ДРУЗЬЯНОВ И.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: , , , , ,


ДРУЗЬЯНОВ И.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1125 (дата обращения: 29.09.2017).

Друзьянов Иван Иванович
старший преподаватель ИФКиС,
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова,
г. Якутск

 

Аннотация: В статье рассматриваются  педагогические условия формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки. Даются краткие  характеристики педагогических условий.

 

Анализ научных литератур и практический опыт спортивных образовательных учреждений позволили вычленить педагогические условия формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки. В связи с этим важной задачей является выявление педагогических условий, которые бы учитывали потребности будущего педагога, а также профессионально-личностную культуру студентов в качестве приоритетов этой деятельности. Такая разработка актуальна, прежде всего, с точки зрения формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки, где важно видеть цели воспитания человека, способного преобразовывать и  нацеливать себя к жизни, а с другой стороны оно ориентирована на социальный заказ и реализует требования общества воспитывать личность с потребностью к  физической культуре, спорту как гаранту здорового образа жизни.

На основании анализа научных подходов [1, 2, 3, 7] к профессиональной подготовке будущих педагогов мы выявили следующие педагогические условия, обеспечивающие формирование профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки:

  1. программно-информационное обеспечение процесса физической подготовки студентов в вузе.
  2. модернизация содержания физической подготовки путем внедрения практикориентированных технологий по организации спортивно-педагогической деятельности в условиях ювенально-образовательной среде;
  3. гуманизация  отношений в системе преподавания специальных дисциплин по физической подготовке с интеграцией ювенально ориентированных национальных спортивных игр;
  4. моделирование компонентов содержания физической подготовки путем создания ювенально-образовательной среды;
  5.  управление ювенально-образовательной средой.

Первое условиепрограммно-информационное обеспечение процесса физической подготовки студентов в вузе. Данное условие обеспечивает функционирование мотивационно-ценноcтного компонента. Такое обеспечение в соответствии с объектом и предметом исследования носит целенаправленный характер и ориентировано на формирование профессионально-личностной культуры.

Такой вариант носит более расширенный характер формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки позволяет: учитывать уровень развития мотивов и потребностей студентов в процессе физической подготовки;  конкретизировать процессы обеспечения студентов знаниями и умениями по формированию профессионально-личностной культуры; сделать процесс физической подготовки целенаправленным и практикориентированным;  адаптировать имеющиеся программы по физической подготовке студентов к потребностям общества.

Второе условие – модернизация содержания физической подготовки путем внедрения практикориентированных технологий по организации спортивно-педагогической деятельности в условиях ювенально-образовательной среде, которые имеют следующие ключевые функции:  адаптивная функция формирует   у    студентов практической ориентированности    в процессе физической подготовки, она обеспечивает адаптацию будущих специалистов физической культуры и спорта к социально-значимой ювенально-педагогической деятельности;  информативно-коммуникативная, обеспечивает знание о ювенологии,  ведение здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к своему «Я»; диагностическая, помогает будущему специалисту физической культуры и спорта использовать  мониторинговую систему отношения молодежи к спорту, обеспечивает анализ о состоянии физического здоровья молодежи  в процессе физической подготовки в условиях ювенально-образовательной среды; интегративная, раскрывает сущность межпредметных связей и объединяет знание гуманных народных традиций самосохранения, интерпретирует различные научные концепции  и  системы  воспитания  в области ювенологии.

Третье условие –  гуманизация  отношений в системе преподавания специальных дисциплин по физической подготовке с интеграцией ювенально ориентированных национальных спортивных игр основывается в соответствии потребности общества и социальных институтов.

Гуманизация  отношений в системе преподавания специальных дисциплин включают: формирование мотивационно-ценностного отношения к профессионально-личностной культуре; организацию взаимодействия педагога, молодежи в ювенально-образовательной среде. Гуманизация процесса физической подготовки направлено на укрепление физического и духовного здоровья учащихся;  созданию оптимальных моделей планирования ювенального образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов спорта, в том числе, активных его форм; формирование в сознании учащихся ценностей ЗОЖ и спорта.

Гуманизация процесса физической подготовки формирует важные профессионалдьные качества у студентов.

Четвертое условие  – моделирование компонентов содержания физической подготовки путем создания ювенально-образовательной среды. Данное педагогическое условие имеет следующие особенности: грамотная организация интеграции учебно-воспитательного процесса; использование практикориентированных технологий, которые помогут будущему специалисту физической культуры и спорта внедрить в практику ювенологические знания и умения; создание условий для формирования сознательного отношения к ценностям жизни; ведения ювенальной просветительской работы с преподавателями и студентами в целях сохранения и улучшения физического здоровья учащихся.

Пятое условие –  управление ювенально-образовательной средой.

В спортивно-педагогической компетентности будущего специалиста физической культуры  и спорта мы относим способность  успешно осуществлять  все уровни управления в системе «субъект-субъектное отношение»: на стратегическом уровне –  управление ювенально-образовательной средой в процессе физической подготовки учащихся поддерживающих развития ювенальной грамотности и потребности к спорту;  на тактическом уровне – через технологические и информационные карты занятий,  содержащие сформулированные цели для студентов по формированию профессионально-личностной культуры студентов; на ситуативном уровне – осуществляя при необходимости целенаправленную физическую поддержку учащимся, умеет спроектировать, реализовать развития потребности каждого ученика средствами национальных видов спорта.

Таким образом, разработанные нами комплекс педагогических условий обеспечит эффективное функционирование на основе интеграции системного, личностно-деятельностного, ювенального подходов формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки.

 

Литература

  1. Драндров, Г.Л. Формирование готовности учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г.Л. Драндров; Акад. пед. и соц. наук. — Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2001. — 356 с.
  2. Дружилов, С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека / С.А. Дружилов // Ползуновский вестник. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. технич. ун-та им. И.И.Ползунова, 2004 (а), – №3. – С.200.
  3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособ./Е.П.Ильин – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 486с.
  4. Ильинский, И. М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная политика как императив XXI века / И. М. Ильинский.— М., 2002.
  5. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с.
  6. Ювенальный потенциал как основа человеческого потенциала: сущность, структура и показатели // Ювенология в XXI веке. Комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении/ Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с. С.93-98.
  7. Ясвин, В.А. Образовательная среда – от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М. : ЦКФЛ РАО, 2008. – 248 с.


Все статьи автора «evdokiya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: