ОВЧИННИКОВА Е.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: , ,


ОВЧИННИКОВА Е.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/558 (дата обращения: 04.10.2017).

Овчинникова Елена Николаевна

  кандидат педагогических наук

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»,

г. Санкт-Петербург

 

Дистанционное обучение представляет собой вид обучения, при котором преподаватель и обучающиеся разделены пространством и временем, но имеют возможность осуществлять обмен различного рода информацией (учебной, административной и др.) на расстоянии посредством современных информационно-коммуникационных технологий [1, с. 24].

Исследования отечественных и зарубежных ученых в области дистанционного обучения, анализ которых был произведен в работе [1], позволяют отметить, что в дистанционном обучении сохраняются все компоненты общепринятой дидактической системы: цели, содержание, учебный процесс, материально-техническая база, обучающиеся, педагоги, результат обучения. Новым элементом по отношению к традиционной дидактической системе в дистанционном обучении являются информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают пространственно-временное взаимодействие его участников с содержанием образования и между собой, реализуя тем самым целостность дидактической системы.

Пространственно-временное взаимодействие участников учебного процесса дистанционного обучения осуществляется как в режиме реального времени («on-line»), так и в асинхронном режиме («off-line»). Асинхронный, или разновременный, характер коммуникативного взаимодействия реализуется на «off-line»-телеконференциях и с использованием электронной почты, обеспечивая переписку с группой в целом или с каждым обучающимся отдельно. Режим реального времени on-line осуществляется в форме групповых или индивидуальных занятий и консультаций с применением соответствующих технологий «on-line»-телеконференций или видеоконференцсвязи. В обоих случаях реализуется непременный компонент процесса обучения - обратная связь, т.е. диалог между обучающим и обучаемыми.

В настоящее время для дистанционного обучения в режиме реального времени разработана система SAViiDesk (SynchronizedAudioVideoInteractivitythroughInternet), обеспечивающая синхронную передачу через Internet всех типов данных (аудио, видео, изображения с рабочего стола и т.п.) [2].

Порядок работы с системой SAViiDesk может быть описан следующим образом. Ведущий конференции, пользуясь инструментами, реализованными в Web-портале, планирует конференцию, назначая ее время и приглашая слушателей по электронной почте. В назначенное время, после подключения к конференции достаточного количества слушателей, ведущий начинает презентацию. Он включает свой микрофон и, если считает необходимым, видеокамеру; размещает на рабочем столе презентационные материалы, выделяет их рамкой и включает захват экрана. При необходимости он имеет возможность рисования маркером внутри захватываемой области. Слушатели смотрят презентацию и, если их микрофоны не заблокированы, могут говорить с ведущим и другими слушателями. Конференция может быть записана в архив, доступный для последующего просмотра.

Отметим, что система SAViiDesk может быть с успехом использована для проведения дистанционных лекций и практических занятий, в том числе, и в Санкт-Петербургском Горном университете.

Поскольку ведущей фигурой процесса дистанционного обучения в режиме видеоконференций является преподаватель-тьютор, то приведем некоторые рекомендации к организации адекватного учебного диалога между обучающим (педагогом-тьютором) и обучаемыми (студентами) в контексте логико-информационной технологии обучения [3, с. 90 - 92].

Во-первых, используемые в учебном диалоге языковые выражения должны соответствовать  требованиям ясности и точности. Иными словами, участники видеоконференции должны истолковывать термины в одном и том же смысле. Для этого тьютору следует ограничить применение незнакомых для обучаемых научных терминов без их предварительного объяснения и избегать двусмысленности языковых выражений. Ведь в том случае, если смысл употребляемых терминов будет неясен студенту, он либо ответит в рамках своего словесного телезауруса, либо вместо ответа попросит пояснить неясные ему термины, что приведет к неэффективному использованию учебного времени.

Во-вторых, в учебном диалоге следует избегать применения вопросных слов («какой», «сколько», «где» и т.п.), которые могут привнести  неопределенность в диалог.  Например, на вопрос: «Какой сегодня день?» можно получить несколько правильных ответов. Вполне адекватные этому вопросу будут, например, такие ответы, как «солнечный», «весенний», «трудный», «День подводника» и т.д. Причем, ни один из приведенных ответов может не удовлетворить спрашивающего, если он имел ввиду нечто совсем другое, к примеру, получить ответ о сегодняшнем дне недели.

Следовательно, не уточненные по целевому назначению и неясные по смыслу вопросные слова и сами вопросы, включающие их, могут привести к неадекватному ответу, который будет провоцировать новые вопросы и «уводить» учебный диалог в сторону.

В качестве примера приведем фрагмент учебного материала и учебный диалог, соответствующий приведенным выше требованиям адекватности:

«Для образования новых логических высказываний наиболее часто используются базовые логические операции: логическое умножение, логическое сложение, логическое отрицание».

Если в целях контроля результатов дистанционного обучения преподавателю-тьютору требуется уточнить, в частности, названия базовых логических операций, то вопрос студентам следует задать следующим образом: «Перечислите три базовые логические операции, используемые для образования новых логических высказываний».

В данном случае на заданный вопрос преподаватель-тьютор вправе ожидать однозначный и недвусмысленный (адекватный) ответ.

Таким образом, реализация логико-информационных технологий при организации дистанционного обучения в режиме видеоконференций является важнейшим условием успешности и эффективности учебного диалога.

 

Литература:

1.     Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. – Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. – 167 с.

2.     Маховиков А.Б. Применение систем интернет-конференций как способ повышения эффективности управления горным производством // Записки Горного института, 2011, Т. 191, С.262 – 266.

3.      Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. – СПб: Изд-во «Просвещение», 2004. – 181 с.



Все статьи автора «Elena_Ovchinnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: