КРУГЛИК И.И., КРУГЛИК И.П. ОБ АНАЛИЗЕ ТЕХНИКИ МЕТАНИЯ КОПЬЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДВИЖНОСТИ У ЮНЫХ КОПЬЕМЕТАТЕЛЕЙ


КРУГЛИК И.И., КРУГЛИК И.П. ОБ АНАЛИЗЕ ТЕХНИКИ МЕТАНИЯ КОПЬЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДВИЖНОСТИ У ЮНЫХ КОПЬЕМЕТАТЕЛЕЙ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/817 (дата обращения: 28.09.2017).

Круглик, И.И.,

УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

Круглик, И.П.

кандидат педагогических наук, доцент,

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Теоретико-библиографический анализ показал, что в научно-методической литературе недостаточно освещены вопросы методики целенаправленного развития гибкости (подвижности) у копьеметателей. В то же время, уровень развития гибкости оказывает немаловажное значение при формировании техники метания копья, профилактике травматизма. Данная статья посвящена анализу техники метания копья, а так же обзору литературных источников о значении методики развития специальной подвижности копьеметателей, были выделены основные положения данной методики и проверена ее эффективность экспериментально.

 

Актуальность работы. Многочисленные исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах, для овладения техникой соревновательного упражнения. Поэтому метателю необходимы упражнения в развитии подвижности отдельных суставов, главным образом плечевого сустава, грудной части позвоночника, тазобедренных суставов, они и обеспечивают нужную амплитуду движения при прочих равних условиях.

Введение. Метание копья – это скоростно-силовое, ациклическое упражнение, основная цель которого состоит в достижении максимального результата в рамках установленных правил. Международный опыт и многочисленные научные исследования сформировали определенные технические требования, определяющие рациональность выполнения отдельных двигательных приемов в метании копья [1, 2, 3, 4].

Условно технику метания копья можно разделить на отдельные части: держание снаряда, разбег (состоящий из предварительной и бросковой частей); финальное усилие; сохранение равновесия после произведенного броска (рисунок 1).

 

Рисунок 1– Кинограмма метания копья Янисом Лусисом

         Держание копья (хват), выполняется двумя способами:
захват края обмотки указательным и большим пальцами;
захват края обмотки средним и большим пальцами. Остальные пальцы в обоих случаях располагаются на обмотке, удерживающейся в ладонной впадине. Хват зависит от способа отведения и от удобства действий. Хват края обмотки большим и средним пальцами обеспечивает передачу усилий спортсмена на копье при его выпуске, так как средний палец сильнее остальных. Такой хват обеспечивает скорость вращения копья вокруг длинной оси до 14–31 оборотов в секунду [4]. Держание копья должно быть довольно плотным, но не должно закрепощать мышцы метающей руки. Повышенная напряженность кисти при держании копья уменьшает хлесткость метательного движения и скорость вращения копья, которое придает ему устойчивость в полете.

Разбег условно можно разделить на две части: предвари­тельную и заключительную.

        Предварительная часть разбега (от старта до контрольной отметки) составляет 15–23 метров и выполня­ется метателями за 10–14 шагов. Длина заключительной части разбега (от контрольной отметки до дуги, ограничивающей раз­бег) равна 8–9 метров у женщин и до 12 метров у мужчин. Длина обеих частей разбега зависит от длины шагов в разбеге и скорости. Дли­ну заключительной части определяет также способ отведения и инерция продвижения метателя после выпуска копья. Задача метателя в предвари­тельной части разбега состоит в приобретении оптималь­ной скорости от старта до контрольной отметки. Характер бега при этом ускоряющийся, что достигается увеличением длины, а главное, темпа беговых шагов до контрольной отметки. Для бо­лее свободных, быстрых и контролируемых действий, выполняе­мых метателем в заключительной части, целесообразно добиться стабильности в скорости и длине шагов в разбеге. В свою очередь длинна шагов будет существенно зависеть от уровня подвижности в тазобедренном суставе. Длина шагов в этой части разбега приблизительно на одну ступню меньше, чем в спринтерском беге. Для сохранения свободного, естественного движения в разбеге необходимо бежать на передней части стопы, ставя ее пружинисто. Скорость в разбеге у сильнейших копьеметателей перед заключительной частью колеблется от 7 до 8 м/с. Увеличение скорости разбега — одна из возможностей роста спортивных результатов. Однако, это возможно лишь при условии совершенствования технической, физической и волевой подготовки. Умелое использование высокой скорости бега позволяет метателю не только быстрее перемещать тело в финальной фазе, но и с большей силой растягивать крупные мышечные группы в финальном усилии, что в значительной сте­пени повышает дальность броска [1, 2, 4].

         Заключительная часть разбега. Главная задача копьеметателя в этой части разбега заключается в том, что при выполнении бросковых шагов выполнить отведение копья не снижая скорости бега, подойти к наиболее выгодному положению перед началом броска и без замедления выполнить последующие фазы метания. В настоящее время наиболее распространен вариант отведения копья прямо-назад и вперед-вниз-назад. Количество бросковых шагов у сильнейших метателей мира различно. Это объясняется тем, что спортсмены стремятся наилучшим обра­зом использовать свои сильные стороны. Во всех вариантах отве­дения задача одна: сделать полный замах с копьем и без замедления выполнить последующие фазы метания. Отведение проводится на 2 шага. Начинается оно с шага правой ногой. Спорт­смен поворачивает плечи направо и по их оси выпрямляет руку с копьем. К моменту окончания второго шага рука выпрямляется полностью. Кисть с копьем при этом не опускается ниже уровня плеч. Угол между рукой и туловищем составляет 90° и поддер­живается постоянным в процессе последующих фаз метания. Взгляд метателя направлен вперед-вверх, наконечник копья нахо­дится на уровне глаз. Финские специалисты рекомендуют держать наконечник копья ниже подбородка не только в этих шагах, но и в скрестном, третьем шаге (если бросковых шагов четыре) или в пятом (если их шесть). В бросковых шагах акцент делается на продвижении вперед с минимальными вертикальными колебаниями общего центра массы тела. Характер шагов пружинистый. Для сохранения скорости, приобретенной в разбеге, целесообразно туловище держать вертикально: при отклонении туловища скорость снижается, что не по­зволяет полноценно использовать инерцию разбега в броске. Третий бросковый шаг называют скрестным из-за положения, возни­кающего при выносе правой ноги вперед скрестно перед левой. Правильное выполнение спортсменом скрестного шага определяется широким и активным разведением бедер во 2-м шаге и ак­тивным сведением их к моменту постановки левой ноги на грунт так, чтобы правое колено было подведено ближе к левому. Стремительный вынос правой ноги вперед-вверх и активное «проталки­вание» левой придают общему центу масс тела и ногам метателя дополнительное ускорение, что позволяет ногам «опередить» верхнюю часть туловища и копье. Проходя через левую ногу с приподнятой пра­вой, метатель отклоняется в противоположную от броска сторону, происходит разворот плечевого пояса вправо, в связи, с чем происходит сме­щение оси плеч по отношению к оси таза, тоесть «скручивание» ту­ловища, чему способствует согнутая перед грудью левая рука. Степень поворота туловища вправо индивидуальна. Длина скрестного шага зависит от скорости разбега, силы отталкивания левой ногой и выноса правой ноги вперед-вверх. Величина разведения ног определяется подвижностью тазобедренного сустава и вели­чиной поворота таза вправо. Чем больше повернут таз вправо, тем меньше угол разведения бедер и, следовательно, меньше скрестный шаг. Поворот таза в скрестном шаге доходит до 35–60° по отношению к линии разбега. Им же определяется и положение правой стопы при постановке ее на грунт. Наиболее значимой деталью техники при подготовке к выполнению финального движения является скрестный шаг. Он выполняется акцентированным движением с левой ноги на правую. Правая нога при этом проносится скрестно перед левой, с высоко поднятым бедром, что создает условия для обгона туловища ногами и тазом и «скручиванию» туловища по отношению к тазу и ногам. Спортсмен находится в положении замаха для выполнения броска. Важно, чтобы при выполнении скрестного шага левая рука выполнила движение вперед-вправо перед грудью с большой амплитудой, что способствует более закрытому положению копьеметателя перед броском.
Анализ финального движения копьеметателя показывает, что величина скорости вылета копья формируется в основном за счет двух звеньев двигательного аппарата спортсмена:
движения плечевого сустава метающей руки относительно опоры, движения кисти метающей руки относительно плечевого сустава.
Скорости движения плечевого сустава и кисти метающей руки суммируются, что создает величину начальной скорости вылета копья.
Величина скорости движения плечевого сустава находится в прямой зависимости от скорости разбега спортсмена, набранной в предварительной части и сохраненной в бросковых шагах, а так же от амплитуды движения в плечевом суставе. Для сохранения скорости движения плечевого сустава спортсмен должен иметь прочный контакт с опорой, не допускать сгибания ноги в коленном и тазобедренном суставах, не опускать руку метающую копье, обеспечивая движение метающей руки по возможно большей амплитуде. Эти условия требуют, чтобы во всех суставах левой ноги и туловища не происходило изменение величины суставных углов, а тело копьеметателя было максимально жестким, то есть мышцы туловища и левой ноги должны быть максимально напряжены. Если происходит сгибание в суставах левой ноги и туловища, то жесткость системы «стопа левой ноги – плечевой сустав метающей руки» уменьшается и, как следствие, снижается скорость движения плечевого сустава, что отрицательно отражается на величине начальной скорости вылета копья.
Сохранению и даже увеличению скорости движения плечевого сустава метающей руки способствует поворотно-разгибающее движение правой ноги, проталкивающей таз вперед. При условии достаточной жесткости системы «левая нога – туловище» плечевой сустав увеличивает скорость движения. Работа правой руки является главным элементом в финальном движении метания копья. Свое движение правая рука начинает при занятии спортсменом двухопорного положения, одновременно с поворотом туловища в направлении броска. Поворачиваясь в плечевом суставе, она выводит локоть вперед, и происходит захват копья. После этого рука с копьем начинает движение вперед, одновременно разгибаясь в локтевом и плечевом суставах. Совпадение максимума скорости движения плечевого сустава и кисти метающей руки обеспечивает увеличение начальной скорости вылета копья. Это происходит к моменту занятия туловищем вертикального положения. После перехода туловища через вертикальное положение скорость движения кисти метающей руки становится меньше скорости копья, и оно отрывается от руки спортсмена. Сильнейшие копьеметатели мира выпускают копье с начальной скоростью 32±3 м/с под углом 35 ± 3°.
Стремление спортсмена сохранить воздействие на копье как можно дольше не приводит к увеличению расстояния броска, так как к этому времени уменьшается скорость движения метающей руки и уменьшается угол вылета копья. Спортсмен как бы повисает на копье, что является ошибкой.
После выпуска копья спортсмен стремится сохранить равновесие, не выходить вперед за ограничительную линию. Для этого выполняется активная смена ног с последующим энергичным упором правой ногой.

Финальное усилие. После постановки левой ноги в упор, когда началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз продолжает движение вперед — вверх через прямую левую ногу. Правая нога, распрямляясь в коленном суставе, толкает тазобедренный сустав вперед–вверх. Плечи и правая рука отстают и находятся за проекцией общего центра масс. Затем метатель резко отводит левую руку назад через сторону, растягивая мышцы груди, он проходит через положение «натянутого лука», правая нога полностью выпрямляется, отрываясь от опоры. Плечи активно двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная в локтевом суставе, находится сзади. Когда проекция общего центра масс приближается к стопе левой ноги, правая рука сгибается в локтевом суставе, локоть движется вперед – вверх. После прохождения кисти правой руки мимо головы она выпрямляется в локтевом суставе, направляя копье под определенным углом. Затем выполняется хлестообразное движение кистью, придавая вращение копью вокруг его продольной оси, происходит отрыв копья от руки. Копье не должно отводиться далеко в сторону от правого плеча, при этом необходимо, чтобы направление действия мышечных усилий совпадало с продольной осью копья, проходя через центр тела. На этом финальное усилие заканчивается, копье получает начальную скорость вылета, и ему задаются: определенный угол вылета, который колеблется от 29 до 36° градусов; высота траектории, с наивысшей точкой – 14–17 метров, время полета – 3,5– 4,5 секунд; начальная скорость копья –30–32 м/с (при результатах свыше 80 метров).

Торможение. После выпуска снаряда спортсмен продолжает движение вперед, и ему необходимо остановиться для того, чтобы не заступить за линию броска. При этом метатель выполняет перескок с левой на правую ногу, отводя левую ногу назад чуть вверх и слегка наклоняясь вперед, но затем выпрямляется, отводит плечи назад. Чтобы выполнить торможение, необходимо левую ногу в финальном усилии ставить за 1,5–2 м от линии броска (в зависимости от скорости разбега и квалификации спортсмена) [1, 2, 3, 4].

         Цель, задачи, методы исследования. Настоящее исследование проведено с целью разработки и внедрения в практику физического воспитания  методики развития специальной подвижности суставов у копьеметателей 11–12-летнего возраста.

         Задачи исследования:

         1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2. Разработать методику развития специальной подвижности отдельных суставов на основании анализа техники метания копья у копьеметателей

11–12-летнего возраста;

3. Внедрить разработанную методику развития специальной подвижности суставов у копьеметателей 11–12- летнего возраста;

4. Оценить эффективность применения разработанной методики  развития специальной подвижности суставов у копьеметателей 11–12- летнего возраста.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования;

2. Педагогический эксперимент;

4. Метод контрольно-педагогического тестирования для определения уровня физической подготовленности копьеметателей по тестам – «наклон вперед», «мост», «поперечный шпагат», «пронос рук с копьем за спину»;

5. Методы математической статистики.

При организации учебно-тренировочного процесса копьеметателя необходимо учитывать следующие условия: 1) реализация физических способностей при выполнении двигательных действий (техника соревновательного упражнения); 2) достижение спортивного результата должно базироваться на максимальном проявлении потенциальных возможностей спортсмена; 3) целесообразное управление тренировочным и соревновательным процессом.

При анализе техники метании копья можно отметить немаловажное значение подвижности в отдельных суставах (плечевом, в грудном отделе позвоночника, тазобедренном, коленном) (рисунок 1). По словам Н.Г. Озолина (2002) для выполнения многих движений с наибольшей быстротой, легкостью, выразительностью и эффективностью нужен запас гибкости (подвижности), то есть несколько больше (на 10–15%) подвижности в суставах, требуемой в избранном виде спорта. На начальных этапах специализации подвижность в этих суставах будет оказывать немаловажное значение и на формирование правильной техники движения, а так же будет обуславливать развитие быстроты, координационных способностей, силы. Гибкость (подвижность) играет значительную роль в оптимизации физического состояния организма спортсмена [2, 5]. Следовательно, увеличение подвижности в суставах, приведет к улучшению результатов метания копья и окажет существенное влияние на физическое состояние спортсмена [3].

Исходя из всего вышеизложенного, была разработана методика развития специальной подвижности в суставах копьеметателей 11–12-летнего возраста, на основе анализа научно-методической литературы были проанализированы различные варианты совершенствования гибкости (подвижности) и выделены основные аспекты, которые должны реализовываться на практике. Прежде всего, методика – это наука о совокупности методов преподавания, обучения и воспитания, развития, реабилитации, научного исследования, познания [6], специальная система методов, методических приемов, средств, форм организации занятий, созданная для изучения конкретного действия, система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания и спорта [7]. В основе методики развития гибкости (подвижности) лежит многократное систематическое повторение разнообразных упражнений на растягивание, авторы рекомендуют следующие положения при развитии специальной подвижности в суставах:

1. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений на растягивание, следует выполнить разминку, предусмотрев разогревание тела с помощью аэробной нагрузки и общеразвивающих упражнений, (авторы рекомендуют использовать в разминке непосредственно специальные упражнения с копьем: круговые вращения, пронос рук с копьем за спину, различного рода отведения) и целенаправленную проработку главным образом плечевого сустава, грудной части позвоночника, тазобедренных суставов от уровня подвижности в которых и будет зависеть результативность в дальнейшем);

2. Мышцы сравнительно малорастяжимые. Однократное выполнение упражнения в растягивании не приведет к значительному увеличению длины мышцы. Повторять упражнения следует многократно. В этом случае ярко проявляется эффект суммации нагрузки. Так, если повторять наклоны сериями, то в следующей серии результат будет лучше, чем в предыдущей (первой серии упражнений). Лучшие результаты в совершенствовании гибкости (подвижности) достигаются при ежедневных и двухразовых занятиях в день, что непосредственно должно учитываться при построении учебно-тренировочного процесса копьеметателей;

3. Критерием достаточности повторений в занятии является появление легкой боли в тех мышцах и связках, которые подвергаются растягиванию;

4. В процессе развития гибкости выделяют два режима: поддерживающий и развивающий. Рекомендуется развивать гибкость до такой степени, при которой можно сформировать рациональную технику метания копья, а затем использовать поддерживающий режим ее развития. Однако, скоростно-силовая тренировка занимает ведущее место при подготовке метателя, что вполне вероятно скажется на уровне развития гибкости и поддерживающего режима  ее развития может быть недостаточно. В поддерживающем режиме для сохранения гибкости можно заниматься растягивающими упражнениями два-три раза в неделю с нагрузкой 25–30% от развивающей, доводя амплитуду движений до 90–95% анатомически возможной;

5. В развивающем режиме упражнения на растягивание могут применяться до нескольких раз в день. Развивающий режим совершенствования гибкости (подвижности) применяют в течение 4–10 недель. В одной серии число повторений составляет от 5–6 до 10–12 повторений. В этот период используют 40–45% активно-динамических, 20 % – статических и 35–40% пассивных движений [7].

При построении занятия, где одной из задач является развития гибкости (подвижности) упражнения на растягивание рекомендуется предлагать в следующей очередности:

– активные однократные, затем пружинистые и маховые движения (возможно и с отягощением);

– пассивные статические должны предшествовать пассивным динамическим упражнениям. Подобная последовательность выполнения упражнений на растягивание снижает появление травматизма, так как выдерживается требование о постепенном увеличении амплитуды движений;

– после выполнения упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабление.

Увеличение амплитуды пассивных движений может осуществляться в двух аспектах:

– за счет совершенствования эластичности мышц, для чего требуется 2–3 месяца тренировки;

– за счет прогрессивного изменения формы сочленяющихся костей в результате многолетней тренировки.

Для увеличения амплитуды активных движений, кроме того, необходимо повышение расслабления мышц-антагонистов, тоесть высокая степень межмышечной координации.

В динамике амплитуды движений при непрерывном выполнении упражнений на растягивание мышц наблюдается четыре фазы:

1 – нарастание амплитуды движения;

2 – стабилизация;

3 – снижение почти до исходного уровня;

4 – повторное увеличение амплитуды движений.

С возрастом и под влиянием систематических упражнений длительность каждой фазы изменяется. При специальной тренировке оптимальным является такое количество пассивных движений, при которых во второй фазе достигается максимальная амплитуда. В 7–8-летнем возрасте для этого требуется в среднем в сгибании – 11 повторений, в разгибании – 15 повторений движения. В возрасте 9–10 лет – 13–18 движений, в возрасте 12–13 лет – 16–20 движений, в 14–15 летнем возрасте – 18–15 и в 16–17-летнем – 19–28 движений) [5, 8, 9, 10].

Развитие гибкости (подвижности) у юных спортсменов и у квалифицированных будет существенно отличаться. Квалифицированные спортсмены преимущественно развивают подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в соревновательном упражнении (наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и плечевых суставах) [5, 11].

Организация исследования. Исследования проводилось на группе начальной подготовки по легкой атлетике (метателей) детско-юношеского клуба физической подготовки №28 города Минска. Всего было обследовано 15 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа научно-методической литературы была разработана методика развития специальной подвижности в суставах копьеметателей. Которая предусматривает применение средств физического воспитания при развитии специальной подвижности в суставах копьеметателей: специально подобранные упражнения на растягивание соединительнотканных компонентов мышц отдельных суставов выделенных на основании анализа техники метания копья, от уровня подвижности которых и будет зависеть эффективность метания копья,  формирования рациональной техники метания копья. Экспериментально подтверждена эффективность данной методики. С детьми в течение 21 дня целенаправленно применялись упражнения на растягивание мышечно-связачного аппарата отдельных суставов, были выделены специальные упражнения копьеметателей:

– «пронос» копья прямыми руками из положения: руки с копьем перед туловищем – пронос за спину;

– из исходного положения стойка ноги врозь, руки с копьем вверху, удерживать копье широким хватом повороты влево, вправо;

– стоя спиной к копью выполнить положение мост перемещаясь по копью;

– удерживания копья за обмотку, повороты рукой влево, вправо;

– выпад левой ногой вперед, копье лежит на плечах, руки широким хватом сверху копья, смена положения ног прыжковым движением;

         – из исходного положения сед ноги врозь наклоны к левой ноге, вперед, к правой ноге.

         До и после проведения педагогического эксперимента было проведено тестирование для определения уровня развития физического качества гибкость (подвижность).

Для наглядности результаты обработки исходных данных и конечных показателей подвижности в отдельных суставах у начинающих копьеметателей представлены в таблице.

Таблица – Исходные и конечные показатели подвижности в отдельных суставов

Тесты

Наклон

вперед, см

Пронос рук с копьем за спину, см

Мостик, см

Попе

реч.

Шпагат, см

До

эксперимента

17,7+4

66,7+3,3

51,6+1,4

60,2+4,6

После

эксперимента

20,3+2

53,4+1,6

48+2,1

51,3+3,5

Достоверность различий Р > 0,05

 

         После проведенного исследования можно констатировать следующие факты: показатели по тесту «Наклон вперед» имели положительную динамику и увеличились на 12,8%, это связано с увеличением применения специальных упражнений. По результатом теста «Пронос рук с копьем за спину» имелась так же положительная динамика результатов произошло их увеличения на 24,9%. По данным теста «Мостик» результаты улучшились на 7,5%. По данным теста «Поперечный шпагат» имелась так же положительная динамика и она составила 17,3%. Все вышесказанное связано с увеличением применения специальных упражнений на растягивание.

Выводы:

1. Разработана методика развития специальной подвижности отдельных суставов на основании анализа техники метания копья.

2. Данная методики развития специальной подвижности в суставах у копьеметателей 11–12-летнего возраста была внедрена в учебно-тренировочный процесс в течении 21 дня в ходе педагогического эксперимента.

3. В результате экспериментального исследования установлено, что методика развития специальной подвижности в суставах у копьеметателей 11–12-летнего возраста подтверждает свою эффективность, что подтверждается данными педагогического эксперимента.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Васильев, Г.В. Метание копья и молота / Г.В. Васильев // – Л.; М.: «Физкультура и спорт», 1947. – 62 с.

2. Мехрикадзе, В.В. Метание копья: пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. П. Позюбанов, Б. В. Ермолаев ; Мин-во спорта и туризма; БГУФК. – Минск : БГУФК, 2010. – 32 с.

3. Станчев С. Техническая подготовка легкоатлетов – метателей/ Пер. с болг.-М.: Физкультура и спорт, 1981. – 134с.

4. Сулиев, Л.Г. Метание копья / Л.Г. Сулиев. – М .: Физкультура и спорт, 1961. – 255 с.

5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009 – 200 с.

6. Лях, В.И. Гибкость: основы измерения и методика развития // Физическая культура в школе. – 1999. – №1. – С. 4-10.

7. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский. – Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

8. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 465 с.

9. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости / Б.В. Сермеев // – Москва.: Просвещение 1970. – 24 с.

10. Круглик, И.И. Гибкость – как физическое качество / И.И. Круглик, А.В. Шевчук, Л.И. Широканова // Научные стремления – 2010: материалы I Республиканской научно-практической конференции с международным участием Минск, 1 – 3 нояб. 2010 года / НАН РБ; редкол.: Т.Д. Царева [и др.]. – Минск, 2010. – С. 183-184.

11. Круглик, И.И. Факторы, влияющие на проявления гибкости / И.И. Круглик, Л.И. Широканова, Л.В. Пальвинская // Молодежь и наука: модернизация и инновационное развитие страны: материалы международной научно-практической конференции г. Пенза, 15–16 сентября 2011 г. / Пензенский государственный университет; редкол.: Столярова Е.А. (гл. ред.) [и др.]. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. 2 ч. – С. 62-65.

 

 



Все статьи автора «Иван Круглик»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: