ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Двоеглазов Николай Викторович
Восточно-Сибирский институт МВД России
г.Иркутск, преподаватель кафедры общеюридических дисциплин

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Двоеглазов Н.В. Особенности организации самостоятельной работы слушателей в системе профессионального образования МВД России и пути ее совершенствования // Психология, социология и педагогика. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/04/483 (дата обращения: 29.10.2023).

Организация, содержание и методика самостоятельной работы слушателей в образовательных учреждениях МВД России имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой такого рода учебных заведений и спецификой правового и социального статуса обучаемых  в таких заведениях.

Особо следует выделить две группы таких особенностей:

  1. Особенности связанные со спецификой правового и социального  статуса обучаемых – обучаемые в образовательных учреждениях МВД России, как правило, являются одновременно сотрудниками ОВД или других  правоохранительных органов.
  2. Особенности связанные со спецификой преподаваемых дисциплин – Ряд преподаваемых дисциплин представляет собой информацию, составляющую государственную тайну.

Особенности правового и социального статуса обучаемых, являющихся сотрудниками правоохранительных органов приводят к наиболее распространенной проблеме в организации самостоятельной работы слушателей – неправильному планированию СРС и дефициту учебного времени. В тематических планах изучения дисциплин,  в соответствие с образовательными стандартами выделяется достаточно большое количество времени на самостоятельную работу слушателей, однако реальный бюджет времени слушателя образовательного учреждения МВД России зачастую значительно меньше, чем требуемый для качественного выполнения самостоятельной работы. Это связано в первую очередь с необходимостью выполнения не только учебного плана, но и выполнения служебных обязанностей при несении службы в различного рода нарядах, при охране общественного порядка и т.д.

Результатом дефицита учебного времени является формальное выполнение самостоятельной работы, не приводящее к требуемому результату – качественному усвоению учебного материала. Задания выдаваемые на самостоятельную работу выполняются в спешке, «на коленке», распространенной практикой является выполнение задания путем «заимствования» его результата у других слушателей.

Нахождение слушателя в условиях дефицита времени приводит к снижению мотивации обучаемого к СРС, что вызывает отношение к СРС как вторичному и ненужному элементу учебного процесса.

Особенности преподаваемых дисциплин, связанные с отнесением их учебного материала к сведениям, составляющим государственную тайну вызывают необходимость планирования и проведения самостоятельной работы слушателей в условиях обеспечивающих сохранность государственной тайны. Как правило, такая работа может осуществляться только в специально оборудованных помещениях в самом образовательном учреждении. При этом самостоятельность в определении времени и способа выполнения СРС значительно ограничены, что в совокупности с дефицитом учебного времени приводит к некачественному невыполнению самостоятельной работы слушателями.

Следует сказать, что данные проблемы характерны не только для  образовательных учреждений системы МВД России, но и для многих  других ведомственных образовательных учреждений, в особенности военных образовательных учреждений. В  частности, внимание на эти же проблемы обращают преподаватели Академии Спецсвязи России[1].

Пути совершенствования организации самостоятельной работы слушателей

Одним из приоритетных направлений совершенствования организации самостоятельной работы слушателей является совершенствование планирования учебного процесса. Основной целью планирования учебного процесса является обеспечение последовательного, логически взаимосвязанного обучения.

Применительно к организации самостоятельной работы слушателей планирование такой работы должно осуществляться во взаимосвязи с планированием самостоятельной работы по смежным в учебном плане дисциплинам. Необходимо избегать ситуаций при которых задания на самостоятельную работу распределяются в бюджете учебного времени слушателей неравномерно. При планировании самостоятельной работы слушателей необходимо использовать задания, позволяющие установить межпредметные связи, закрепить уже усвоенный учебный материал.

Планирование самостоятельной работы слушателей и предоставление заданий на самостоятельную работу целесообразно осуществлять в начале каждого семестра по всем изучаемым дисциплинам в комплексе.

Одним из основных направлений совершенствования самостоятельной работы слушателей должна стать информатизация всего учебно-методического обеспечения такой работы. Учебно-методические материалы, курсы лекций, задания для самоконтроля и т.д. должны предоставляться слушателям в удобной форме, как правило, электронной.

Особое значение при этом имеет доступность учебно-методических материалов. Наиболее целесообразным представляется создание единых баз данных учебно-методических материалов по специальностям в целом. Такие базы данных могут быть оформлены в виде электронных учебников, компьютерных образовательных сред.

Повышение доступности учебно-методических материалов следует достигать за счет развития информационно-коммуникативных технологий, в первую очередь возможностей предоставляемых сетью Интернет. Каждое образовательное учреждение должно иметь собственный сайт, на котором должна быть реализована возможность доступа к учебно-методическим материалам для самостоятельной работы слушателей.

При этом должна быть обеспечена возможность работы с контролирующим модулем по каждой дисциплине. Контролирующий модуль должен быть доступен как в режиме самоконтроля, так и в режиме контроля выполнения самостоятельной работы слушателя преподавателем, что позволит более оперативно решать вопросы ликвидации задолженностей по учебному плану.

Также необходимо обеспечить соблюдение прав авторов учебно-методических материалов и защиту от несанкционированного доступа.

Доступ к учебно-методическим материалам для самостоятельной работы слушателей может также осуществляться с использованием ресурсов внутренних локальных сетей образовательных учреждений МВД России.

Повышение доступности учебно-методических материалов позволяет снизить количество времени, требуемое слушателю для выполнения самостоятельной работы и снизить негативное воздействие дефицита учебного времени на качество образования.


Библиографический список
  1. Образцов, П. И., Косухин, В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.


Все статьи автора «Николай Викторович Двоеглазов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: