КОРЧИНСКАЯ А.А. ПЛОДЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКА…


КОРЧИНСКАЯ А.А. ПЛОДЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКА...


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1198 (дата обращения: 29.09.2017).

Плоды труда школьника или работа не на мусорное ведро

Каждый человек по-своему творец, и он трудится с удовольствием только тогда, когда он может видеть результат своей работы. Школьник тоже человек, но какой результат видит он и можно ли назвать его деятельность плодотворной? А если нельзя, то ради чего он жертвует одиннадцатью годами жизни, нервной системой, зрением, осанкой и желудком, в конце концов? Что делает он, заканчивая школу: выносит мусор?

Представим себе самого заурядного ученика (пол, возраст и внешность в зависимости от ваших предпочтений). Представлять предлагаю с самого начала. Семь утра – подъём. Ученик открывает глаза, благодарит всё живое и то, на чём оно стоит, и, выражая особое удовольствие в сердцах, отправляется в школу. Зачем? Это вопрос, который задаётся миллионами людей ежедневно в утренние часы. Зачем? Надо… Кому? Должно быть ученику? Спросите ученика. Что вы услышите в ответ? «Пообщаться с друзьями!», – скажет вам каждый второй как минимум. Но какой тогда смысл вообще посещать школу, можно пообщаться с друзьями в клубе по интересам, например. Шутки шутками, а здесь перед нами непреодолимой скалой встаёт вопрос о смысле российского образования в муниципальных учреждениях. И как бы мы ни старались пройти мимо этого вопроса, это то, на что тысячи школьников тратят весомую часть своей жизни.

Итак, этот же ученик, но на пороге следующей ступени образования. Что он с собой принёс? Аттестат, а что в нём? Пятёрка по финскому языку. А кто её собственно поставил: Евгения Сергеевна, которая спрашивает по всей строгости, но и обучает с такой же ответственностью, или Юлия Александровна, которая будучи в приятельских отношениях с мамой данного ученика сделала доброе дело, а научить ребёнка языку ей попросту было некогда? Но, аттестат мало кого интересует. Ученик принёс результаты ЕГЭ. Но, когда он сдавал этот самый единый государственный по предмету, предположим, финский язык, он нервничал так, в новой-то обстановке, что забыл напрочь все пятнадцать падежей. А его коллега, в свою очередь, был в настроении прекрасном и получил высокий результат, который и самого его удивил. Ученик, отчаявшись, приложил к заявлению о поступлении свои грамоты, но, в университет он так и не поступил, так как подвел его низкий балл по ЕГЭ.

Конец этой печальной истории наталкивает нас на ещё одну проблему: проблему оценивания в школах, которая всё активнее пробирается в пособия по педагогике и методике. Приведём пример: «Новое понимание результатов образования подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение, а также влечет за собой изменение системы оценивания результатов образования». [6, с. 1]

Таким образом можно сформулировать основную проблему: школа не готовит ребёнка ко взрослой жизни. А ведь и правда, в школах основной упор делается на теорию в ущерб практике, нет нацеленности на результат (ответа на вопрос: «Зачем мне это нужно?»)

А теперь от вопросов предлагаю перейти к решению проблем. Целью современной школы должно быть стремление сделать современную школу ориентированной на дальнейшую деятельность. Для этого должен решаться ряд задач: нужно внедрять в образование различные творческие проекты, делать основной упор на практическое применение продукта, в конце концов должны учитываться потребности творческих личностей, так называемых правополушарных людей. В качестве примера будет взят вышеупомянутый финский язык. Итак, в каком случае обучение этому предмету будет плодотворным? И что, кроме отметки может принести с собой школьник, поступающий даже не в институт, а, к примеру, в десятый класс другой школы?

Какие ответы на эти вопросы дают учёные?  Блинова С.В. в своей работе о возможности использования портфолио как «свидетельства достижений» описывает современную ситуацию следующим образом: «В настоящее время в системе образования происходят глубочайшие изменения. Прежде всего, меняется философия образования, формируется новый подход к обучению, создается новая культура, которая предполагает смещение акцентов на знания и умения, внедрение количественных и качественных оценок деятельности, упор на самооценку достигнутого. Это позволяет судить о прогрессе в обучении по результатам, приложенным усилиям. Материализованным продуктом такой культуры учения выступает папка индивидуальных достижений, или портфолио. Идея портфолио – существенный элемент модернизации образования во всем мире. В последнее время она становится все более популярной в учебных заведениях нашей страны. С одной стороны, портфолио можно рассматривать, как совокупный документ, подтверждающий достижения субъектов образовательного пространства, измененную форму оценивания обучения. С другой стороны, это поэтапный процесс самореализации личности. Таким образом «папка достижений» претендует на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов обучения». [2, с.1]

Есть множество определений портфолио, но чтобы получить общее представление можно привести нижеследующие:

* Портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащихся. [7, с. 23]

** Языковой портфолио – это инновационное учебное средство, реализующее новую образовательную технологию оценки и самооценки учащихся в процессе изучения любого неродного языка. [8, с. 8] Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней «А – С». Для учеников младших классов разрабатываются альтернативные и более понятные дескрипторы, например, в виде красочных табличек. [5, с. 2]

Оценивание при помощи языкового портфолио в отличие от традиционной оценки достижений учащихся по пятибалльной шкале, даёт полную картину успеваемости ученика: можно проследить каждый шаг в изучении иностранного языка: от пройденной темы по грамматике до изученных разделов лексики, а также увидеть различные грамоты, полученные учеником на олимпиадах по иностранному языку.

Сегодня растет понимание и того, что стандартная процедура экзамена, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий. Тестирование не может оценить как «продвинутые навыки» учащихся, так и их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. И, конечно, менее всего тесты ориентированы на выявление индивидуальных возможностей и склонностей учащихся. [3, с. 89]

Некоторые вузы стали внедрять средство оценивания «портфолио», проводя конкурс лучших папок достижений среди учащихся. Грамоты и сертификаты и раньше можно было приложить к документам для поступления, однако, это не было такой систематизированной процедурой, как это может стать с применением портфолио. Языковой портфель является более объективным средством оценивания уровня владения иностранным языком учащегося, чем процедура стандартного экзамена, когда ученик может из-за состояния стресса или волнения показать ложно низкие результаты. Нужно справедливо заметить, что одному ученику может повезти с «удачно вытянутым билетом», хотя остальные он может и не знать, а другой ученик не сможет преодолеть волнения и забыть ответы на простые вопросы.  С такой проблемой сталкивается большое количество учеников, что является следствием того, что многие способные и талантливые ученики не попадают в те вузы, в которых именно их, возможно, ждут.

Как уже было отмечено, стандартная процедура оценивания не отражает ряд значимых сторон изучения иностранного языка. Отметим одну из наиболее важных компетенций, которые остаются практически незамеченными при оценивании по пятибалльной шкале. В качестве цели использования Языкового портфолио, как современной гуманитарной технологии обучения иностранному языку выступает необходимость формирования межкультурной компетенции учащихся. На современном этапе рассмотрения межкультурной компетенции как важной составляющей процесса обучения, возникает необходимость создания новейших средств для её оценивания и развития. Языковой портфолио позволяет оценить уровень владения языком, а так же уровень сформированности межкультурной компетенции учащихся, не опираясь на отметку ученика по иностранному языку. В Языковом портфолио прослеживается опыт общения ученика заграницей, по переписке, а также наличие всевозможной другой языковой практики. В последнее десятилетие коммуника­тивный подход не только развивался и модифицировал­ся, но и подвергался критике за его «стерильность», ото­рванность от реальной действительности, проявлявшиеся в том, что типичные коммуникативные ситуации зачас­тую сводились к моделированию ритуальных актов по­вседневного общения, вокабуляр отбирался на основе частотности употребления, речевые формы и структура изучались на основе письменных (т. е. безукоризненных) диалогов. В ситуации реального общения с носителями иного языка такой подход обна­ружил недостатки компетенции обучающихся и потребо­вал включить в обучение знакомство с культурной состав­ляющей иностранного языка. [4, с. 214] Помочь развитию коммуникативного подхода, выявить его недостатки сможет средство оценивания «Языковой портфолио», который отражает широкий диапазон деятельности в изучении иностранного языка.

Таким образом, в качестве решения проблемы предлагается внедрение в процесс обучения Языкового Портфолио, который в отличие от стандартной отметки по предмету, представляет собой результат деятельности, который можно не только увидеть, но и пощупать. А это уже претендует на то, чтобы быть ответом на поставленный вопрос в самом начале исследования: «… можно ли назвать деятельность ученика плодотворной?» И, конечно, заканчивая школу, ребёнок не выбросит все свои выстраданные сочинения и полученные грамоты, он понесёт их, в аккуратно и логично оформленном виде, в институт (или, при переходе из одной школы в другую, в 10 класс).

Теперь, разобравшись с тем, как примерно можно решить проблему получения школьниками результатов их деятельности, предлагаю перейти непосредственно к разговору о пользе этой самой деятельности. Ведь результат деятельности хорош не только тем, что его можно пощупать, он должен иметь некоторое применение. Итак, сцена вторая: языковой портфолио и финский язык. Поговорим о его специфике и об эффективности использования портфолио при обучении финскому языку.

Финский входит в список наиболее сложных языков и он также сильно отличается от языков, традиционно преподаваемых в школе (русского, английского, французского, немецкого), поэтому и обучение ему должно идти по своему собственному пути. И выбрать этот путь поможет качественная оценка обучения учащихся – Языковой портфолио. Например, сделав основной упор на объяснение сложной грамматики финского языка, может быть уделено недостаточное внимание обучению устной речи и разговорному языку в частности, а ведь получение языковой практики для изучающего редкий язык осложняется тем, что он нечасто встречается нам в повседневной жизни, как, например, английский. Языковой портфолио наглядно расскажет о том, что было упущено при обучении финскому языку и поможет сориентироваться учителю в дальнейшей деятельности по совершенствованию языковых навыков.

Вот так на примере одного из предметов, изучаемых в школе, решается проблема плодотворности трудов школьника. Появляется смысл в написании сочинений, эссе, в создании творческих проектов, в участии в конференциях ит.д. Ученик понимает, что пишет работу не для того, чтобы в ней появились исправления (что, конечно, тоже немаловажно, так как ошибки тоже должны учитываться и исправляться), он трудится ради своего будущего, он понимает, что его творение – это его лицо.

Именно так предлагается сместить акцент с указания на ошибки на безграничный мир положительных сторон в работах школьников, который до сих пор закрыт для большинства учителей. А на что лучше реагирует психика человека? На замечания или на похвальбу? Возможно, некоторые после позора перед всем классом и пойдут показывать миру, что они могут лучше, я думаю, что большинство забудут про этот вид деятельности навсегда. А если ребёнка похвалить за лучшие стороны его работы и потом уже указать на его ошибки? Это же мощнейший стимул получить похвальбу ещё раз, да так, чтоб уже никакие ошибки не омрачили триумфа перед одноклассниками, а в первую очередь перед самим собой.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что приведённый пример – это всего лишь капля в огромном море педагогических возможностей. Если каждый учитель подойдёт творчески к своему предмету, то мотивация учащихся перестанет быть мифом, живущим на страницах пособий по педагогике. Нужно всего лишь показать «Зачем мне это нужно?», продемонстрировать возможность практического применения накопленных знаний, созданных творческих проектов, полученных наград.

Плоды труда школьника – это не работа на мусорное ведро, это наше общее будущее.

Список литературы

  1. 1.    Безукладников К.Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка. Пермь, 2006. (с. 66-70)
  2. 2.    Блинова С.В. Портфолио как свидетельство достижений. // Аккредитация в образовании. – Калуга, 2008. – с. 1
  3. 3.    Грабовенко Н.В. Метод Кейс-технологии (Портфолио) в изучении дисциплины «Информатика». // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. – с. 88 – 89
  4. 4.    Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – Санкт-Петербург, 2005. – с. 210-265
  5. 5.    Иванова Н.В. Языковой портфолио как инструмент самооценки и развития ученика. Красноярск, 2008.
  6. 6.    Ильичёва С.В. Оценка обучающихся методом е-портфолио. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – № 1. – с. 42 – 48
  7. 7.    Кудрявцева Е.Ю. Использование языкового портфеля в изучении немецкого языка как второго иностранного. Псков, 2009. (26 с.)
  8. 8.    Никитенко З.Н. Европейский языковой портфель для начальной школы. М., 2003. (с. 8-14)


Все статьи автора «Анастасия Корчинская»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: