АФАНАСЕНКО А.М. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ

Ключевые слова: , , , ,


АФАНАСЕНКО А.М. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/07/944 (дата обращения: 27.10.2023).

В данной статье представлены результаты пилотажного исследования по проблеме, в результате которого были определены некоторые особенности и различия профидентичности студентов выпускных курcов бакалавриата и специалитета.

В настоящее время в теории и практике профессио­нального развития все большее внимание уделяется проблемам, связанным со становлением профессиональной иден­тичности. Важное значение в этом вопросе отводится образованию в высших учебных заведениях. За­дачей университетского образования наряду с информированием, выражающимся в передаче знаний и умений,  является фор­мирование личности будущего профессионала, содействие его са­моидентификации с профессией. Изучение профидентичности позволяет создать сегодняшним студентам оп­тимальные условия для осознания себя, своего образа  и оптимизировать функционирование профессионала в сфере его деятельности [5].

Особое значение изучение профессиональной идентичности имеет для психологов, так как сама личность практикующего психолога является “инструментом” воздействия на его клиента, а, значит, несформированная профидентичность неизбежно повлечет за собой неспособность к оказанию психологической помощи и несостоятельности данной личности в качестве профессионала.

В соответствии с целью – изучить особенности становления профессиональной идентичности личности будущего психолога, нами было проведено пилотажное исследование. В ходе исследования были использованы две методики – “Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ)” Сенина И.Г. и тест “Кто Я?” Куна. Выборку составили студенты психологического отделения гуманитарного института в количестве 33 человек. Из них 17 человек – студенты пятого курса специалитета и 16 человек – студенты четвертого курса бакалавриата.

Исследование позволило получить следующие результаты.

В обеих обследованных группах наблюдается примерно одинаковая выраженность ценностей во всех жизненных сферах, выделенных авторами методики “ОТЕЦ”. То есть для респондентов одинаково ценны и профессиональная жизнь, и обучение (образование), и семья, и общественная жизнь, и увлечения.

Однако, не смотря на схожесть показателей по сферам внутри каждой группы, сравнительный анализ профилей групп показал различия (на 5% уровне значимости). Различия обозначились по жизненной сфере “семья”. Так, для студентов четвертого курса семья имеет более высокий ранг, то есть ее ценность оценивается выше, чем для студентов пятого курса. В качестве возможного обоснования полученных результатов можно выдвинуть предположение, что студенты четвертого курса в силу возраста менее самостоятельны и более зависимы от родительской опеки в то время, как студенты пятого курса, как правило, более самостоятельны и зачастую работают, обеспечивая себя материально, что снижает их зависимость от семьи и в частности от родителей.

Кроме анализа показателей по жизненным сферам нами были отдельно рассмотрены ценности внутри двух интересующих нас сфер: профессиональной жизни и обучения (образования). Сенин И.Г.  выделяет 8 ценностей, включенных во все пять сфер: собственный престиж, материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение и сохранение индивидуальности.

Сравнение профилей групп по сфере “обучение и образование” показало отсутствие различий между профилями. То есть, обучение и образование имеет примерно одинаковое значение для студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета.

Что же касается сферы профессиональной жизни, то здесь, напротив, было выявлено наличие различий. Так, для четвертого курса более приоритетными оказались ценности “материальное положение” и “социальные контакты”, а для пятого – ценность “развитие”.

Обобщая все проанализированные результаты методики Сенина И.Г. “ОТЕЦ”, можно сделать вывод, что студенты выпускного курса специалитета по сравнению со студентами выпускного курса бакалавриата отличаются более зрелой для будущего психолога иерархией ценностей. Они делают упор на развитии себя как профессионала, в то время  как бакалавры больше внимания уделяют материальному благополучию, социальным контактам и семейным отношениям.

При анализе результатов теста Куна “ Кто Я?” нами оценивалось следующие характеристики:

  • Показатель рефлексивности
  • Как часто в группе называются такие характеристики себя как психолог и будущий психолог,  профессионал (специалист/бакалавр) и будущий профессионал.
  • Как часто обозначаются профессионально – важные качества психолога и с какой оценочной характеристикой

Показатель рефлексивности измерялся количеством ответов на вопрос “Кто Я?” каждого студента. Затем был вычислен средний показатель по группе. Критерий Стьюдента показал отсутствие различий в распределении признака в группах. Однако стоит отметить, что полученный показатель оказался пограничным, и, возможно, большее число испытуемых позволит обнаружить значимые различия.

Следующая характеристика, требующая обсуждения результатов – статус “психолог”.  В группе пятого курса в ответ на вопрос “Кто Я?” эту характеристику выделило 35,3%.  В группе четвертого курса себя как психолога определил себя лишь один человек – 6,25%.

Схожие показатели мы видим, если рассматривать статус “будущий психолог”. Из студентов пятого курса 29,4% опрошенных определили себя как будущего психолога, а среди студентов четвертого курса 12,5% выделили данный статус.

Применение методов математической статистики (критерий углового преобразования Фишера) позволило подтвердить гипотезу о наличии различий между студентами четвертого и пятого курса по количеству человек, отметивших в своих опросных листах статус “психолог”. Студенты пятого курса (будущие специалисты) больше склонны к определению себя как психологов, что говорит о более развитой профессиональной идентичности, чем у студентов четвертого курса (будущих бакалавров).

Статус “профессионал (специалист/бакалавр)” отметили 17,7% студентов пятого курса, а так же 5,9% обозначают характеристику “будущий специалист”, давая положительную оценку. Среди студентов четвертого курса ни один испытуемый не отметил в своем опросном листе статус “профессионал (специалист/бакалавр)”, а статус “будущий профессионал (специалист/бакалавр)” отметил один человек – 6,25%.

Обратимся к результатам исследования, касающимся профессионально – важных качеств психолога. Итак,  41,2% испытуемых студентов пятого курса отмечают у себя те или иные качества личности, имеющие принципиальное значение в деятельности психолога. 23,5% от общего числа испытуемых выделяют два качества, 11,8% – четыре качества и 5,9% – одно качество. В группе четвертого курса профессионально-важные качества психолога у себя отмечают 68,8% опрошенных. 37,5% от общего числа опрошенных из группы четвертого курса выделяют у себя одно качество, 18,8%- пять качеств, 6,25% – три качества и 6.25% – два качества.

Студенты пятого курса в общей сложности отметили 17 качеств, а студенты четвертого курса – 26 качеств, не смотря на то, что испытуемых с пятого курса на одного человека больше, чем с четвертого. Очевидно, что студенты четвертого курса более сосредоточены на профессионально – важных качествах, уделяя им большее значение в характеристике собственной личности.

Однако следует отметить, что не все студенты оценивают данные качества как исключительно положительные. Если взять все отмеченные качества за 100%, тогда 76,4% из качеств., выделенных студентами пятого курса, оказываются положительно оцененными, 5,9% – отрицательно – оцененными и 17,7% – имеют неопределенную оценку(+-). Что касается результатов исследования, проведенного на студентах четвертого курса – практически все отмеченные качества являются положительно оцененными, лишь 3,8% качеств имеют оценку знака “?”.

Применение критерия углового преобразования Фишера позволило подтвердить гипотезу (на 5% уровне значимости) о различиях в процентном соотношении оценок эмоциональной окраски отношения к профессионально – важным качествам среди студентов четвертого и пятого курсов. То есть, студенты пятого курса (будущие специалисты) относятся к различным качествам личности не столь однозначно, сколько студенты четвертого курса (будущие бакалавры), подвергая сомнению их положительную оценку.

Обобщая все результаты, полученные в ходе исследования, обозначим основные выводы:

Выпускной курс специалитета по сравнению с выпускным курсом бакалавриата отличаются более зрелой для будущего психолога иерархией ценностей. Они делают упор на развитии себя как профессионала, в то время как бакалавры больше внимания уделяют материальному благополучию, социальным контактам и семейным отношениям.

Будущие бакалавры сосредоточены на профессионально-важных качествах психолога, а будущие специалисты более ориентированы на сам статус “психолог”, что может свидетельствовать о более зрелой профессиональной идентичности будущих специалистов, чем будущих бакалавров.

Студенты специалитета относятся к различным качествам личности не столь однозначно, сколько студенты бакалавриата, подвергая сомнению их положительную оценку. Такой подход говорит о способности рассматривать то или иное качество с противоположных сторон, о взвешенности позиции относительно этих качеств, то есть характеризует более зрелую в профессиональном плане личность будущего психолога.

В связи с введением новой системы образования, исключившей специалитет, у студентов сократилось время, необходимое для формирования профессиональной идентичности, что в свою очередь требует привлечения новых мер по ускоренному ее формированию в рамках бакалавриата.

Литература:

  1. Буякас, Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 2000. – № 1. – С. 56-63.
  2. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Уч.пос./И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников/Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 464 с.
  3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. -  СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
  4. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. – 600 с.
  5. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. – М.: МОСУ, 2001. – 272 с.


Все статьи автора «nastasya30189»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: