МИХАЙЛИЧЕНКО Ю.В. О ВЛИЯНИИ МАЙОРАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ БРИТАНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ


МИХАЙЛИЧЕНКО Ю.В. О ВЛИЯНИИ МАЙОРАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ БРИТАНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1077 (дата обращения: 28.05.2017).

Михайличенко Ю.В.,

преподаватель Луганского национального

университета имени Тараса Шевченко

  

          Особую роль в становлении и развитии системы классического британского семейного воспитания и, соответственно, строгого, а часто и  жестокого отношения родителей к детям  играли специфические правила наследования  и прежде всего   система майората (от лат. major – старший), или так называемого права первородства, законодательно закрепленного на протяжении   XI – XIII  веков  Первым (1275 г.),  Вторым (1285 г.)  и Третьим

(1290 г.)  Вестминстерскими статусами. Согласно  этим законодательным актам,   все недвижимое имущество, а в аристократических семьях ˗ и титул, по закону (а не по желанию или завещанием родителей) наследовал единолично лишь старший сын. 

Введение такой нормы права имело чисто прагматическую и рациональную основу –  чиновники   стремились, чтобы большие  имения не дробились  на мелкие, что  усложняло бы  процедуру сбора налогов и ведение соответствующей отчетной документации. Однако со временем такая практика привела не только  к непредвиденным  изменениям в экономическом развитии страны, но и к существенным  преобразованиям в социальной жизни, последствия  которых тяжело переоценить. Если имение и все имущество родителей переходило исключительно  старшему сыну,  его братья, которым приходилось начинать  практически с  нуля, должны были  самостоятельно устраивать свою жизнь – на государственной службе, получая  духовный сан, покупая офицерский патент или, что случалось  нередко, внося пай и  вступая в купеческие корпорации (гильдии). Подобный порядок, разумеется, вносил соответствующую дифференциацию и в семейное  воспитание сыновей.

По  мнению  британского лексикографа, литературного критика и  моралиста Семюела  Джонсона „майорат только одного из сыновей  делал консерватором”. Иначе говоря, лишенные гарантированного дохода, младшие  сыновья были вынуждены   искать себе заработок, и, прежде всего, в торгово-промышленных предприятиях, где от них требовали максимальной отдачи, креативного поиска  путей повышения получаемой   прибыли.

В  исследовании  историка   Доменіка Ливена „Аристократия в Европе: 1815-1914″ (The Aristocracy in Europe: 1815-1914), который разделял формулированную више мысль,  приводятся архивные статистические  данные, которые  показывают этот процесс в динамике. Так, в частности,  среди младших сыновей пэров и баронетов, которые родились между 1750 и 1800 годами, подчеркивает автор исследования, самой большой популярностью пользовалась  военная карьера: 45.5% служили в Армии и Королевском флоте, 25% посвятили себя церкви, 13% отправились в колонии,  7% младших сыновей стали юристами.

Приведенная  ниже таблица  из  названного исследования содержит данные за 1883 год о  карьерах младших сыновей богатейших  пэров и баронетов Великобритании.

 

 

Карьеры младших сыновей богатейших британских пэров и баронетов:

 

 

Всего

      Армия

(British  Army)

   Королевский флот

          (Royal Navy)

Первое поколение

(род. до 1880 г.)

 

26

 

7

 

7

Второе поколение

(род. в  1880 – 1824 гг.)

 

27

 

9

 

5

Третье поколение

(род. в 1825- 1849 гг.)

 

12

 

10

 

2

Четвертое поколение

(род. после 1850 г.)

 

28

 

19

 

4

Всего:

109

45

18

 

[2, с. 199].

Лишенные права  на наследство земли в своей стране, младшие сыновья со временем стремились получить ее в собственность в колониях. Жестокие британские законы об огораживании  и прекращение многих потомственных аренд стали дополнительным стимулом в активном  освоении колоний и формировании Британской империи.

          Научное толкование  такой тенденции  предложил британский  исследователь проблемы,  профессор психологии Гарвардского университета Френк Салауей. По его мнению, в любой британской семье  старшему сыну приходится исполнять обязанности по опеке младших, выступая в роли хранителя родительских ценностей. В результате старшие дети, которые традиционно  отличались консервативностью и  недостаточной гибкостью, стремились соблюдать существующий порядок вещей, противились  изменениям. Младшие же, наоборот, самой своей ролью в семейной иерархии стремились к новаторству,   радикализму, креативу.  Итак, по мнению Ф. Салауея, именно младшим сыновьям принадлежали революционные инициативы на крутых поворотах в общественной жизни и  науке.

Такую же мысль разделяет  профессор  Ірен Джоан Уоткинс Тірск   из Оксфордського университета. В 1969 г. она опубликовала статью „Младшие сыновья  в семнадцатом столетии” , где подчеркнула тесную связь, которая существовала между функционированием института майората и  теми глубокими  социально-политическими изменениями, которые происходили в британском обществе накануне и во время буржуазной революции XVII век. По мнению  И. Д. Тирск,  именно активная жизненная позиция младших сыновей, обусловленная спецификой сурового семейного воспитания,  была одним из самых существенный факторов, которые  дестабилизировали феодально-абсолютистскую систему стюартовской  Британии и обеспечили ее  революционное развитие,  которое со временем  привело к созданию самой большой в мире  колониальной империи [5, с. 182].

Член Международной Ассоциации семейных психотерапевтов и  Европейской Ассоциации психотерапевтов  Анна  Варга также  связывает приоритетность   «родительских» функций старших сыновей  с британскими законами о майорате, по которому все наследство переходило к старшему, а активность, настойчивость  и авантюризм (в лучшем понимании этого слова) –  к младшим сыновьям из-за отсутствия у  них наследства.

 „В тех странах, где закон о майорате был принят позже или не был принят вообще, такой специфики сурового, а иногда и жестокого семейного воспитания  не существует”, констатирует исследовательница  [1, с. 125].  

Как отмечал в книге „Идеи и идеалы Британской империи”   историк   Ернст Баркер, английские добровольные общества, созданные инициативными, смелыми людьми, которые не боялись трудностей, прежде всего, именно младшими сыновьями,  основывали поселение в ранних колониях и таким способом начали создавать то, что со временем достало  название Британская  империя. Именно частная  инициатива  и предприимчивость младших сыновей, лишенных наследства, с раннего детства привыкших  к суровым испытаниям, были в числе главных факторов  того, что Британская империя стала самой большой  из когда-либо  существующих государств за всю историю человечества, с колониями на всех континентах, занимая  четверть мировой суши,  включая у себя четверть населения планеты [3, с. 18].

В Великобритании принято  считать, что  империя была создана именно   младшими сыновьями, у  которых были только их  знания, энергия и умение мужественно  противостоять всем жизненным неурядицам  и испытаниям, не надеясь на чью-то помощь.

Именно поэтому  в книге о Суданской кампании „Война на реке” (The River War) Уинстон  Черчилль образно  подчеркивал: „Одиноко вырастающие деревья, если им все-таки удается вырастания, становятся сильными и крепкими”[4, с. 78]. Такое  высказывание знаменитого политического деятеля минувшего столения  обобщенно отражает  стремление британской семьи  не  огораживать  ребенка от неминуемых проблем, с которыми ему  непременно  придется столкнуться в будущей жизни, а готовить его к ним с раннего детства.

 

Литература

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекцій /  Варга А.Я -  С.Петербург.:  Из-во „Речь”,  2001. -236 с.

2. Ливен Д.  Аристократия в Европе: 1815 – 1914 / Пер. с английского под ред. М.А. Шерешевской Ливен Д. – Спб.: Академический проект, 2000. -  490 с.

3. Berker E. The Ideas and Ideals of British Empire/  Ernst  Berker – Cambridge, 1991.

4.  Chirchill W. The River War/ Chirchill W.S.  - London.: Longmans, Green & Co., 1998. – 135 с.

5.  Thirsk Joan, „Younger Sons in the Seventeenth Century”/ Joan  Thirsk  -History, s.2, 54, 182 (October 1969).



Все статьи автора «juliaa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: