МИРОШКИНА О.С. ДЕТСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: ОБУЧЕНИЕ В УВЛЕЧЕННОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ДЕТСКОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ)

Ключевые слова: , ,


МИРОШКИНА О.С. ДЕТСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: ОБУЧЕНИЕ В УВЛЕЧЕННОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ДЕТСКОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ)


Рубрика: Общая рубрика, Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1160 (дата обращения: 27.05.2017).

В данной статье мы рассмотрим специфику организации кинопраздника как образовательного события, а на примере Санкт-Петербургского детского благотворительного фестиваля постараемся определить наиболее эффективные формы социально-культурной деятельности с позиции «увлеченности» и высокой степени активности обучающейся стороны.

 

Слово «фестиваль» заимствовано из французского языка (festival) и означает празднество. Сегодня фестиваль – это периодический праздничный смотр достижений в области музыки, театра, кино и других видов искусства.

Однако кинофестиваль – это не только праздник кино, когда в кинозалах собираются тысячи зрителей, чтобы посмотреть и обсудить новые фильмы, это еще и сложная, многофункциональная система, которая выполняет искусствоведческие, художественные, социально-культурные и организационно-посреднические функции  (1).

Кинофестиваль – это «своеобразная социально-педагогическая технология»,  при которой в ходе всевозможных форм общения каждый из присутствующих участников и приглашенных имеет реальную возможность решить как личностные, так и общественно-профессиональные вопросы (1).

Среди форм организации социально-культурной деятельности в рамках кинофестиваля, помимо основной формы – кинопоказа, а также форм общения, таких как «круглые столы», беседы, диспуты, пресс-конференции,  можно отметить и другие возможные варианты организации досуга. К ним относятся экскурсии,  мастер-классы, творческие встречи, дискуссии, театрализованные концерты – торжественные церемонии открытия и закрытия кинофестиваля, творческие конкурсы, выставки, циклы творческих занятий.  Конечно, организация кинофестиваля, в которой присутствовали бы все эти формы в совокупности, возможна лишь при привлечении большого количества финансовых, материальных и кадровых ресурсов, что доступно лишь для фестиваля, имеющего поддержку государственных и общественных организаций и большого числа спонсоров.

Примером проекта такого рода является детский благотворительный кинофестиваль, который уже два года подряд проходит в Санкт-Петербурге при поддержке комитета по культуре, комитета по образованию и уполномоченного по правам ребенка. Учредителями кинофестиваля выступают Союз кинематографистов Санкт-Петербурга и благотворительный фонд помощи детям «Детский КиноМай» (г. Москва).

Цели и задачи кинофестиваля –  содействие в формировании духовного и культурного развития детей-сирот и детей, попавших в трудные жизненные ситуации, содействие в формировании у подрастающего поколения творческого мировоззрения. Основное направление в деятельности кинофестиваля – осуществление благотворительных кинопоказов для юных зрителей, ретроспективы фильмов классиков детского кино, а также показы лучших фильмов последних лет.

Как уже ранее отмечалось, в рамках кинофестиваля задействовано множество форм организации социально-культурной деятельности: кинопоказы, конкурсы, мастер-классы, творческие встречи, выставки, круглые столы, театрализованные концерты, экскурсии, викторины.

Остановимся на основных формах организации социально-культурной деятельности в рамках Санкт-Петербургского детского благотворительного кинофестиваля и подробно рассмотрим их с точки зрения вовлеченности аудитории в образовательный процесс. Отметим, что чем активнее обучающаяся сторона, тем выше эффективность образовательного процесса.

Кинопоказ в рамках кинофестиваля в первую очередь предполагает собой групповой просмотр. В связи с тем, что особенность детского восприятия отличается непосредственностью, степенью и качеством интенсивности, а сопереживание предельно: ребенок отожествляет себя в своем сознании с полюбившимся ему героем, то, безусловно, юный зритель активно вовлечен в процесс просмотра.  Конечно, степень вовлеченности может зависеть от разных факторов. Например, плохое самочувствие, несоответствующий эмоциональный настрой, апатия, непрерывное общение с соседями по креслу может снизить эффективность образовательного процесса.  Некоторые из перечисленных помех можно преодолеть эффектным вступительным словом перед просмотром фильма.

Кинофильм, в свою очередь, содержит в себе богатый воспитательный потенциал. Просмотр кинофильмов дает возможность детям познакомиться различными с социальными типажами (типами темперамента, особенностями характера, социальными ролями), мнениями других людей, помогает развить социальные и культурные стандарты, нравственные и моральные нормы (2).

Очень важно, чтобы кинофильм обращался к высшим ценностям,  таким как  добро,  любовь, надежда, переживание прекрасного.  Среди таких фильмов на фестивале были сказки Надежды Кошеверовой «Соловей», «Ослиная шкура», «И вот пришел Бумбо», фильм Наума Бирмана «Учитель пения», «Воскресный папа», фильмы Алексндра Роу «Огонь, вода и медные трубы», «Королевство кривых зеркал», фильм Александра Митты «Звонят, откройте дверь», «Снежная королева» Геннадия Казанского и другие.

В этих работах затрагиваются такие вопросы, как поиск счастья, в них – добро, любовь, правда, крепкая дружба, неприемлемость зависти, преодоление жизненных трудностей, надежда на лучшее. Детство в этих фильмах насыщенно прекрасными, яркими событиями, активной деятельностью, большим интересом к жизни.

Мастер-класс также предполагает собой высокую степень вовлеченности, самостоятельность, свободу движений, возможность ощущать последствия своих действий.

В рамках благотворительного кинофестиваля было организованно несколько мастер-классов: по анимации и фотографии (для победителей творческих конкурсов) и по актерскому мастерству (для всех желающих).

Группы были небольшие, в среднем по 6-8 человек, так что каждому участнику уделялось внимание, к каждому был индивидуальный подход, и каждый ребенок был задействован в творческом процессе.

Мастер-классы в первую очередь интересны тем детям, у кого есть желание научиться чему-то новому, совершенствовать свое мастерство в какой-либо сфере. Степень вовлеченности в процессе деятельности будет напрямую зависеть от желания и интересов самого ребенка.

Экскурсия – это форма социально-культурной деятельности преимущественно информационного характера, не предполагающая большой свободы действий. Однако степень вовлеченности во многом зависит от мастерства экскурсовода, ведь процесс коммуникации можно организовать так, чтобы ребенок активно участвовал в деятельности, следил за ходом событий.  Диалоговая форма, постановка творческих заданий, совместное их решение будут большим плюсом.

Например, во время экскурсии по киностудии «Всемирные русские студии» в рамках кинофестиваля детям не только показали павильоны, где идут съемки, продемонстрировали аппаратуру, объяснили, как делается монтаж и как можно использовать компьютерную графику, но и дали возможно ребятам покататься на «камере на рельсах».  А одному мальчику – тринадцатилетнему Алексею, который не проявлял большого интереса к экскурсии, в отделе кастинга предложили пройти пробы для нового полнометражного фильма, причем на главную роль. Конечно, не каждый день дается шанс из зрителя превратиться в актера, поэтому у Алексея пусть и к завершению мероприятия, но все же появился интерес к процессу.

Творческие конкурсы способствуют обучению, совершенствованию мастерства, стремлению к достижениям. В процессе участия в конкурсах дети активно вовлечены в деятельность. Тут им предоставляется самостоятельность, свобода движений, и самое главное – они ощущают последствия своих действий.

В рамках кинофестиваля ежегодно проходят конкурсы на тему любимых героев сказок, мультфильмов, кинофильмов, на лучший рассказ, сценарий и лучшую фотографию. Детские творческие конкурсы на тему «Мой мир», а также на тему «Все профессии важны, все профессии нужны» помогают ребенку не только выразить свои творческие способности, но и лучше понять себя, свои желания и потребности. Задача оргкомитета – изучить эти потребности и принять во внимания для дальнейшей работы.

Творческая встреча подразумевает под собой диалог: общение приглашенного гостя с ведущими и аудиторией. Творческая встреча, где приоритет отдается общению с ведущими, а не юным зрителям, менее эффективна. Дети могут устать и потерять интерес к званому гостю. Большое значение здесь имеет его авторитет, обаяние, умение расположить к себе, занять детей рассказами, разговором и даже игрой.

В рамках кинофестиваля творческие встречи имели в себе элементы мастер-классов. К тому же для детей были организованы викторины, что также способствовало вовлечению детей в образовательный процесс.

Выставка предполагает собой созидательный характер, но от того, как организован процесс и как подобраны экспонаты, во многом зависит интерес, проявленный к ней.

На благотворительном кинофестивале экспонатами удачно организованной выставкой стали работы победителей творческих конкурсов. Интерес к этой выставке был высоким, ведь ее посетителями были дети, которые сами участвовали в создании этих работ, а также их друзья и одноклассники. Кроме того, в фойе Дома кино была открыта выставка  «Время кукол». На ней были представлены работы петербургских художников – необычные куклы, фантастические воплощения образов героев книжек и кинофильмов. Эти куклы заинтересовали не только детей, но и взрослых. Результаты включенного наблюдения показали, что степень вовлеченности детей в эту форму была высока.

В завершении исследования специфики организации Санкт-Петербургского детского благотворительного кинофестиваля, характера его взаимодействия с целевой аудиторией,  следует отметить, что кинопраздник обладает большим образовательным потенциалом. Создание благоприятной культурной среды, комплексный подход к организации специальных мероприятий, высокая степень вовлеченности участников в деятельность может способствовать эффективному образовательному процессу. Однако, в связи со спецификой предмета исследования и недостаточной научной разработанности проблемы, как в области кинофестивального движения, так и в области взаимодействия с детской аудиторией, предложенные критерии эффективности являются предположением, требующим дальнейших исследований. Диагностический этап может включать в себя проведение социально-психологических исследований в среде целевой аудитории, а также разработку и реализацию формирующих экспериментов.

 

Литература

  1. Даровский В. П. Кинофестивали: рождение, становление, соврем. состояние. –  СПб. : СПбГУКИ, 2005.
  2. Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. – 2006. –  №1.  – C. 22-38


Все статьи автора «Мирошкина Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: