МИРОШКИНА О.С. «МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОГО КИНО»: ПРОГРАММА ПО КИНООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


МИРОШКИНА О.С. «МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОГО КИНО»: ПРОГРАММА ПО КИНООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Рубрика: Общая рубрика, Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1159 (дата обращения: 28.05.2017).

Название программы:  

«Маленькие Герои Большого кино».

Адресная (целевая группа)  группа; условия  освоения; замысел и структура курса:

Адресная группа образовательной программы – воспитанники детских домов младшего школьного возраста (7-10 лет).

Для успешного освоение курса необходим навык восприятия видеоматериала.

Ориентационно-прикладная программа направлена на создание условий для знакомства учащихся с искусством кино.

В рамках курса занятий вводятся ключевые понятия, а на примере лучших фильмов российских и зарубежных авторов дети открывают для себя новый мир – мир кинематографа и добрых героев, у которых можно научиться преодолевать трудности и радоваться жизни.

Курс состоит из 6 занятий и включает в себя просмотры и обсуждение художественных кинофильмов, дискуссии на тему проблемных вопросов, а также интерактивную лекцию об основных этапах создания кинофильма.

Целевое назначение программы:

В процессе освоения образовательной программы дети познакомятся с юными героями, которые учатся преодолевать трудные жизненные ситуации. На примере положительного опыта героев кинофильмов дети получат представление о таких качествах, как храбрость, жизнерадостность, целеустремленность и сила характера.

Ведущие идеи:

«Вер­ным другом может быть кинематограф — другом каждого в отдельности и всех вместе».(Баранов О.А.Экран становится другом)  

«Кино может все, а с его помощью и зрители оказываются всемогущими».  (Баранов О.А. Экран становится другом)  

«Образование нужно для того, чтобы превращать зеркала в окна».

 

Ключевые понятия программы:

Киноискусство. Возможности кинематографа. Кинематографические профессии. Монтаж. Жизнерадостность. Добрые дела. Храбрость. Целеустремленность. Сила характера.

 

Проблемные вопросы теоретического характера:

Что может кино?

Где можно найти радость?

Из чего стоится фильм?

Какие дела вы считаете добрыми?

Как стать смелым и сильным?

 Содержательная характеристика программы (тематический план):

 

1. Удивительные возможности кино (2 часа)

Первое занятие является вводным. Ученики совместно с педагогом постараются ответить на вопрос «Что может кино?».  Юные слушатели узнают о том, что кино может рисовать, играть, рассказывать, «подсматривать»… Кино может показать то, чего никогда не было, и места, где никто не был. А еще кино может быть другом. «Кино может все, а с его помощью и зрители оказываются всемогущими». (Баранов. Экран становится другом).  Также детей ожидает совместный просмотр и обсуждение кинофильма «Маленькая принцесса» (реж. Альфонсо Куарон) – истории о десятилетней девочке Саре, которая, несмотря на все жизненные трудности, продолжает верить в чудеса.

 

2. «Игра, которой меня научила Полианна»  (2 часа)

На занятии ученики познакомятся с чудесной девочкой Поллианной. Ей одиннадцать лет и она обладает удивительной способностью – она умеет «играть в радость», видеть лучшие стороны в любых жизненных трудностях. Ее жизнерадостность и оптимизм, отзывчивость и желание научить каждого этой замечательной игре – игре в радость, преображают жизнь всего города, в котором по воле судьбы ей пришлось оказаться.

 

3.  «Как создается кино»  (1 час)

На этом занятии ученики узнают об основных этапах работы над фильмом и существующих кинематографических профессиях. Слушатели узнают о том, что такое монтаж и спецэффекты, как монтировались фильмы в советское время и как это делается сейчас.

 

4.«Волшебные дела»  (2 часа)

       На этом занятии ученики познакомятся с историей принцессы Синерозы. Принцесса была робкой и нерешительной, но однажды она смогла побороть свой страх и спасла тем самым целый мир. Целеустремленность главной героини может стать отличным примером для тех, кто боится сделать первый шаг навстречу своей мечте.

 

5. «Как стать чемпионом» (2 часа)

       На этом занятии ученики совместно с педагогом постараются ответить на вопрос о том, как стать смелым и сильным. Ребята познакомятся с историей Жени Ручкина – героя фильма «Пропало лето» (реж. Ролана Быкова) и узнают о том, как ониз несамостоятельного подростка, который боится трудностей, пройдя через все приключения, становится смелым и решительным. И главная его победа – даже не первое место в велосипедных гонках (а велосипеда он боялся, как самого страшного сна), а победа над своими страхами и понимание того, что все трудности делают нас только сильнее.

Формы организации учебного процесса:

  - кинопросмотры;

  - беседы;

 - интерактивная лекция;

  - групповые дискуссии;

 - индивидуальная работа с заданиями.

Ресурсное обеспечение программы:

Временной ресурс – 9 часов

Кинозал

Оборудование (кинопроектор)

DVD-диски (кинофильмы)

Доска

Индивидуальные ресурсы: ручка, тетрадь для записей, альбом для рисования,  краски, карандаши, фломастеры.

Формы промежуточного и итогового контроля:

 -  Поведение детей во время кинопросмотра:

§  степень вовлеченности:

-   высокая (внимательно смотрит);

- средняя (периодически отвлекается и обсуждает с соседями  посторонние вопросы);

-   низкая (отвлекается и занимается другими делами);

-   отсутствие вовлеченности (бродит по кинозалу, уходит).

§  реакция на ключевые, эмоционально насыщенные моменты кинофильма:

-  ярко выраженная  (смех, восклицания, комментарии);

  -  выраженная (улыбки, мимика лица) ;

 -  отсутствие реакции.

  -  Коллективные обсуждения просмотренных фильмов:

§  Уровень оценки (анализа) кинофильмов:

- высокий (оценка социальной значимости произведения, интерпретация позиции героев);

- средний (умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям героев);

- низкий (путанность суждений, отсутствие интерпретации позиции героев).

§  Эмоциональная активность суждений:

- высокая (образность и яркость речи);

- средняя (формальность суждения);

- низкая (суждение с помощью преподавателя).

 -  Детские творческие работы (Рисунок – изображение героя, который  наиболее   понравился; собственная сказочная история):

§  Соответствие работы тематике задания:

- полностью соответствует (угадывается образ героев, их характер);

- соответствует частично;

- не соответствует.

§  Степень аргументированности выбора героев:

- высокая (обоснована собственная позиция);

- средняя (формальность суждения);

- низкая (суждение с помощью преподавателя).

«Тематический портфолио» по теме курса «Маленькие Герои Большого кино»

 

Тип интеллекта ученика-адресата

Характер текста

Вербально-лингвистический  интеллект

«Маленькая принцесса» (Фрэнсис Бёрнетт, повесть)

«Поллианна» (Элеанор Портер, роман)

Логико-математический интеллект

Схема павильонов киностудии «Всемирные русские студии. Москва» (видеоролик, 2,45 мин.)

Схема «Основные этапы создания кинофильма»

Визуально-пространственный интеллект

Визуальный ряд к кинофильмам:

«Маленькая принцесса» (реж. Альфонсо Куарон, США, 1995 г., 97 мин.)

«Поллианна» (реж. Сара Хардинг, Великобритания, 2003 г., 99 мин.)

«Волшебное серебро» (реж. Роар Утхауг, Норвегия, 2009 г., 83 мин.)

«Пропало лето» (реж. Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, 1963 г., 75 мин.)

Видеоролики:

«Всемирные русские студии. Москва» (схема павильонов) 2,45 мин.

«Как снимают современное кино» (агентство FP7 Bahrain для компании Batelco) 6, 10 мин.

Аудио-музыкальный интеллект

Звуковой ряд к кинофильмам:

«Маленькая принцесса» (реж. Альфонсо Куарон, США, 1995 г., 97 мин.)

«Поллианна» (реж. Сара Хардинг, Великобритания, 2003 г., 99 мин.)

«Волшебное серебро» (реж. Роар Утхауг, Норвегия, 2009 г., 83 мин.)

«Пропало лето» (реж. Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, 1963 г., 75 мин.)

Телесно-кинестетический интеллект

Видеокассета, катушка с пленкой, DVD-диск

Исследовательский

 

Кинофильм  «Пропало лето» (реж. Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, 1963 г., 75 мин.)

Вопрос: «Каким образом Женя Ручкин стал смелым и победил в велосипедных гонках?»

Внутриличностный  интеллект

Ответ на вопрос:«Какой герой кинофильма вам наиболее понравился и почему?»

Рисунок – изображение героя кинофильма.

Межличностный интеллект

Дискуссии («Что может кино?», «Как стать смелым и сильным?»)

Экзистенциальный

Ответ на вопрос: «Какие дела вы считаете добрыми?»

Собственная сказочная история,

. в которой побеждало бы добро и храбрость.

         Маршрутная карта по курсу «Маленькие герои Большого кино»

 

Тема

Основные понятия

Ресурсы

Формы организации учебного процесса

Проблемные вопросы

1.

Удивительные возможности кино

Киноискусство. Возможности кинематографа.

Кинофильм:

«Маленькая принцесса» (реж. Альфонсо Куарон, США, 1995 г., 97 мин.)

Литература:

«Маленькая принцесса» (Фрэнсис Бёрнетт, повесть) 

Групповая дискуссия

Кинопросмотр

Групповая дискуссия (совместное обсуждение кинофильма)

Что может кино?

2.

Игра, которой меня научила Полианна

Жизнерадостность.

Кинофильм:

«Поллианна» (реж. Сара Хардинг, Великобритания, 2003 г., 99 мин.)

Литература:

«Поллианна» (Элеанор Портер, роман)

 

Беседа

Кинопросмотр

Групповая дискуссия (совместное обсуждение кинофильма)

Где можно найти радость?

3.

Как создается кино

Кинематографические профессии. Основные этапы создания кино. Монтаж.

Видео: «Всемирные русские студии. Москва» (схема павильонов) 2,45 мин.

«Как снимают современное кино» (агентство FP7 Bahrain для компании Batelco) 6,10 мин.

Схема «Основные этапы создания кинофильма»

Интерактивная лекция

Из чего строится фильм?

4.

Волшебные дела

Добрые дела. Храбрость.

«Волшебное серебро» (реж. Роар Утхауг, Норвегия, 2009 г., 83 мин.)

 

Беседа

Кинопросмотр

Групповая дискуссия (совместное обсуждение кинофильма)

Какие дела вы считаете добрыми?

5.

Как стать чемпионом?

Смелость. Сила характера.

Пропало лето» (реж. Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, 1963 г., 75 мин.)

 

Групповая дискуссия

Кинопросмотр

Групповая дискуссия (совместное обсуждение кинофильма)

Как стать смелым и сильным?

 

 Перечень основных и дополнительных источников:

 

Кинофильмы:

«Маленькая принцесса» (реж. Альфонсо Куарон, США, 1995 г., 97 мин.)

«Поллианна» (реж. Сара Хардинг, Великобритания, 2003 г., 99 мин.)

«Волшебное серебро» (реж. Роар Утхауг, Норвегия, 2009 г., 83 мин.)

«Пропало лето» (реж. Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, 1963 г., 75 мин.)

 

Видеоролики:

 «Как снимают современное кино» (агентство FP7 Bahrain для компании  Batelco) 6, 10 мин

 «Всемирные русские студии. Москва» (схема павильонов) 2,45 мин.

 

Литература:

Бернетт Ф. Маленькая принцесса / Пер. с англ. А. Рождественская. – М.: АСТ, 2010. –  224 с.

Портер Э. Поллианна: Повесть / Элионор Портер; Пер. с англ. А. Иванова, А. Устиновой. – М. : Астрель, АСТ, 2001. – 269.

Специальная литература:

Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. – М.: ВИПК, 1992. –  74 с.

Баранов О.А. Экран становится другом: Из опыта работы учителя. –  М.: Просвещение, 1979. – 96 с.

Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учебное пособие / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005 – 188 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. –  176 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика . – Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 c.



Все статьи автора «Мирошкина Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: