УДК 37

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СИМУЛЯТОРОВ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Дзюбенко Олег Леонидович1, Коженков Алексей Олегович2
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», старший преподаватель, кандидат педагогических наук
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», преподаватель

Аннотация
В настоящее время в военных вузах наряду с традиционными апробируются и внедряются новые информационные технологии обучения, в частности, с применением компьютерных виртуальных симуляторов.

Ключевые слова: виртуальный симулятор

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Kozhenkov Aleksey Olegovich2
1Military Training and Research Center Air Force "Air Force Academy named after professor NE Zhukovsky and Y. Gagarin ", Senior Lecturer, Ph.D.
2Military Training and Research Center Air Force "Air Force Academy named after professor NE Zhukovsky and Y. Gagarin ", teacher

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Применение виртуальных симуляторов в обучении курсантов военного ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/07/942 (дата обращения: 29.09.2017).

Если обратиться к истории, то понятие тренажера (т.е. предшественника виртуального симулятора) в современном значении возникло в 20 веке, хотя понятие об устройстве, используемом для обучения человека, формирования у него тех или иных навыков существовало, вероятно, еще на заре цивилизации. Применение различного рода тренажеров в целом ряде отраслей человеческой деятельности получило чрезвычайно широкое распространение. Исторически сложилось так, что объектами моделирования на тренажерах становились в первую очередь процессы, в которых обучение на реальных объектах могло привести к тяжелым последствиям или процессы, воспроизведение которых при обучении затруднено или невозможно. В современных условиях в первую очередь это относится к таким областям, как военное дело, авиация, атомная энергетика и т.д.

По мере развития тренажерной техники, с одной стороны и усложнением изучаемых технических решений, с другой, методы имитационного моделирования проникли и во многие другие области человеческой деятельности. К стимулированию тренажерных технологий привела также необходимость обучения большого количества специалистов, обладающих однотипными навыками, для работы на схожем оборудовании Широко представлены тренажерные технологии в таких сферах, как медицина, транспорт, судовождение, педагогика. В некоторых областях, например, в воздушном транспорте, использование тренажеров является неотъемлемой частью учебного процесса, а также процесса аттестации работников.

Современные информационные технологии (виртуальные технологии) определяются как симбиоз, синтез технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного (основанного на знаниях) диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели. Информационные технологии в качестве нового инструментария влияют на общество, обеспечивая высокопроизводительные условия для работы человека [1].

Значительную роль во внедрении в учебный процесс военного вуза современных информационных (виртуальных) технологий играют различные автоматизированные дидактические средства, которые могут выполнять ряд дидактических функций [2]:

немедленно оценивать каждый ответ курсанта на заданный ему вопрос;

выявлять возможные ошибки и определять их источники;

регулировать уровень сложности заданий, выдаваемых курсантам;

индивидуализировать обучение применительно к способностям, интересам, темпу работы и уровню подготовки отдельного курсанта;

способствовать закреплению знаний, получаемых курсантами на лекциях, групповых занятиях, упражнениях, лабораторных и практических занятиях;

формировать у курсантов необходимые практические навыки и умения;

способствовать развитию у курсантов исследовательских навыков и умений.

Применительно к перечисленным функциям можно разделить автоматизированные дидактические средства на:

информационные (обучающие) средства, предназначенные для передачи курсантам новой информации;

контролирующие (экзаменационные) средства, служащие для контроля и оценки знаний, которыми овладели курсанты;

репетиционные средства, предназначенные для повторения учебного материала с целью закрепления знаний;

информационно-исследовательские средства, применяемые для обучения, которое основано на решении проблем (задач), поставленных перед курсантами преподавателем;

тренажерные обучающие средства, используемые для формирования у курсантов необходимых практических навыков и умений [3].

Таким образом, под качеством виртуального симулятора нами понимается совокупность свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять потребности в соответствии с назначением. Уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества виртуального симулятора с базовыми значениями. Оценка качества может быть произведена путем оценивания данного программно-педагогического средства путем оценивания его показателей с установленными требованиями. Большинство требований к программно-педагогическим средствам традиционны, поэтому они определялись экспертными оценками опытных специалистов.

Оценивание виртуального симулятора, предназначенного для формирования устойчивых профессиональных навыков эксплуатации технических средств, определяется по следующим требованиям:

- дидактические требования:

соответствие методов обучения особенностям формирования у военных специалистов профессиональных знаний, умений и навыков;

простота управления виртуальным симулятором;

возможность многократного самостоятельного выполнения операций курсантом;

наглядность обучения;

самостоятельность и активность курсантов при работе на виртуальном симуляторе;

индивидуализация обучения.

- эргономические требования:

эргономичность виртуального симулятора, соответствие форм и размеров изображения на мониторе зрительным возможностям курсанта;

оптимальность информации для формирования практических навыков;

возможность формирования навыка за отведенное на виртуальном симуляторе время согласно гигиеническим требованиям [4].

- технические требования:

надежность программных средств виртуального симулятора;

адекватность функционирования виртуального симулятора функционированию реального объекта изучения;

соответствие временных режимов выполнения операций на виртуальном симуляторе и на реальном объекте;

возможность реализации программных средств как для отдельного персонального компьютера, так и для сети персональных компьютеров;

исключение несанкционированных действий курсантов.

Проведение практических занятий с использованием виртуального симулятора позволяет каждому обучаемому работать на отдельной модели изучаемого технического средства, чем достигается индивидуализация обучения.

При традиционном обучении на реальном техническом средстве, учитывая единичное количество изучаемой техники и количество обучаемых в подгруппе, курсант имеет возможность практически отработать полное и качественное выполнение операций не более 1 раза в течение двух часов занятий.

Виртуальный симулятор должен работать в тех же временных рамках, что и реальное техническое средство, но при умелом и уверенном выполнении действий позволяет сократить время выполнения операций, поэтому за два учебных часа обучаемый имеет возможность до 20 и более раз отработать выполнение заданий, что позволяет довести выполнение операций до автоматизма. Это позволяет сформировать у курсантов профессиональные навыки работы с данным техническим средством, что способствует формированию профессиональных компетенций военных специалистов.

Обучаясь на виртуальных симуляторах, курсанты имеют возможность неоднократно просмотреть обобщенную и систематизированную учебную информацию, полученную из разных источников. При изучении и выполнении операций программные средства позволяют возвращаться к неусвоенным вопросам. Описание каждого действия сопровождается натурным изображением изучаемого объекта, что конкретизирует умозрительное понимание изученного материала.

Каждый из курсантов имеет возможность заниматься с отдельной моделью реального объекта и имитировать выполнение различных технологических операций при эксплуатации индивидуально, без вмешательства других обучаемых, что вырабатывает у них психологическую устойчивость, способствует развитию творческого мышления, воспитывает самостоятельность при принятии инженерно-технических решений в случае экстремальных ситуаций, и в конечном итоге способствует формированию профессиональных компетенций военных специалистов.

Отработав учебные вопросы по эксплуатации на модели с помощью виртуального симулятора, курсанты закрепляют приобретенный навык на реальном техническом средстве. В конце занятия каждый курсант проводит выполнение различных технологических операций на реальном объекте, в процессе чего преподаватель может оценивать уровень сформированности навыков, определять качество приобретенных знаний и умений по ответам на задания и контрольные вопросы и выставлять оценку.

Таким образом, изучение материала по с применением виртуальных симуляторов позволяет повысить у курсантов мотивацию, активность, самостоятельность, интерес у обучаемых к будущей специальности; формирует профессионально значимые качества личности.

 


Библиографический список
  1. Ваганян Г.А., Ваганян О.Г. Виртуальные технологии менеджмента, Ереван, Нжар, – 2005.
  2. Коровин В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении: монография. – Воронеж, ВИРЭ, 1999. – 244 с.
  3. Синева А.А. Имитационное моделирование как метод исследования педагогического процесса. Дисс. … канд. пед. наук. – Л.: ЛГУ, 1985. – 230 с.
  4. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы. санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96″ (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14.07.96 N 14 – М.: Минздрав, 38 с.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: