ГОНЧАРОВАТ.Н., ДОЛОБАЕВА А.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ОДИНОЧЕСТВА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: ,


ГОНЧАРОВАТ.Н., ДОЛОБАЕВА А.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ОДИНОЧЕСТВА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/800 (дата обращения: 29.09.2017).

По положениям  Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан главным стратегическим капиталом страны и важным фактором ее современного развития является духовное и физическое здоровье молодежи. В документе указывается, что именно подростковый возраст определяется трудностями жизненного старта, с которыми сталкивается молодой человек, вступая в жизнь, приобретая права в обществе и обязанности перед ним [1].

По мнению ученого Э. Фромма подростковый возраст – это время изменений, время формирования нового человека, где происходит установка ценностей, новых идей, становления характера [2]. В этот период подростку как никогда необходима помощь для того чтобы узнать и понять себя, а потом и других, преодолеть чувство одиночества. Подросткам присуще переживание одиночества в связи с кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни и развития. Изучением одиночества в подростковом возрасте занимались такие ученные как И. Кон, Д. Фельдштейн, А. Прихожан, С. Малышева, Ж. Пузанова и другие.

Одиночество – это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Негативные последствия одиночества в пубертатный период зачастую приводят к проявлению суицидальных тенденций в поведении подростков. Подобное поведение подростков рассматривается в психологии как расстройство З. Фрейдом,  К. Роджерсом,  Р. Вейсом, которое побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния внутреннему расколу личности, действующее против основных ожиданий и надежд. Но, это лишь одна из сторон одиночества, которая приводит и сама оценивается как крайне нежелательное личностью и обществом. Одиночество характеризуется не только как психологическое явление показывающее раскол реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности, но еще трактуется и как путь к развитию, самосовершенствованию Ж.П. Сартром, К. Мустакасом, Э. Пепло. В таком понимании  одиночество носит позитивный потенциал. Позитивный потенциал одиночества несет в себе переход на новый уровень самосознания, развитие рефлексии, усиление потребности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении личности.

Субъективное переживание одиночества – это переживание личности, обусловлено конкретными особенностями социальной ситуации развития и индивидуально –  возрастными особенностями человека. Возрастные особенности одиночества обусловлены логикой и динамикой развития личности и соотношением основных тенденций ее развития – социализация и индивидуализация, характер влияния на личность данного феномена может быть как положительным, так и отрицательным. Субъективное переживание одиночества как необходимый признак становления самосознания важно рассматривать учитывая пол подростка. В гендерной психологии выраженность потребности в уединении, познании своего уникального внутреннего мира мальчиками и девочками трактуется так же неоднозначно, как и в общей психологии. Ведь в одиночестве человек может найти возможность совершенствования, то есть путь к себе  и людям.

И. Кон отмечает, что в подростковом возрасте меняется представление о содержании таких понятий как «одиночества» и «уединение». Они наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им отрицательную или положительную ценность [3].

Особенно актуальны вопросы в современной психологии связанные с гендерной идентификацией в подростковом возрасте. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность.

 Выраженность у подростка потребности в уединении является тревожным признаком, индикатором затруднений в межличностных отношениях, сложностей внутриличностного характера, в чем и заключается актуальность нашего исследования. Современная жизнь ставит пред подростком задачи, которые требуют в будущем активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Рассуждения ученных об одиночестве, которыми мы располагаем сегодня, безоговорочно подтверждают значимость понятия и изучения феномена одиночества подростков. Фактически отсутствуют примеры исследования гендерных особенностей субъективного переживания одиночества подростками. А ведь бурное физическое созревание, стремительные личностные преобразования и переживания кризиса 13 лет откладывают свой отпечаток на характер взаимоотношения или с самим собой, как и с окружающим миром. Поэтому определения уровня субъективного ощущения одиночества подростков поможет в разработке конкретных психолого-педагогических мер по формированию их личностного потенциала.

Нами было проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей субъективного ощущения одиночества старших подростков. Поскольку гендер -  базовая характеристика человека и социокультурный конструкт пола, представляющий собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм и предпочтений является главной особенностью поведенческой активности и установки личности в контексте межличностных отношений [4].

Для изучения гендерных особенностей подростков нами применялся опросник С.Бем.   Результаты эмпирического исследования показали, что большинству испытуемых из группы свойственны в равной степени признаки как маскулинности, так и фемининности, что указывает на принадлежность к андрогинам. Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, интеграция женского эмоционально – экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности. Преобладание андрогинии в наших группах испытуемых характеризуется тем, что в подростковом возрасте выстраивается собственная картина мир, свой новый образ Я и поэтому подросток не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно осмыслить и формировать свою гендерную идентичность. Андрогинность весьма благоприятна для успешной социализации личности.  Индивиды обладающие одновременно маскулинными и фемининными чертами при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности позволяют себе менее жестко придерживаться полоролевым нормам, быть свободными от социальных стереотипов, свободнее переходить от традиционного женских занятий к мужским и наоборот.

У 12% испытуемых мальчиков  выявлено преобладание маскулинности над фемининностью. Таким старшим подросткам  свойственно идентифицировать себя с маскулинными чертами, приписывать себе чисто мужские качества, такие как храбрость, властность, враждебность, агрессивность и т.д. У 20%  испытуемых девочек  явно наблюдается преобладание фемининности над маскулинностью. Таким старшим подросткам девочкам свойственно приписывать себе женские черты такие как: чувствительность, нежность,  конформность, эмоциональность и т.д.

Для изучения уровня состояния переживания одиночества подростками, нами применилась методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона. По результатам исследования средний, т.е. адекватный уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у 32 % (13) старших подростков девочек, и соответственно у 25% (10) старших подростков мальчиков. Данный уровень характеризуется автором методики как адекватный, так как раскрывает особенности переживания субъективного ощущения одиночества как естественное нормальное состояние. Такие подростки могут лишь временами испытывать чувство одиночество из-за недостатка внимания со стороны ближнего социального окружения.

У 10% (4) испытуемых  группы мальчиков  и  у 12% (5) группы девочек  выявлена высокая степень субъективного ощущения одиночества. Возможно, для таких испытуемых свойственно  острое переживание этого состояния. Часто испытуемые тяготятся одиночества, для них не выносимо быть одинокими. Испытывают не хватку общения со стороны окружающих. Имеют трудности в установлении контактов с людьми и поэтому их социальные связи весьма поверхностны. Но полученные результаты свидетельствуют о том, что  в случае острого ощущения одиночества у подростков есть к кому обратится за помощью. Редкостью для них является отсутствие близкого человека, который сможет разделить с ним общие интересы и идеи.

Выявленный высокий уровень субъективного ощущения одиночества старших подростков подтверждает тот факт, что потеря взаимоотношений со сверстниками переживается очень сильно, а  в частности подростками девочками. Девочки более эмоциональны, экспрессивны и поэтому нуждаются в потребности к установлению более доверительных и тесных взаимоотношений, чем мальчики. Для мальчиков же самораскрытие подавляется воспитанием, социальными стереотипами и всякое выражение эмоций считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны сверстников того же пола. Главным для мальчиков является содержание совместной деятельности, а не индивидуальная симпатия к партнеру.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить гендерные особенности субъективного одиночества у старших  подростков. Полученные данные в ходе эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения детей подросткового возраста, а также при изучении психологических особенностей гендерных отличий.

         Литература.

 

  1. О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан/ Распоряжение Президента Республики Казахстан от 28 августа 1999г. №73. «Казахстанская правда» от 28.09.99г. №231. с.26-29
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990. – 269с.
  3. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981.- № 2. – С.  47—57
  4. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: 1998 – 356 с.


Все статьи автора «gtanya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: