ПОДКОВКО Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ


ПОДКОВКО Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ


Рубрика: Педагогика, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/540 (дата обращения: 29.09.2017).

Подковко Е.Н.

к.п.н., преподаватель кафедры педагогического и специального образования
Сургутского государственного педагогического университета

Укрепление позитивных тенденций в развитии воспитания сегодня является точкой отсчета для качественной нового этапа в развитии социальной политики, образования и социально-педагогического обеспечения процесса духовно-нравственного становления детей и молодежи. Ведущую роль в этом вопросе занимает реализация воспитательного компонента Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт).

Наличие воспитательного компонента в Стандартах является знаковым. Воспитательный компонент включается в Стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Включение воспитательного компонента в Стандарты второго поколения позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных Стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Остановимся более подробно на отдельных методологических позициях духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Первая позиция – определение статуса Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников и Примерной программы воспитания и социализации обучающихся.

Воспитательный компонент Стандарта представлен несколькими документами. В их числе концепция духовно-нравственного воспитания школьников (далее – Концепция), примерная программа воспитания и социализации обучающихся (далее – Программа) и др.

В Концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества.

Примерная программа разрабатывается на основе концепции. Она является концептуальной и методической основой для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества.

Вторая позиция – раскрытие основных категорий духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Поправки в закон «Об образовании» 2007 года ввели в язык документов, регламентирующих деятельность системы образования, категориальное определение – «духовно- нравственный». Закон определяет две категории – духовно-нравственное развитие обучающихся и формирование духовно-нравственной личности; через эти категории раскрываются нормативные характеристики результатов деятельности образовательной системы страны.

Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Третья позиция – определение современного национального воспитательного идеала и ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый источник – Закон «Об образовании».

В ст. 14, п. 1-2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:

  • самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
  • укрепление и совершенствование правового государства;
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • формирование духовно-нравственной личности;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Второй источник – отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа…

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и служения партии. Вместе с тем эта эпоха в отечественной истории формирует высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дает примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

Конец прошлого и первые годы нынешнего века – особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность.

Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традициям.

Таким образом, современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Так, в Образовательной системе «Школа 2100» все ценности сгруппированы в 2 группы:

- общественные ценности, регулирующие поведение людей;

- личностные ценности, образующие духовный мир человека.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции, является обязательным. Образовательное учреждение при разработке собственной Программы может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе.

Четвертая позиция – моделирование системы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников по основным направлениям и видам деятельности учащихся.

В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Содержание воспитания раскрывается в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

1)   воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2)   воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3)   воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4)   формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5)   воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6)   воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Содержание, виды и формы деятельности учащихся конкретизируются в соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями.

Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, на поиск решения которой направлена учебно-воспитательная деятельность: Что есть милосердие? любовь? закон? честь? и т.д.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений литературы и искусства для детей и юношества;
  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
  • традиционных российских религий;
  • фольклора народов России;
  • истории своей семьи, рода;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина:

  • урочную;
  • внеурочную (культурные практики);
  • внешкольную (социальные практики);
  • семейную;
  • общественно полезную.

В ряду приоритетных механизмов и форм деятельности особое внимание в Программе уделено развитию детской самостоятельности, массовым мероприятиям, сюжетно-ролевым и деловым играм, решению этических задач, проектной деятельности и т.д.

Например, в Образовательной системе «Гармония» предлагаются следующие формы организации деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся:

1)   сюжетно-ролевые игры: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию);

2)   деловые игры: «Верность слову»;

3)   этические беседы по темам «Кто создал правила человеческого поведения?», «Как мы выглядим?», «Кто такие эгоисты?»;

4)   социальные проекты: «Собачий питомник», «Помощь ветеранам», «Очистим наш пруд»;

5)   информационные проекты: «Словарь нравственных понятий и терминов», «Что в дружбе главное?», «Отважные герои Руси».

Пятая позиция – определение места образовательного учреждения в совместной деятельности школы, семьи и общественности в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Шестая позиция – проектирование результатов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

По мнению авторов примерной Программы, каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. Таким образом, все духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности, являются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение соответствующего уровня воспитательных результатов возможно при учете образовательной формы деятельности учащихся.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме.

Так, для разработки педагогами образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения может быть использован Методический конструктор «Преимущественные формы достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности», основанный на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности.

Примерные результаты, представленные в Программе служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

Седьмая позиция – определение примерных требований к условиям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Для полноценного осуществления духовно-нравственного развития обучающегося и становления его гражданского самосознания в каждой государственной и муниципальной общеобразовательной школе, по мнению авторов Концепции, должны быть реализованы минимально необходимые требования к условиям воспитания и социализации учащихся, такие как:

1)        создание среды образовательного учреждения;

2)        организация взаимодействия с субъектами воспитания;

3)        интегративный характер образовательного процесса;

4)        личностно-социальная направленность.

Рассмотрение особенностей проектирования содержания воспитательного процесса в образовательном учреждении в рамках Стандартов начального общего образования второго поколения, позволило нам прийти к следующим выводам.

  1. Воспитательный компонент впервые в истории отечественной системы образования включен в государственные стандарты.
  2. Воспитательный компонент ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, на создание условий для воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма, содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей духовно-нравственных идеалов.
  3. Воспитательный компонент представлен следующими документами: Концепция духовно-нравственного воспитания школьников, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении и др., которые определяют цель, общие задачи, ценностные установки, основные направления, содержание и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся начальной школы.
  4. Требования к условиям духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся раскрывают роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлены на формирование единого воспитательного пространства.

Начальная школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни ученика.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный  ресурс]. – Режим доступа:  http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
  2. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
  3. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.
  5. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Начальное общее образование. – М., 2009.

 



Все статьи автора «Подковко Екатерина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: