И.И. Круглик, магистрант кафедры Т и М ФК,
Ю.Ф. Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Т и М ФК,
Заслуженный работник высшей школы РФ
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Нарушения осанки встречаются у детей в ясельном возрасте у 2,1 %; в 4 года – у 15–17 % детей; в 7 лет у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти [1]. Отмечено, что наибольшее число нарушения осанки зафиксировано у детей среднего школьного возраста, что и обусловливает актуальность настоящего исследования. Ряд авторов отмечают, что у лиц с нарушениями осанки снижены показатели функционального состояния организма и физической подготовленности [2, 3, 4, 7, 8].
С учетом вышеизложенного была поставлена цель исследования – изучить динамику функционального состояния кардиореспираторной системы и физической подготовленности после применения программы лечебной физической культуры у детей 11–12 лет с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости в условиях оздоровительного лагеря.
Исследование проводилось в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок». Было обследовано 114 подростков в возрасте 11–12 лет. Нами был отобран контингент лиц 11–12 лет с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости.
Для решения поставленной цели применялись следующие методы:
– исследование функционального состояния кардиореспираторной системы, ЖЕЛ (жизненной емкости легких), пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе), Генчи (задержка дыхания на выдохе), измерение ЧП (частоты пульса);
– оценка физической подготовленности проводилась при помощи тестов, позволяющих определить уровень развития силовой выносливости: (удержание позы «лодочка»; «уголок» на перекладине);
Изучение функционального состояния кардиореспираторной системы показало, что у девочек контрольной группы (КГ) ЖЕЛ уменьшилась на 2 %, у девочек экспериментальной группы (ЭГ) – увеличилась на 3 %. У мальчиков КГ ЖЕЛ уменьшилась на 1 % и у представителей ЭГ увеличилась на 3 %.
По результатам исследования силовой выносливости можно отметить:
– силовая выносливость мышц брюшного пресса в ЭГ увеличилась на 70,7 % у девочек и на 3 % у мальчиков. У девочек КГ отмечалось увеличение силовых возможностей мышц брюшного пресса на 25 %, у мальчиков данной группы изменений не произошло.
– силовая выносливость мышц спины за трехнедельный период применения восстановительной программы увеличилась у девочек ЭГ на 33 % и на 25 % у мальчиков, данные показатели КГ не претерпели изменений.
Таким образом, по результатам исследования влияния восстановительной программы ЛФК на функциональное состояние кардиореспираторной системы и физической подготовленности у детей 11-13-летнего возраста можно констатировать:
– наметилась тенденция увеличения показателей ЖЕЛ, результатов по пробам Штанге и Генчи у лиц ЭГ, что может свидетельствовать о хорошем оздоровительном влиянии восстановительной программы ЛФК (восстановительная программа ЛФК базировалась на общефизической подготовке и проводилась в единстве с нею. Общефизическая подготовка включала упражнения направленного развития аэробной выносливости, силовых способностей, гибкости и т. д.) [5, 6];
– результаты частоты пульса до исследования соответствовали норме. У лиц как КГ, так и ЭГ, они имели тенденцию к снижению. Можно предположить, что дети за период проведенного исследования полностью адаптировались к условиям оздоровительного лагеря и к выполняемым дозированным физическим нагрузкам [4];
– результаты эмпирического исследования показали значительные приросты силовой выносливости у девочек и мальчиков ЭГ.
Список литературы
1. Попова, С.Н. Лечебная физическая культура / С.Н. Попова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
2. Волгина, Л.Н. Функциональное состояние легочного дыхательного аппарата у детей с нарушениями осанки / Л.Н. Волгина // Медицинские проблемы физической культуры: Республиканский межведомственный сборник. – Киев, 1990. – Вып. 11. – С. 45-48.
3. Дулькина, Г.И. Физические упражнения при заболеваниях позвоночника и нарушениях осанки: учеб.-метод. пособие / Г.И. Дулькина [и др.]; под ред. Е.К. Кулинковича. – Минск: БГЭУ, 2008. – 125 с.
4. Круглик, И.И. Особенности физической подготовленности и функционального состояния кардиореспираторной системы детей среднего школьного возраста с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости / И.И. Круглик, Л.В. Пальвинская // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, Минск, 21 апр. 2011 г; Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2007. – С. 315-316.
5. Круглик, И.И. Гибкость и статическая выносливость как компоненты правильной осанки / И.И. Круглик, Л.И. Широканова // Материалы Респ. науч. конф. студентов и аспирантов высших учебных заведений Республики Беларусь «НИРС-2011»: сб. тез. докл., Минск, 18 октября 2011 г. – С. 408.
6. Круглик, И.И. Эффективность программы лечебной физической культуры для детей с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости в условиях оздоровительного лагеря / И.И. Круглик, Л.В. Пальвинская, Л.И. Широканова // Мир спорта. – № 4 (45). – Минск, 2011. – С. 52-57.
7. Круглик, И.П. Физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни студентов / И.П. Круглик, А.А. Скикевич, В.С. Щур // Физическая культура, спорт, туризм – в новых условиях развития стран СНГ: Междунар. Науч. конгресс: Материалы в 2 ч. Ч.II Под ред. Б.Н. Рогатина и др. – Мн.: «Тесей», 1999. – С. 191-194.
8. Солодышев, М.М. Двигательная активность как фактор укрепления и сохранения физического и психического здоровья студентов / М.М. Солодышев, И.П. Круглик, Ю.Н. Князев // учебно-методическое пособие Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. – Горки: БГСХА, 2006. – 38 с.