КРУГЛИК, И.И., КРУГЛИК, И.П., РУБИС, Л.Г. АНАЛИЗ ОПРОСА РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ ПО РАЗВИТИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ


КРУГЛИК, И.И., КРУГЛИК, И.П., РУБИС, Л.Г. АНАЛИЗ ОПРОСА РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ ПО РАЗВИТИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/770 (дата обращения: 28.09.2017).

Круглик Иван Иванович,

УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

Круглик Иван Петрович, кандидат педагогических наук, доцент,

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Рубис Людмила Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент,

УО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»


В условиях современной глобализации общества, с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность, сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими поколениями. Это приводит к снижению функциональных возможностей человека,
а также к возникновению различного рода заболеваний. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его
заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает функциональные возможности организма. Они особенно важны для студентов и школьников, которые значительную часть времени находятся в аудиториях, библиотеках, читальных залах и, особенно,
за компьютерами, ведя преимущественно малоподвижный, сидячий образ жизни. Напряженность учебного
процесса в высшей школе требует от студентов значительных энергетических затрат и приводит их организм
к психофизиологическому утомлению. Естественно, что отводимых учебным планом еженедельных часов на
занятия физической культурой недостаточно, чтобы снять накопившуюся у студентов за время аудиторных
занятий усталость. Поэтому самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеучебное время становятся эффективной формой укрепления здоровья, поддержания работоспособности на должном уровне и
императивом здорового образа жизни студентов в целом [1, 2, 3] .

Одним из эффективных видов укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни являются
систематические занятия студентов спортивно-оздоровительным туризмом. С целью изучения степени приверженности студентов к здоровому образу жизни и спортивно-оздоровительному туризму в 2011 году авторами
статьи совместно с учеными города Санкт-Петербурга было проведено социологическое исследование. На основе
единой методики и инструментария (анкета) были опрошены студенты 1-5-го курсов в четырех вузах Санкт-Петербурга
(Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, было опрошено 328 студентов).

Продуктивная и рациональная работа по физическому воспитанию юношей и девушек предполагает знание, во-первых, доминирующих мотивов и установок, которыми они руководствуются в ходе занятий
спортивно-оздоровительным туризмом, а во-вторых, его влияния на развитие и укрепление у них физических
и психологических качеств. В ходе опроса у респондентов выяснялось, с какого возраста они начали заниматься туризмом и какими мотивами при этом руководствовались. Данные опроса показывают, что
39,1% опрошенных российских студентов начали заниматься туризмом в школьные годы, во время обучения в колледже – 4,7%, и 52,3% – во время обучения в вузе.

На вопрос «Под чьим непосредственным влиянием опрошенные студенты начали заниматься туризмом»? Как следует из их ответов, 36,8% российских студентов сделали выбор в пользу туризма под
влиянием преподавателей физкультуры или тренеров в вузах; 8,2% опрошенных приобщили к нему
родственники; 28,8% респондентов привлекли школьные учителя физической культуры; 18,7%
отметили, что это сделали друзья, и 4,5 % приобщились самостоятельно. Таким образом, как показывают ответы опрошенных, наибольшее количество студентов приобщилось к занятиям туризмом во время учебы в
вузах.

Таблица 1 – Мотивы, которыми руководствовались студенты, при выборе спортивно-оздоровительного туризма (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов

Российские студенты

1. Укрепить здоровье

56,30

2. Проводить больше свободного времени на природе, свежем воздухе

98,50

3. Рационально проводить свободное время

71,80

4. Расширить знания об окружающем мире

55,90

5. Научиться выживать в экстремальных ситуациях

75,50

6. Развить навыки коллективного общения и опыт совместных действий в различных ситуациях

73,10

7. Научиться бытовым работам: ставить палатку, рубить дрова, разжигать костер, грести веслом, ловить рыбу и др.

81,90

8. Духовно обогатиться через общение с местными жителями и народами, через знакомство с их обычаями, традициями, праздниками во время слетов, походов и т. п.

34,00

А какими мотивами респонденты руководствовались, начиная заниматься туризмом? Среди всех мотивов, представленных в таблице 1 (допускался выбор нескольких вариантов), наибольшее количество выборов у российских студентов – «проводить больше свободного времени на природе, свежем воздухе». Большое значение для опрошенных в ходе выбора спортивно-оздоровительного туризма как основного вида занятий в свободное от учебы время сыграли мотивы: «рационально проводить свободное время», «расширить знания об окружающем мире», «научиться выживать в
экстремальных ситуациях», «развить навыки коллективного общения и опыт совместных действий в различных
ситуациях» и «научиться бытовым работам (ставить палатку, рубить дрова, разжигать костер, грести веслом,
ловить рыбу и др.)». Следует отметить, что для значительной части опрошенных туризм
важен как средство духовного обогащения через общение с местными жителями и народами, через знакомство
с их обычаями, традициями, праздниками во время слетов, походов и т. п. (34,0 % соответственно).

Как показали результаты социологического опроса, наиболее массовым видом туризма у российских студентов является горный туризм (71,8 %), а пеший на втором месте
(64,5 %). Им по количеству приверженцев значительно уступают водный (46,2 %), велотуризм (51,4 %),
лыжный (50,8 %), авто и мото туризм (11,8 %), (рисунок ) и др.


Рисунок – Наиболее предпочитаемый вид туризма у российских студентов (в % от числа опрошенных)

Занятия любым видом спорта и физическими упражнениями позитивно влияют на развитие различных
физических характеристик и психических качеств индивида, на укрепление здоровья в целом. Какие позитивные качества сформировались у студентов, которые занимаются спортивно-оздоровительным туризмом, в этом
плане? Рейтинг ответов респондентов, представленный в таблице 2, показывает (допускался выбор не более
пяти вариантов), что подавляющее большинство из них развили и укрепили у себя такое физическое качество
как выносливость. Причем для российских студентов это качество, как и другое – «повысил работоспособность», – значительно превосходят все остальные, представленные в таблице. В психологическом плане позитив наблюдается в том, что немалое число респондентов закалили волю, характер (65,6%) и стали
психологически более выдержанными (44,3 %).

Таблица 2 – Рейтинг физических и психологических качеств, которые развили и укрепили у себя студенты, занимаясь туризмом (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов

Российские студенты

1. Выносливость

98,90

2. Физическую силу

68,40

3. Закалил волю, характер

65,60

4. Улучшил телосложение, фигуру

23,00

5. Стал меньше болеть

40,40

6. Стал психологически более выдержанным

44,30

7. Повысил работоспособность

89,70

8. Стал более привлекателен для противоположного пола

14,00

9. Меня стали больше уважать окружающие люди

35,50

10. Избавился от вредных привычек (курение, алкоголь и др.)

9,70

Спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов массового спорта, является более доступным средством для физического развития индивида. Что же, по мнению респондентов, препятствует развитию и расширению спортивно-оздоровительного туризма? Рейтинг причин, зафиксированных в таблице 3 (допускался выбор нескольких вариантов), показывает, что по количеству выборов лидирует такая причина, как «не хватает денежных средств
на проведение слетов и соревнований». Значительное число опрошенных, считают немаловажной причиной
«нежелание молодежи заниматься туризмом». Немного отстает по количеству выборов такой фактор, как «нехватка туристического снаряжения». Примерно равное количество опрошенных студентов указало на
такие причины, как «мало квалифицированных тренеров и инструкторов по туризму» и «отсутствие хороших
туристических баз».

Таблица 3 – Рейтинг причин препятствующих развитию и расширению спортивно-оздоровительного туризма (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов

Российские студенты

1. Не хватает денежных средств на проведение

слетов и соревнований

98,90

2. Нежелание молодежи заниматься туризмом

68,60

3. Нехватка туристического снаряжения

          59,80

4. Недостаточное внимание ему уделяется

государственными органами и спортив­ными

ведомствами

           100

5. Мало квалифицированных тренеров и

инструкторов по туризму

           18,30

6. Отсутствие хороших туристических баз

           17,90

7. Много времени уходит на тренировки, страдает

учеба

          0

8. Отсутствие в достаточном количестве

туристических маршрутов

          3,00

9. Мало методической литературы по этому виду

спорта

              13,60


 

Занятия любым видом спорта требуют определенных жертв. Относительно студентов это, в первую
очередь, касается уменьшения количества времени на самостоятельную работу при подготовке к семинарским и практическим занятиям, на написание рефератов, курсовых работ и др. В связи с этим в ходе опроса респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Влияют ли занятия туризмом на Вашу успеваемость в
учебе?». Позиции респондентов по спектру ответов выглядят таким образом: отрицательно влияют – позиция
0% российских респондентов, никак не влияют 37,2%;
положительно влияют 41,5%; затруднились ответить – 19,1%; не ответили – 2,2 % студентов.

Следует обратить внимание на то, что определенная часть студентов, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, в Санкт-Петербурге –подавляющая часть, планирует после окончания учебы профессионально реализовать знания, навыки и опыт, приобретенные в ходе занятий спортивно-оздоровительным
туризмом. Так, собираются стать тренерами 19,1% студентов, инструкторами – 30,8 % лиц, гидами-проводниками – 26,9% лиц, заниматься туристическим бизнесом – 16,1% лиц, не ответили 22,1% лиц.

В заключение следует отметить, что довольно значительная часть охваченных опросом студентов адекватно осознает потребность в занятиях спортивно-оздоровительным туризмом и дозированных физических нагрузках во внеучебное время, рассматривая их как способ снятия психофизиологической усталости, сохранения и укрепления здоровья. И данную потребность они в целом реализуют в контексте выработки устойчивого
позитивного отношения к здоровому образу жизни как к базовой личностной и общественной ценности.
 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в РФ / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 2.
  2. Ворсина, Г. Л. Основы валеологии и школьной гигиены / Г.Л. Ворсина, В.Н. Калюнов. – Минск: Тесей, 2005. – 288 с.
  3. Возрастающая гиподинамия в современном обществе – опасный недуг подрастающего поколения / З.Д. Смирнова [и др.] // Физическая культура и спорт в жизни общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2000. – С. 92-94.


Все статьи автора «Иван Круглик»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: