ГОЛОВИН М.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ


ГОЛОВИН М.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/685 (дата обращения: 29.10.2023).

Произошедшие за последние десятилетия социальные изменению преобразуют стереотип поло-ролевого поведения, изменяются стереотипные представления о семейных ролях мужчины и женщины. Особое воздействие на становление и развитие поло-ролевой идентичности оказывает первый в жизни человека социальный институт – семья.
Характер главенства, являющийся определяющим параметром ролевой структуры семьи, устанавливает и регулирует иерархическое строение семьи. При этом соответственно ему, распределяются семейные роли в зависимости от задач, стоящих перед семьей на конкретном отрезке жизненного цикла.
Исследователь Карабанова О.А. говорит о том, что, наряду с фактическим, существует и формальное главенство, то есть главенство, приписываемое по определенным правилам. В случае их расхождения возникают конфликты, в частности, борьба за установление главенства одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписывается мужу, в то время как фактическое персональное главенство в равной степени распределяется между мужем и женой.
В работах Эйдемиллера Э.Г. можно встретить следующий тезис: «ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, его ролевой компетентностью (Карабанова О.А., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999). Таким образом, уровень принятия ответственности за выполнение роли, поло-ролевой компетентность и достаточная степень развития мотивационного компонента поло-ролевого поведения являются показательностью успешности процесса семейно-ролевой идентификации.
Основное влияние на семейно-ролевое поведение человека имеет фактор родительской семьи, что, несомненно, актуально для современного российского социума, в котором семьи могут иметь абсолютно различную структуру. Человек имеет два возможных варианта отображения этого влияния внутри собственной семьи: повторение, либо отвержение характера распределения семейных ролей (Варга А.Я., 2001; Карабанова О.А., 2001).По материалам исследований Варга А.Я., на характер принятия межличностных ролей в семье влияют также порядок рождения и наличие братьев и сестер, то есть сиблинговые отношения в материнской семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легкостью переносятся на собственного супруга и детей, определяют претензии на лидерство, отношение к вопросам власти, сотрудничества, кооперации, соревновательности.
Необходимая составляющая половой идентичности – половое самосознание (осознание своего пола в отличие от противоположного). Одной из основных характеристик психологического пола является усвоение половой роли (способа поведения людей в зависимости от их позиции в половой дифференциации). По мнению ученых (И.С. Кон, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, А.И. Захаров и др.) это происходит к концу дошкольного детства. К этому возрасту ребенок накапливает достаточно знаний о половых различиях: о строении гениталий у представителей своего и противоположного пола, механизме деторождения и т.д. У ребенка накапливается сознание значимости своих индивидуальных качеств и социального положения, в том числе как у представителя определенного пола. Большинство детей окончательно осознают «необратимость» своей половой принадлежности. В этот возрастной период происходит интенсивная ориентировка в социальных нормах; усиливается половая дифференциация совместной деятельности детей и их установок, интересов, стиля поведения, выбора игр и соответствующих партнеров в них, в социометрической структуре группы детского сада, во взаимных оценках детей и т.д.
Для гармоничного функционирования семьи характерно формирование у ребенка адекватного образа «Мы», включающего в себя модель супружеских отношений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи.
Данное утверждение имеет свою силу только в полных семьях, в неполных семьях наблюдается несколько иная ситуация. Дети из неполных семей зачастую сталкиваются с множественными психологическими и социальными проблемами. Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. Немировский К.Е. писал о том, что в социально-экономическом плане такие дети менее защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери.
При рассмотрении психолого-педагогических аспектов влияния воспитания в неполной семье можно сделать вывод, что у таких детей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера: от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки (Немировский, К. Е., 2006).
При воспитании ребенка только матерью формирование нормального полового поведения происходит редко. В остальных случаях мужественность в поведении мальчиков либо гипертрофирована, то есть развивается компенсаторная мужественность, характеризующаяся совокупностью преувеличенно мужского поведения с зависимостью характера, либо уменьшена вплоть до полного преобладания женских качеств в натуре мужчины: словесная агрессивность, интерес к традиционно женским сферам деятельности (Кон И.С., 1979). Наличие отца имеет большое значение не только в воспитании мальчика, но и девочки: сложившийся образ отца, его линия поведения в ее будущем станет ориентиром для построения различных типов отношений. Бессознательно запоминающиеся нюансы отцовского поведения в той или иной степени влияют на формирование в сознании девочки модели отношений женщины и мужчины. Детские отношения с отцом оказывают существенное влияние на личную жизнь будущей женщины, что подтверждается результатами многих исследований (Рожина Л.Н., 1999).
Особенно остро заметны отклонения в семейно-ролевой идентификации в возрасте 5-6 лет, по завершении формирования идентификации ребенка с полом, и угасанию Эдипова комплекса. Необходимо отметить, что под семейно-ролевой идентификацией понимается отождествление ребенком себя с ролью, своей функцией в семье как ее непосредственного члена: брата (сестры) и (или) сына (дочери).Согласно теории З.Фрейда, то, как ребенок реализует сексуальную привязанность к матери в этом возрасте и как он впоследствии от нее освобождается, отражается на его взрослой жизни, на особенностях личности и характера.
В неполной семье происходит перераспределение ролей, так как образ отношений между супругом и супругой отсутствует. Жизнь в неполной семье нередко побуждает ребенка к реализации таких функций, как: замещение одного из членов семьи, создание семейного союза, в отношения которого не допускаются другие люди (мать общается только с ребенком, рассказывает ему о всех своих проблемах, советуется, а ребенок общению со сверстниками предпочитает общение с матерью). Такое поведение оказывает сильное негативное воздействие на психику ребенка, так как он старается занять место партнера своей матери, и если она позволят ему такое поведение, это приводит к серьезным нарушениям в структуре их отношений. Встречаются и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть конфликт начинает напоминать супружескую ссору. При отсутствии мужа претензии к сыну могут сочетаться с перенесением на него отношения матери как взрослой женщины к своему брату. Таким образом, мать фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужских ролей.
В неполных семьях сыновья становятся нередко своеобразными “козлами отпущения” для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. В семьях с дочерями отмечается противоположная тенденция уменьшения угроз, порицаний и физических наказаний по сравнению с полными семьями, то есть матери более бережно относятся к психике девочек, если остаются с ними вдвоем. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство при ее уходе. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи, фобии.
Психологические особенности детей из неполных семей осветил в своих работах Захаров А.И.. Это неустойчивость, а в некоторых случаях и заниженный уровень самооценки с актуальной потребностью в его повышении, тягостное чувство отличия от сверстников, активный поиск «значимого взрослого» и неадекватная требовательность к матери, высокое желание изменений ее поведения. Он отмечает, что детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников. Такие дети сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем.
Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими. У детей из неполных семей наблюдается большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила «Я», повышенная эмоциональная чувствительность и пассивность, робость, пугливость, нерешительность. Появление этих эмоциональных и характерологических нарушений зависит общения с отцом, замещающего влияния матери, нередко избыточно опекающей своих повзрослевших детей. Плохие взаимоотношения с отцом (либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком) лишают детей (особенно мальчиков) необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца – это отсутствие образца для подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек.
По результатам анализа психолого-педагогической литературы, посвященной особенностям семейно-ролевой идентификации дошкольников из неполных семей, представляется возможным сделать следующие выводы:
- Влияние воспитания в неполной семье различается по степени воздействия в зависимости от пола ребенка. Например, для мальчиков характерен более высокий уровень тревожности: как при общении с другими людьми, так и в ситуациях, связанных с представлениями о себе самом.
- Процесс семейно-ролевой идентификации у мальчиков из неполных семей имеет ярко выраженные характерные особенности по сравнению не только с мальчиками из полных семей, но и с девочками, как из полных, так и из неполных семей. При этом семейно-ролевая идентификация у мальчиков из неполных семей претерпевает более существенные изменения, нежели чем у девочек. В дальнейшем, в подростковый период такому ребенку будет сложнее усвоить жизненные роли, особенно это касается сексуальной роли: для нее характерная некая неясность, спутанность, возможен даже отказ от принятия соответствующей полу сексуальной роли. Это говорит о наличии трудностей, связанных с представлениями о себе, своем собственном «Я», что может привести к социальной дезадаптации, нарушениям в общении с противоположным полом.
- Девочки из неполных семей, также могут испытывать некие затруднения в процессе поло-ролевой идентификации, в частности, принять за образец мужскую модель поведения. Это может объясняться двумя причинами, при этом одна не исключает другую: повышенный интерес к противоположному полу как следствие отсутствия мужской фигуры в семье, либо как вариант компенсации. В обществе неполные семьи выглядят неполноценными, потому девочки могут почувствовать неполноценность женского пола по сравнению с мужским.
- Нарушенная семейно-ролевая идентификация приводит к тому, что дети из неполных семей испытывают в последствии больше затруднений в общении с противоположным полом.
Значимой сферой установления нормальных и комфортных отношений с противоположным полом являются представления о мужественности, женственности, представления о мужской и женской ролях поведения в обществе. В случае неполноты семьи такие представления формируются с трудностями, так как нет образца, по которому могли бы быть усвоены эти понятия. Поэтому во взрослую жизнь такие дети выходят с искаженным восприятием реальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
В связи с этим, укрепление семьи в настоящий момент – одна из главных задача теории и практики дошкольной педагогики и психологии. Актуальность проблемы формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей крайне велика, и, несмотря на то, что существует большое количество программ для работы с детьми из неполных семей, направленных на коррекцию проблем, появляющихся у детей воспитываемых только одним родителем, ни одна из них не имеет своей целью скорректировать именно процесс семейно-ролевой идентификации. Потому необходимо вести разработку психолого-педагогических программ, направленных на формирование семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей, в приоритетном режиме.



Все статьи автора «Максим Головин»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: