ПОЖИТКИНА Н.В., РОГОВСКАЯ Н.С. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ТИПОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ключевые слова:


ПОЖИТКИНА Н.В., РОГОВСКАЯ Н.С. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ТИПОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/859 (дата обращения: 29.09.2017).

В программе 2030 президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, указано, что новая роль государства заключается в формировании условий, в которых свободные граждане и частный сектор смогут предпринять эффективные меры для себя и своих семей. «Мы должны терпеливо трансформировать массовое сознание, опираясь при этом на молодое поколение, которое лучше адаптировалось к новой системе ценностей, имеет новый взгляд на будущее. Государству не под силу изменить человеческие мысли в одночасье. Но оно способно ускорить процесс перемен путем разъяснения объективных тенденций, доведения важной информации до населения и, самое главное, путем реализации социально-экономической политики, направленной на самодостаточность. Потребуются десятилетия, пока у людей возникнет новое мировоззрение» [1].

Так, Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 24 ноября 2005 года № 1677 была утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 -2016 годы. Основные принципы, которой устанавливают гарантированные Конституцией Республики Казахстан равные права и свободы для женщин и мужчин. Реализация стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан предполагает формирование ценности семьи, толерантности, уважения личности и ее индивидуальности, а также изменение общественного сознания и самосознания личности. Целью развития гендерночувствительного общественного сознания является формирование новых моделей гендерного самосознания и типов поведения, основанных на принципе гендерного равенства прав и возможностей мужчин и женщин [2]. Самосознания, в психологической науке трактуется как культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. Формирование самосознания, как результата вовлечения ребенка во взаимоотношения и деятельность взрослых относится к формированию системы ценностей ребенка и определению себя относительно этой системы. Приобретая в юношеском возрасте особое значение, структура и динамика ценностных ориентаций личности в этом возрасте изучалась В.А. Ядовым [3], Зотовой О. И. и Бобневой М. И. [4] и др.

Важно отметить, что самосознание определяет не только становление системы ценностных ориентаций, но и развитие  саморегуляции поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе. Так, А.В. Петровским было отмечено, что межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы: «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников» [5, с. 223].

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В качестве определяющей черты межличностных отношений выступает их эмоциональная основа, которая  свидетельствует о том, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Проблема межличностных отношений особенно остро впервые возникает у подростка, в юности этот вопрос приобретает
более глубокий смысл. В этом возрасте у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Юноша находится в поиске себя, смысла жизни, своего места в обществе, профессии, а также в поиске спутника жизни. Именно поэтому юношеский возраст требует особого внимания и более глубоко изучения ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности.

Целью данного исследования явилось: выявление особенностей взаимосвязи ценностных ориентаций и типов межличностных отношений в проявлении гендерных различий студентов ВУЗа.

Нами было выдвинуто предположение о том, что такие терминальные ценности как высокое материальное положение достижения у юношей и девушек определяют тип межличностных отношений властность-лидерство, а такие терминальные ценности как креативность, активные социальные контакты, духовное удовлетворение определяют тип межличностных отношений ответственность-великодушие у юношей и покорность-застенчивость у девушек.

Для достижения поставленной цели мы провели теоретическийанализ научных источников по данной проблеме, подобрали психодиагностические методики, а именно опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина и опросник типов межличностных отношений Т. Лири. На основе полученных результатов, посредством применения  математических методов обработки данных, был проведенкорреляционный анализ.

В результате теоретического анализа научных источников мы не обнаружили примеров изучения взаимосвязи терминальных ценностей и типов межличностных отношений в проявлении гендера студентов ВУЗа.

На первом этапе эмпирического исследования для изучения системы ценностных ориентаций юношей и девушек мы использовали опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина. Проведя анализ, полученных результатов, мы определили значимые терминальные ценности в обеих группах испытуемых (Таблица 1).

 

Таблица 1. Значимые терминальные ценности юношей и девушек

Юноши

Девушки

1. Достижения

2. Высокое материальное положение

3.Собственный престиж и активные социальные контакты 1. Высокое материальное положение2. Достижения

3. Сохранение собственной индивидуальности

 

У девушек ценность  высокое материальное положение занимает первую позицию,   материальный достаток является для них главным условием жизненного благополучия. Ценность достижения, находящаяся на втором месте в иерархии ценностей девушек, свидетельствует о стремлении к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило считают, главным – добиться этих целей. Ценность сохранение собственной индивидуальности занимающая третью позицию указывает на то, что девушки стремясь к высокому материальному благополучию как к основной ценности, через достижение и реализацию поставленных перед ними целей, в тоже время стремятся к независимости от других людей, сохраняя свою неповторимость и уникальность, не изменяют своим убеждениям и взглядам.

В группе юношей была получена иная иерархия ценностных ориентаций. На первом месте у них стоит ценность достижения, т.е юноши стремятся к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Главным для них является достижение поставленных целей. Выходящая на второй план ценность высокое материальное положение определяет, что одной из целей, к достижению
которых стремятся юноши,  является материальное благополучие. Выходящие на третье место ценности собственный престиж и активные социальные контакты указывают, на то, что юноши стремятся к
признанию и уважению, одобрению со стороны других, за счет установления благоприятных взаимоотношений с другими людьми.

На втором этапе эмпирического исследования на обеих группах выборки была проведена методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, и были получены следующие результаты представленные в таблице (Таблица 2).

 

Таблица 2. Типы межличностных отношений юношей и девушек

Юноши

Девушки

  1. Властность  – лидерство
  2. Сотрудничество  – соглашательство
  3. Ответственность – великодушие
 1. Властность – лидерство

2. Сотрудничество – соглашательство

3. Независимость – доминирование

 

 

У девушек и у юношей доминирующим типом межличностных отношений является тип властность – лидерство, но качество его проявления у девушек и у юношей различно, т. е. данный тип межличностных отношений характеризует юношей как уверенных в себе, упорных, настойчивых, обладающих свойствами руководителя, а девушек – как доминантных, энергичных, успешных в делах, любящих давать советы, требующих к себе уважения, нетерпимых к критике.

На втором месте как у юношей так и у девушек тип сотрудничество – соглашательство, т. е. склонных к сотрудничеству, кооперации, гибких и компромиссных при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремящихся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми, инициативные энтузиасты в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

Третийтип межличностных отношений у юношей – ответственно-великодушный, т.е. ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы. А у девушек – независимость – доминирование, т. е. они проявляют себя как уверенных, независимых, ориентированных на себя, склонных к соперничеству.

Для выявления взаимосвязи между ценностными ориентациями и типами межличностных отношений мы использовали математические методы обработки данных,  а именно коэффициент линейной
корреляции Пирсона. В результате в группе девушек было установлено, что терминальная ценность высокое материальное положение имеет статистически достоверную отрицательную  корреляционную связь с такими типами межличностных отношений, как недоверчивость – скептицизм           rэмп. = – 0,40 (99%), зависимость – послушность rэмп. = – 0,36 (95%), сотрудничество – соглашательство rэмп. = – 0,43 (99%), ответственность – великодушие rэмп. = – 0,37 (95%), т. е чем выше у девушек ценность высокое материальное положение, тем менее выражены типы межличностных отношений недоверчивость – скептицизм, зависимость – послушность, ответственность – великодушие, сотрудничество – соглашательство. Связь обуславливается тем, что для девушек при стремлении к высокомуматериальному положению несвойственно проявлять критичность и скептицизм по отношению к окружающим, но и в тоже время быть чрезмерно доверчивым, конформным, отзывчивым и бескорыстным, постоянно ожидать помощи со стороны или стремиться всем угодить, соглашаясь со всеми. Терминальная ценность креативность имеет статистически достоверную обратную корреляционную связь с такими типами межличностных отношений как прямолинейность-агрессивность rэмп. =  -0,38 (95%)
и недоверчивость-скептицизм rэмп. = – 0,35 (95%), т.е. чем более значима для девушек ценность креативность, тем менее выражены такие типы межличностных отношений, как прямолинейность-агрессивность и недоверчивость-скептицизм. При стремлении к креативности для девушек не свойственно проявлять излишнюю критичность, скептицизм, реалистичность, несдержанность, прямолинейность, напротив желательна гибкость и  спонтанность. Было установлено, что терминальная ценность развитие себя имеет статистически достоверную отрицательную корреляционную связь с такими типами межличностных отношений как независимость-доминирование rэмп. =  - 0,34 (95%) и прямолинейность-агрессивность rэмп. = – 0,30 (95%), т.е. чем большую значимость у девушек приобретает ценность развитие себя, тем менее выражены у них такие типы межличностных отношений как независимость-доминирование и прямолинейность – агрессивность. Стремясь к развитию себя, своих способностей и к самосовершенствованию не характерно проявление таких качеств как самодовольство, самоуверенность,
превосходство над другими, непримиримость, несдержанность, вспыльчивость, напротив, необходимо обладать противоположными качествами. Установлена статистически достоверная отрицательная корреляционная связь между терминальной ценностью достижения и такими типами межличностных отношений как, прямолинейность-агрессивность rэмп. = – 0,33 (95%) и недоверчивость-скептицизм rэмп. = – 0,46 (99%), т.е. чем выше значимость ценности достижения, тем менее выражены характеристики таких типов межличностных отношений как прямолинейность-агрессивность и недоверчивость – скептицизм. Такие качества как требовательность, прямолинейность, критичность, скептицизм, замкнутость, недоверчивость не способствуют достижению и реализации целей. Терминальная ценность духовное удовлетворение имеет статистически достоверную положительную корреляционную
связь с типом межличностных отношений покорность-застенчивость rэмп. = 0,31 (уровень значимости – 95%), т.е. чем выше ценность духовное удовлетворение, тем более выражен покорно-застенчивый
тип межличностных отношений. Стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни определяет проявление таких качеств, как скромность, застенчивость, эмоциональную сдержанность.

В группе юношей были обнаружены отличные от девушек корреляционные связи. Так, у юношей
тип межличностных отношений властность – лидерство имеет статистически достоверную положительную корреляционную связь с группой таких ценностей как креативность rэмп. = 0,36 (95%), развитие себя rэмп.= 0,32 (95%), духовное удовлетворение rэмп. = 0,37 (95%), достижения rэмп. = 0,31  (95%), т.е чем более выражен тип межличностных отношений властность – лидерство, тем выше такие ценности как
креативность, развитие себя, достижения и духовное удовлетворение. Стремление к творчеству, самосовершенствованию, получению морального удовлетворения во всех сферах жизни и достижению конкретных и ощутимых результатов определяют человека как, уверенности в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, способным обеспечить эффективное руководство группой. Было установлено, что терминальная ценность высокое материальное положение имеет отрицательную корреляционную связь с типом межличностных отношений недоверчивость – скептицизм rэмп. = – 0,31 (95%), т.е. чем выше ценность высокое материальное положение, тем менее характерен для юношей недоверчиво-скептический тип межличностных отношений. При стремлении к материальному благополучию не свойственно проявление критичности, скептичности, недоверие к окружающим,  скрытность. Положительная корреляционная связь была установлена между ценностью духовное удовлетворение и типом межличностных отношений сотрудничество-соглашательство rэмп.
= 0,37 (95%), т. е. значимость ценности духовное удовлетворение определяет тип межличностных отношений сотрудничество-соглашательство. Стремлению к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни характерна склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность при решении проблем, проявление теплоты и дружелюбия в отношениях с окружающими. Тип межличностных отношений ответственность – великодушие имеет статистически достоверную положительную корреляционную связь с группой таких терминальных ценностей как креативность rэмп.= 0,35 (95%), активные социальные контакты rэмп.= 0,32 (95%) и духовное удовлетворение rэмп.= 0,33 (95%), т. е. чем большую значимостьприобретают данные ценности тем более выражен у юношей ответственно – великодушный тип межличностных отношений. Стремление к реализации своих творческих возможностей, к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми и к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни определяют наличие во взаимоотношениях с окружающими таких особенностей как ответственность, деликатность, мягкость, доброта, проявление эмоционального отношения к людям в сострадании, симпатии, заботе, ласке.

Итак, нами   установлена взаимосвязь терминальных ценностей и типов межличностных отношений в проявлении гендера личности юношеского возраста на примере студентов Северо-Казахстанского Государственного университета. Так, у юношей и девушек были выявлены существенные различия в системе ценностных ориентаций и типах межличностных отношений. Полученные в работе результаты и рекомендации могут быть использованы в материалах программы мероприятий по реализации гендерной политики Республики Казахстан.

Литература

1.Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030.  Послание  Президента  страны  народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». – Алматы: Билим, 1997.
2.Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1677 Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы “Казахстанская правда” от 3 декабря 2005 года N 333-334
3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
4. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.,
1975. С. 241–254.
5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М: Политиздат, 1982.



Все статьи автора «Pozhitkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: