КОРЧЕВСКИЙ А.А. СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: , , ,


КОРЧЕВСКИЙ А.А. СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/08/983 (дата обращения: 28.05.2017).

В данной статье представлен исторический обзорный экскурс, освещающий состояние предмета химии в рамках общеобразовательных школ в период советской власти, а также предпосылки и условия зарождения общественной внеклассной работы по химии, следствием которой стало последующее возникновение кружков и школьных химических обществ.

 

Работа по созданию школьных обществ учащихся была продолжена в послевоенное время. В статьях Поповой О.В., Гостева М.М., Карелина Н.П., Борисова И.Н., Дмитриенко Г.В., Левашова В.И., Тарасова Н.М, Байкова В.М., вышедших на страницах журнала «Химия в школе» в 50-е годы, были отражены новые ценные идеи.

В частности, в школьном химическом обществе под руководством Л.В. Розиной на базе 110-й московской школы, уже тогда выстраивалась тесная линия взаимоотношений с университетами города и академической наукой за счет сотрудничества в области исследований, а также приглашения на общественные мероприятия крупнейших ученых. В свое время конференции общества посещали академик Н.Д. Зелинский (его имя в последствие будет присвоено школе), профессор А.П. Терентьев, известный методист и автор многих учебных изданий профессор Ю.В. Ходаков, и, кроме того, организовывались встречи с лауреатами сталинских премий. Занятия проводились преимущественно по лекционно-семинарской системе, в рамках которой руководитель старалась делать упор на активизацию преподавательской роли своих учеников, развитие их самостоятельности и инициативы [Сушко П.В., 1952: 79].

В обобщении опыта работы учителем были представлены два важных принципа: тесной связи учебно-воспитательной классной и внеклассной работы и их обратимости, то есть подготовкой детей в рамках внеклассной работы, переносимой и на обычные уроки и наоборот, что максимально полно позволяло раскрыть творческие способности детей, и гармонизировало учебный процесс.

В ряде других обществ в соответствии с требованиями того времени, был сделан акцент на политехническую подготовку учащихся. И.Н. Борисов выдвигает два новых принципа: расширения политехнического кругозора и политехнической подготовки учащихся. Реализовывались эти принципы в кружке школьных лаборантов, в которых ученики готовились к получению профессии лаборанта химического анализа и овладевали жизненно-практическими навыками и умениями с помощью нового – экспертного подхода, с помощью которого оценивалось состояние тех или иных объектов.

Тогда же стали появляться кружки интегративного характера, такие, как «Физико-химический кружок» В.И. Левашова, призванный объединять школьников, увлекающихся как физикой, так и химией. Эта работа явилась предтечей будущего методического пласта в химии и педагогике – интегративного подхода в обучении.

В обществах повсеместно вводились новые секции: коллекционирования полезных ископаемых и их химической переработки, геохимическая, электрохимическая, фотохимическая, стеклодувная, атеистическая. Появлялись новые формы организации массовых занятий, такие как тематический химический сбор, пионерский химический штаб.

Среди новых форм организации внеклассной работы по химии особую роль занимали внедряемые с конца 50-х годов факультативные курсы по химии, имеющие ряд отличий от обычной кружковой деятельности [Грабецкий А.А., Котлярова О.С., 1963: 56]. Их отличала, во-первых, замена добровольного и естественного участия в работе на строгую посещаемость занятий, так как многие факультативы функционировали в сотрудничестве с лабораториями производственных предприятий. В конце  курса в присутствии экспертной комиссии проводился экзамен на получение профессии лаборанта химического анализа и в случае успешной сдачи выдавались соответствующие квалификационные удостоверения [Левашов В.И., 1958: 66]. Во-вторых, для соискателей устраивался предварительный отбор, для прохождения которого необходима была хорошая успеваемость по химии и положительный отзыв учителя. В-третьих, для организации факультативных занятий повышались требования к лабораторному оборудованию, поскольку для производственного более сложного анализа необходима точность и достоверность полученных  результатов. В-четвертых, комиссия заводов устраивала аттестационный экзамен для присуждения профессиональной квалификации. Такие курсы диктовались необходимостью обеспечения населения рабочими местами сразу после окончания школы, поскольку требовалось как можно быстрее восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство.

Это направление получило свое развитие в начале 1960-х, в годы «оттепели», когда появилась идея вовлечения юных химиков в учебно-исследовательскую деятельность при участии и непосредственном руководстве высококвалифицированных специалистов науки, техники, производства, искусства, спорта. Занятия на факультативах давали возможность получения химических специальностей – отличительная черта советского производственного обучения [Левашов В.И., 1954: 60]. Таким образом, школьная общественная деятельность вышла на новую эволюционную линию – тесного сближения с настоящей университетской наукой.

В эти годы значительно активизировались разнообразные кружки, школьные клубы по интересам и было реализовано множество научно-исследовательских задач. Например, в школе № 92 г. Челябинска учитель химии Ю. Г. Цитцер организовал экспедицию юных исследователей, которые собирали пробы воды р.Миасс и составили карту загрязненности реки по всему ее течению. Учитель школы № 30 Ю. В. Александров организовал экспедицию школьников вдоль газопровода Бухара-Урал, и школьники собрали большой этнографический материал. Л. М. Кустов, директор станции юных техников г. Коркино (Челябинская область), по заданию областного треста геологов вместе с воспитанниками исследовал горные районы Южного Урала и открыл новое месторождение золота. В Новосибирске школьники под руководством директора СЮТ В. В. Вознюка, по заданию специалистов Сибирского отделения АН СССР, провели исследование электропроводности почвы по трассе нового газопровода. Ю.В. Пахомовым были организованы геолого-химические походы в Уссурийск, Хабаровск, Владивосток. Этот период времени характеризуется массовым объединением кружков и клубов по химии в более крупные организации: химические общества, химические штабы, научные общества учащихся (НОУ). Так в 1964 г. в школах Ленинграда действовало 7025 научно-технических кружков с охватом около 102 тысяч учащихся, а в 60 школах города работали филиалы городского НОУ. В 1965 г. школьные кружки в городе Сыктывкаре объединились в Малую академию наук. В 1963 г. в Иркутске по инициативе Дворца пионеров и областного правления общества «Знание» произошло объединение 27 лучших школьных кружков. Развитие научных обществ учащихся поддерживалось высшими учебными заведениями, Академией наук и государством. В ряде городских научных обществ занятия юных исследователей проходили на базе местных вузов и НИИ, в которых преобладала настоящая научно-исследовательская работа, не только подготавливаемая учащимися, но и защищаемая в присутствии ученых-специалистов на отчетных мероприятиях или конференциях. Выступления сопровождались демонстрацией опытов, действующих приборов, моделей, динамических и электрифицированных схем и таблиц. Местные газеты постоянно публиковали материалы о работе юных конструкторов, рационализаторов, исследователей.

Успехи отечественной космонавтики, развитие электронной техники, появление электронно-вычислительных машин ещё больше стимулировали интерес школьников к естествознанию и технике, поэтому наполнение научных обществ отличалось беспримерной массовостью и жесткостью конкурсного отбора [Попова О.В., 1951: 63]. В таких обществах ежегодно занималось от 80 до 200 человек, а за десятилетия через них проходили тысячи выпускников, многие из которых уходили в серьезную науку, в химическое производство. Например, в Челябинске было отмечено, что 88% выпускников общеобразовательных школ связали свой выбор с содержанием занятий, которыми они увлекались прежде. Это обеспечивало приток свежих и лучших сил в отечественную науку, позволяло накапливать педагогический и организационный опыт общественной работы по химии, укрепляло отношения школы и вуза посредством методической коммуникации преподавателей с одной стороны и подготовкой будущих целеустремленных студентов с другой. Период 60-х стал подлинным расцветом внеклассной системы образования и воспитания школьников.

В последующие 70-е и 80-е годы социологические исследования показали, что приоритетным направлением в деятельности внешкольных учреждений была ориентация школьников на массовые рабочие и инженерно-технические профессии. По инерции продолжали создаваться новые химические общества и кружки, ориентированные на конструктивно-производственную сферу, но организация их мало отличалась от обществ- предшественников. Пожалуй, единственной новой чертой стали летние сборы актива научных обществ учащихся, тогда как ранее старались не задействовать школьников во время летних каникул. В этих сборах принимали участие ведущие специалисты местных вузов и НИИ. Они читали лекции, приходили на неформальные встречи и творческие вечера, готовили наиболее одаренных учащихся к республиканским и международным олимпиадам по химии, на которых дети часто занимали призовые места.

В методической литературе тех лет вопросам внеклассной работы по-прежнему уделялось достаточно большое внимание. Обсуждались и проблемные моменты, такие как поиск единства целей и задач содержания деятельности. Дело в том, что многие специалисты считали, что, во-первых, занятия в научном обществе развивают в человеке много полезных качеств и нужных навыков и, прежде всего, умение работать с книгой. Из школьных учебников почти все легко воспринимается, так как они адаптированы специально для учащихся, а технические книги такой адаптации не имеют, и когда человек без подготовки переключается на техническую или другую специальную литературу, он теряется и не знает, как ему «плыть» и где же берега в этом книжном море. Научное ученическое общество, безусловно, поможет ему ориентироваться в этом. Второе и главное – участие в научных обществах развивает способность и умение самостоятельно думать, мыслить не формально. Это умение – основа того, чтобы потом служить развитию большой науки, научиться управляться техническими устройствами. Некоторыми авторами (Просвирова Л.В., Вольери Г.Б. и др.) поднимались такие вопросы, как принцип отбора слушателей школьных химических обществ, место таких обществ в системе школьного образования, связь содержания со школьной программой, индивидуальная работа с учащимися.

И вместе с тем пик развития школьных химических обществ миновал, как и их массовость, и повсеместное распространение. Сравнительный анализ участия школьников во всероссийских мероприятиях по учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что в 1970–80-е годы центрами исследовательской деятельности являлись внешкольные учреждения, и процент тех, кто занимался исследованиями относительно общего числа школьников, был сравнительно мал [http://www.unk.org.ru/], - словно в тон угасания советского государства и существующей политической системы.

Подводя итоги этого этапа, необходимо отметить, что советская система образования сделала необычайно много для развития общественной научной деятельности. В сфере высшего образования были продолжены традиции Русского химического общества в лице преемственной организации – Всесоюзного химического общества, которая продолжила активную работу по развитию химии в нашей стране. Одним из самых значительных событий стало открытие методической секции по подготовке преподавателей, учителей, развитию образовательной системы в 30-е годы и была начата научно-исследовательская работа в области методики преподавания химии, продолжающаяся и в настоящее время. Система школьных химических кружков и обществ также претерпела значительные эволюционные изменения, начиная с 30-х годов 20 века, когда было создано немало таких организаций, и был накоплен определенный управленческий преподавательский опыт. Развлекательно-экспериментальная основа уступала место общественно-полезной и созидательной деятельности 40-х и 50-х, когда совместными усилиями создавалась материально-техническая база школ, слабо развитая со времен империи и разрушенная войной. В те же годы зарождались тенденции исследовательского подхода в решении конкретных проблем с помощью химии во многих  промышленных и сельскохозяйственных направлениях. В 60-х годах общественная деятельность школьников давала выход в профессию, в серьёзную научно-исследовательскую работу на базе сотрудничества с высшими учебными заведениями и играла важную профориентационную роль в подготовке будущих ученых и представителей химических профессий, точно так же, как и в наши дни. Однако советский этап миновал, и внеклассная работа была вынуждена перестраиваться на рельсы нового времени.

Библиографический список:

  1. http://www.unk.org.ru/
  2. Грабецкий А.А., Котлярова О.С. О содержании факультативных курсов химии // Химия в школе. – 1963. – №2. – С. 56.
  3. Левашов В.И. Факультативные практические курсы химиков-лаборантов в средней школе. // Химия в школе. – 1958. – №2. – С.66.
  4. Левашов В.И. Физико-химический кружок. // Химия в школе. – 1954. – №4. – С. 60.
  5. Попова О.В. Наш школьный химический журнал // Химия в школе. – 1951. – №5. – С. 63.
  6. Сушко П.В. Трехлетие школьного химического общества «Юный химик» // Химия в школе. – 1952. – №2. – С. 79.


Все статьи автора «Korchevskiy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: