: учиться, учиться, учиться!
Так пусть цветет и процветает наш добрый, уютный дом.
А называется он Башкортостан.



Все статьи автора «Петрова Людмила Арсентиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: