ЖУЛАНОВА В.С., ОРЛОВА О.В. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: , ,


ЖУЛАНОВА В.С., ОРЛОВА О.В. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/580 (дата обращения: 27.05.2017).

Особое место в современном меняющемся мире отводится исследованию одаренности как необходимого условия интеллектуального и творческого развития общества.

В настоящее время нет единого подхода к определению одаренности, однако отечественные и зарубежные авторы отмечают необходимость рассмотрения одаренности как комплексного качества, состоящего из различных элементов – способностей, мотивов, интересов, склонностей [1; 3; 6].

Отечественный  психолог Б.М. Теплов определяет одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [5]. В связи с этим, целесообразно рассматривать одаренность исходя из комплекса способностей, ее составляющих.

Любые способности, согласно общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), развиваются в деятельности. Ведущей деятельностью младших школьников является учебная. Следовательно, интеллектуальную одаренность, являющуюся сочетанием  способностей, необходимо рассматривать и развивать в контексте учебной деятельности. Средствами развития одаренности выступают технологии обучения. Поэтому исследование их развивающего потенциала становится актуальной проблемой психологической науки.

В современном российском образовании подходами к обучению, которые ставят задачу наибольшего развития способностей в младшем школьном возрасте, являются система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и дидактическая система Л.В. Занкова. В основе первой лежит положение о решающей роли в развитии детей теоретического мышления [4]. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова основана на максимальном напряжении умственной деятельности учащихся [2].

Нами было проведено исследование структуры операционального и мотивационного компонентов одаренности младших школьников, обучающихся в условиях различной организации учебной деятельности. В качестве операционального компонента одаренности мы рассматривали овладение общим способом решения задач (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова), рефлексию способа действия (Максимов Л.К.), визуальное структурное мышление (Равен), внутренний план действия (Пономарев Я.А.), поисковую активность (Цукерман Г.А.). Мотивационный компонент представляет собой совокупность учебно-познавательного, социального, внешнего мотивов и мотива стремления к одобрению в мотивационной структуре учащегося.

Для выявления связей между показателями одаренности мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена.

В исследовании приняли участие ученики четырех классов МОУ Гимназия №86 г. Уфа в количестве 85 человек. Ученики первых и третьих классов, обучаются по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (Э-Д) (41 ученик) и по системе Л.В. Занкова (ЛЗ) (44 ученика).

Анализ связей в уровнях развития выделенных показателей у первоклассников системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова обнаружил следующие особенности в структуре одаренности младших школьников.

У первоклассников системы Э-Д были выявлены положительные достоверные связи между поисковой активностью и рефлексией (rs=0,458 при р=0,05), поисковой активностью и структурным визуальным мышлением (rs=0,603 при р=0,01), а также между владением общим способом решения задач и внешним мотивом (rs=0,481 при р=0,05).  В целом, по классу можно констатировать малоструктурированную модель одаренности, показатели которой связаны параллельно.

У первоклассников системы ЛЗ рефлексия отрицательно связана со внутренним планом действия (rs=-0,412 при р=0,05). Положительно связаны между собой рефлексия и структурное визуальное мышление (rs=0,494 при р=0,05), рефлексия и социальный мотив (rs=0,456 при р=0,05), рефлексия и внешний мотив (rs=0,501 при р=0,05). То есть, у первоклассников системы ЛЗ можно констатировать малоструктурированную модель одаренности, в центре которой находится рефлексия.

Показательной для анализа развивающих эффектов различных способов организации учебной деятельности является картина изменений в структуре одаренности, произошедших в период обучения в младшей школе.

У третьеклассников системы Э-Д компоненты одаренности носят уже гораздо более структурированный характер. Рефлексия достоверно положительно связана со внутренним планом действия (rs=0,618 при р=0,01), структурным визуальным мышлением (rs=0,536 при р=0,05), поисковой активностью (rs=0,512 при р=0,05). Структурное визуальное мышление положительно связано со внутренним планом действия (rs=0,572 при р=0,05), поисковой активностью (rs=0,656 при р=0,01) и  владением общим способом решения задач (rs=0,651 при р=0,01). Отрицательная связь обнаружена между внешним мотивом и рефлексией (rs=-0,594 при р=0,01), внешним мотивом и внутренним планом действия (rs=-0,573 при р=0,05). Отрицательно связан также мотив стремления к одобрению со структурным визуальным мышлением (rs=-0,511 при р=0,05) и с поисковой активностью (rs=-0,474 при р=0,05). (Рисунок 1)

Толстая линия – положительная связь на уровне значимости 0,01

Тонкая линия – положительная связь на уровне значимости 0,05

Толстая штрих-пунктирная линия – отрицательная связь на уровне значимости 0,01

Тонкая штрих-пунктирная линия – отрицательная связь на уровне значимости 0,05

 Рис 1. Модель одаренности учащихся 3 класса (Э-Д)

 

У третьеклассников системы ЛЗ модель одаренности также более структурирована, чем у первоклассников системы ЛЗ. Поисковая активность положительно коррелирует с рефлексией (rs=0,498 при р=0,05), структурным визуальным мышлением (rs=0,482 при р=0,05) и владением общим способом решения задач (rs=0,614 при р=0,01). Владение общим способом решения задач положительно связано со структурным визуальным мышлением (rs=0,499 при р=0,05). Мотив стремления к одобрению показал достоверную положительную связь с рефлексией (rs=0,490 при р=0,05) и внутренним планом действия (rs=0,461 при р=0,05). (Рисунок 2)

Толстая линия – положительная связь на уровне значимости 0,01

Тонкая линия – положительная связь на уровне значимости 0,05

Толстая штрих-пунктирная линия – отрицательная связь на уровне значимости 0,01

Тонкая штрих-пунктирная линия – отрицательная связь на уровне значимости 0,05

Рис 2. Модель одаренности учащихся 3 класса (ЛЗ)

Итак, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в начальной школе имеет своими эффектами структурирование компонентов одаренности. В операциональном компоненте к третьему классу у обучающихся по данной системе организуются в структуру такие показатели как рефлексия, внутренний план действия, поисковая активность, структурное визуальное мышление, владение общим способом решения задач. Из мотивационного компонента в структуре представлены внешний мотив и мотив стремления к одобрению, являющиеся неадекватными мотивами учебной деятельности.

Между операциональным и мотивационным компонентами одаренности существуют отрицательные связи. Данные связи охватывают такие показатели как рефлексия, внутренний план действия, поисковая активность, структурное визуальное мышление, внешний мотив и мотив стремления к одобрению. Такая связь показателей операционального компонента с неадекватными мотивами подтверждает низкую значимость последних для развития одаренности у третьеклассников системы Э-Д.

Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова структурирует операциональный компонент одаренности учеников к концу обучения в начальной школе. В структуре представлены рефлексия, поисковая активность, структурное визуальное мышление и владение общим способом решения задач. Из мотивационного компонента в структуре одаренности присутствует мотив стремления к одобрению.

Между операциональным и мотивационным компонентами одаренности существуют положительные связи, которые охватывают мотив стремления к одобрению, внутренний план действия и рефлексию. Мотив стремления к одобрению является неадекватным мотивом обучения, поэтому может отрицательно сказываться на развитии одаренности третьеклассников системы ЛЗ.

Таким образом, при сравнении эффектов двух развивающих систем, можно сказать, что система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дает более структурированную картину одаренности к концу обучения в начальной школе, чем дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. У обучающихся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова присутствуют адекватные связи между операциональным и мотивационным компонентом, в то время как такие же связи у учеников системы Л.В. Занкова носят менее продуктивный для развития одаренности характер.

Наше исследование подтверждает положение о формировании структуры одаренности в процессе учебной деятельности ее средствами. При этом ставится вопрос качества разработки учебных материалов и технологических приемов реализации теоретических оснований развивающего обучения, при которых картина одаренности к концу обучения в начальной школе будет иметь структурированный характер.

Литература

  1. Богоявленская, Д. Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы /Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — М.: МИОО, 2005.
  2. Занков Л. В. Избранные психологические труды — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999.
  3. Развивающее образование: Т. I: Диалог с В. В. Давыдовым. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.
  5. Renzulli J. S., Leppien J. H. & Hays T. S. The multiple menu model. – Mansfield Center: Creative Learning Press, 2000.

 



Все статьи автора «victoria_zh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: