КОНДРАТЬЕВА Л.П. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЮНЫХ ПОЭТОВ

Ключевые слова: , , , ,


КОНДРАТЬЕВА Л.П. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЮНЫХ ПОЭТОВ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1210 (дата обращения: 29.10.2023).

Кондратьева Людмила Павловна,

педагог дополнительного образования,

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга ”ИЗМАЙЛОВСКИЙ”

Введение

Новизна, острота восприятия окружающего мира в большей степени свойственны маленьким детям. С возрастом эта острота, как правило, исчезает а у поэтов, как и у других творческих личностей, она остаётся.

Ресурс поэта – СЛОВО. Он – практически – не ограничен. Но у детей словарный запас ещё недостаточен. Чтобы он пополнялся, необходимы чтение и литературно – лингвистические игры. Дети, пишущие стихи, не всегда могут передать новизну восприятия мира в силу неразвитого воображения, недостаточного словарного запаса, неумения сформулировать свои мысли и ощущения.    Главное – дать детям возможность попробовать свои силы в этом виде творчества, научить формулировать свои мысли, желательно в стихотворной форме и раскрыть очарование поэзии.

Качество произведений юного поэта зависит как от его таланта, так же как и содержание его произведений.

Многолетний опыт работы в данном направлении показывает, что интерес детей к поэтическому творчеству не угасает.

Задача педагога – как сохранить и развить интерес к поэзии, так и помочь наиболее точно выразить порой очень неясные самому автору мысли и чувства. Выраженные поэтические таланты встречаются редко, а стихи пишут очень многие ребята, (особенно в подростковом возрасте).

Основная педагогическая проблема, требующая инновационного подхода – повышение инициативной авторской активности учащихся.

В данном конкретном случае, применительно к детскому поэтическому творчеству, в качестве инновации выступают:

интеграция, т. е. новая композиция старых элементов, обеспечивающая появление более качественных произведений, выход на новый уровень творчества,

- адаптация методов развития творческого мышления юных поэтов на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Методы ТРИЗ были впервые разработаны известным советским изобретателем Альтшулером Генрихом Сауловичем (1926 – 1997 гг.) Ему удалось впервые сформулировать закономерности, с помощью которых изобретатель может решить изобретательскую задачу. Его первый печатный труд, называвшийся «АРИЗ» (алгоритм решения изобретательских задач) изменил жизнь миллионов людей на Земле, потому что дал в руки изобретателям не просто научную теорию, а настоящее руководство к действиям. В России создана Российская организация ТРИЗ.

Существо методов ТРИЗ – развитие системного мышления. Системное мышление – умение видеть не только отдельную проблему, но и сопутствующие обстоятельства и взаимодействия.

ТРИЗ как технология обучения творчеству позволяет формировать культуру творческого мышления, целенаправленно воспитать глубоких универсалов, способных быстро входить в новые предметные области, не теряя способности перестраивать своё мышление в соответствии с меняющимися картинами мира.

Из методов развития творческого воображения на занятиях с юными поэтами целесообразно пользоваться следующими:

- метод Робинзона Крузо (сущность метода – выделение скрытых свойств объектов);

- метод числовой оси (сущность метода – анализ последовательных изменений выбранного параметра);

- метод снежного кома (сущность метода – синтез фантастических ситуаций).

Интересно также совмещение этих методов в различных комбинациях.

Примеры.

1. Метод Робинзона Крузо: мы на необитаемом острове, с собой ничего нет. Надо составить список жизненно важных потребностей и расставить их в порядке приоритетности.

2. Метод числовой оси: выбрать объект анализа и изменяемый параметр этого объекта (например, длина или площадь сечения трубы), далее – мысленно уменьшать до 0, а затем увеличивать до бесконечности значение параметра, одновременно наблюдая, что происходит с анализируемым объектом. Уметь сформулировать результаты мысленных наблюдений.

3. Метод снежного кома: выбрать исходный объект (например, скорость света), сформулировать исходную фантастическую идею и ввести изменённый объект, при этом анализируя, что будет происходить в окружающем мире. У писателя – фантаста А. Беляева в одном из рассказов скорость света уменьшилась в 1000 раз, в результате стали сталкиваться машины.

Писатели – фантасты часто используют методы ТРИЗ для сочинения новых фантастических ситуаций. Одним из основных понятий ТРИЗ является понятие «конфликтующей пары», т. е. наличия противоречия, разрешить которое и призвано то или иное изобретение.

В работе с юными поэтами занимает вопрос нахождения «конфликтующей пары» занимает особое место, поскольку толчком к написанию стихотворения, как правило, является необходимость разрешить конфликт.

В связи с изложенным можно сформулировать

Задачи.

- включить новые методы развития творческого воображения в систему занятий с юными поэтами для нахождения наиболее точных поэтических образов;

- научить детей находить «конфликтующую пару» в стихотворных примерах;

- рассмотреть подходы к применению методов теории решения изобретательских задач для разрешения внутреннего конфликта через нахождение «конфликтующей пары» с помощью написания стихотворения;

 

Методика исследования.

В качестве методики исследования выбран системный анализ творчества юных поэтов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание системы.

Почему вообще люди пишут стихи? Вероятно, это – один из способов разрешения внутренних конфликтов личности. Можно, конечно, и как – то по–другому их разрешать. Это уж дело вкуса!  Юные поэты пишут стихи не только для разрешения конфликтов. Иногда они просто хотят попробовать такой вид творчества.

Если стихи – средство разрешения конфликта, то есть и конфликтующая пара (КП). Например, юный поэт и одноклассники или чувства юного поэта и равнодушие объекта этих чувств и т. д.

Применительно к юным поэтам, в качестве системы целесообразно рассматривать «творчество юного поэта».

Тогда подсистема«поэтическая тетрадь» плюс экспромт (подборка стихотворений, написанных юным автором за определённый период заочно плюс стихотворение, написанное на очном конкурсе в течение двух часов).

Надсистемасовременное общество (педагоги, родители, родственники, сверстники, соседи и т. д.).

Главная полезная функция системы (творчества юного автора) – познание мира через творчество, осознания себя как личности, разрешение внутреннего конфликта.

 «Поэтическая тетрадь» и экспромт являются результатом «творчества юного поэта». Проще говоря, педагог (надсистема) может воздействовать на систему (творчество юного поэта) так, чтобы результат стал лучше.

Иными словами, педагог может способствовать повышению авторской активности юных поэтов, способствуя развитию левого и правого полушарий мозга.

Для этого используются специальные средства:

1. Средства, способствующие повышению общего уровня эрудиции, увеличению словарного запаса;

2. Средства, способствующие улучшению памяти и внимания;

3. Средства, способствующие развитию творческого воображения.

 

В качестве средств 1 – го и 2 – го типов используются всевозможные лингвистические и лингво – математические игры. Это способствует развитию левого полушария мозга, отвечающего «за логику». Одно только творческое мышление, неподконтрольное логике, может привести к «растеканию по древу». Стихотворение, до некоторой степени, всё – таки сродни изобретению, поскольку у любой идеи есть аналог. Основа поэтического образа – сравнение с реальным предметом, явлением или действием.   Композиция этих приёмов – суть инновации – интеграции.

Поскольку в стихосложении центральное место отводится поэтическому образу, остановимся более подробно на средствах 3 – го типа. Творческим воображением управляет правое полушарие, у поэта оно должно быть прекрасно развито.

Известно, что без вдохновения, которое будит воображение и является мощным толчком к творчеству, стихотворение написать сложно. Тем более, юному поэту. Для развития воображения используются средства, способствующие развитию образного мышления.

Применение методов развития творческого воображения на базе ТРИЗ, а также включение в систему подготовки юных поэтов понятия «конфликтующая пара» – суть инновация – адаптация.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Средства развития образного мышления.

Искусство мыслит образами.

     Центральное место в стихотворении занимает поэтический образ. Именно он и запоминается, именно через него поэт может передать мысль, чувство или ощущение наиболее полно и доходчиво.

Примеры:

«Я псов вины раскаяньем кормлю….» Тимофей Щербаков, «Вина», 2009 г.

«Нет, не словарь лежит передо мной,/А древняя рассыпанная повесть…»

                                                                                         С. Я. Маршак, «Словарь»

     В основе поэтического образа лежит сравнение, неожиданное и яркое. Для того чтобы дети почувствовали силу поэтического образа, важно воспитывать их на самых ярких примерах.

Развитие образного мышления – одна из главнейших задач педагога, занимающегося с юными поэтами. Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что это и самая трудная задача. За редким исключением, дети мыслят и пишут очень конкретно, что называется «в лоб».

В самом начале своей работы с юными поэтами автор стал предлагать детям писать экспромты с использованием «фраз – образов». Такие фразы должны быть очень эмоционально наполненными, а также задавать определённый размер и метр. Кроме того, они могут быть сформулированы по определённым темам.

Такой метод сразу стал себя оправдывать в тех случаях, когда юный поэт затрудняется с выбором темы для экспромта. Такая «фраза – образ» одновременно является толчком к пробуждению вдохновения.

Ниже приводится пример таких фраз – образов и результат их применения – некоторые детские экспромты:


 

НЕКОТОРЫЕ ЭКСПРОМТЫ

ФРАЗЫ – ОБРАЗЫ

Напишите хотя бы одно стихотворение, используя выбранную фразу – образ.

Тема 1: Учитель и ученик.

1. Я ленивою бываю…

2. Расскажите нам, учителя…

3. Я пока что знаю мало…

4. Что бы мне такое прочитать…

5. Как с учителями мы суровы…

Тема 2: Школа.

1. Задают так много в школе нам…

2. В школе трудно, а в жизни трудней…

3. Школа, школа, научи…

4. Заливается школьный звонок…

5. В школе мои лучшие друзья…

6. Школа – это все учителя…

7. Я хочу кому-нибудь помочь…

8. Ночью пишу я, а утром – не встать…

Тема 3: Осенние мотивы.

1. С грустью думаю о даче…

2. Листья медленно так пожелтели…

3. Опустели птичьи гнезда…

4. Перелетные птицы спешат…

5. Я вижу в небе стаю журавлей…

6. Сегодня выпал первый снег…

7. В мое окно стучит синица…

Тема 4: Мой любимый питомец

1«Я люблю свою милую кошку…

2. У меня котенок озорной…

3. Мой щеночек просто класс…

4. Мы с собакою вдвоем…

5. Хомячишка мой забавный…

6. Хомячок грызет печенье…

7. Лает, радуется пес…

8. Кошка мышку принесла…

9. У меня ленивый кот…

10. С моей веселой канарейкой…

11. У меня есть попугай…

12. Кот  ленивый жмется к батарее…

 

ВТОРАЯ ГИМНАЗИЯ

 

Клеева Даша, 6 «б» кл.

Я вижу в небе стаю журавлей.

…Я вижу в небе стаю журавлей.

Сначала – клин. Потом – распался надвое:

Одни – на юг, другие – вдруг левей

И.. развернулись, душу мою радуя!

 

Неужто не покинете вы нас?

Неужто не пугают вас лишения?

Казалось, сердце выскочит сейчас, -

Так ощутила ваше вдохновение!

 

Озёра – в льдах. И голые леса.

Поникли травы, снегом занесённые.

Где приютились вы? Кто обогреет вас?

Неужто так любима вами Родина?

 

Я знаю: это так! В моей судьбе

Был южный берег, Богом так отмеченный…

Но как брала тоска по серой мгле,

В которой – белая березка вечная!

 

Мешкова Рита, 6 «в» кл.

Веселый пёс.

Лает, радуется пёс:

Радость он в наш дом принёс.

Калачом скрутился хвост,

Тычет мне в плечо свой нос.

Дайте косточку – возьмёт,

Погрызёт и принесёт.

 

Труд поэта

Ночью я пишу, а утром мне не встать,

Я хочу ещё в кровати полежать.

Но сегодня в школе контрольная опять

И себе твержу я, что напишу на пять.

 

Милый кот.

У меня ленивый кот

Лижет толстый свой живот,

Спину выгнет и шипит,

И мурлыкает, мурчит.

Каждый день он хочет ласки

И большой кусок колбаски

Очень милый тихий кот

У меня давно живёт.

 

Овчинникова Анастасия, 6 «в» кл.

Ленивые ученики

С педагогом мы суровы

Никогда мы не готовы

Ей помочь и получать

Каждый день всё пять да пять.

 

Ленивая девочка

Ночью пишу я, а утром – не встать

Может быть, школу опять прогулять?

Можно поспать мне хотя бы чуть-чуть?

Нет, просыпайся! Пора тебе в путь!

 

Орлова Виталия, 6  «в» кл.

* * *

Листья медленно так пожелтели.

И с берёз, и с клёнов слетели.

Землю мягким ковром устилали,

Под ногами у нас зашуршали.

 

Проценко Антон, 6 «в» кл.

Сегодня выпал первый снег

Сегодня выпал первый снег,

Его недолог будет век.

Вновь в школу я бегу к друзьям,

Ведь без друзей прожить нельзя!

 

Лететь я к ним уже готов.

Ну что ж, тогда не надо слов.

Вбегаю весело в свой класс…

Друзья, как рад я видеть вас!

 

* * *

Хомячок грызёт печенье,

Тихо лапками скребёт.

Милый, просто умиленье!

И давно со мной живёт.

Я его кормлю, ласкаю.

С ним гуляю иногда.

В прятки с хомячком играю,

И мы рядом спим всегда.

Приходите ко мне в гости –

Познакомлю вас с дружком.

Угощу печеньем, чаем

И горячим пирожком.

 

Ягужинская Алина, 6 «в» кл.

* * *

В моё окно стучит синица.

Ей, бедной, лето только снится.

Ей холодно, всё утро снег

Не замедляет буйный бег.

А ей бы съесть кусочек хлеба,

Но за окном есть только небо.

 

Латыпова Юлия, 6 «г» кл.

* * *

Мы с собакою вдвоём

Очень весело живём.

Вместе песенки поём

И гулять вдвоём идём.

 

Надпорожский Илья, 6 «г» кл.

* * *

Задают так много в школе нам…

Я не знаю, сколько килограмм!

Но если ты не сделаешь хоть грамм –

Срам!

 

* * *

Школа, школа, научи

Печь на Пасху куличи,

Глину обжигать в печи,

Штабелем класть кирпичи,

Прыгать, бегать, как Чичи,

Улетать от саранчи,

Громко лаять с каланчи,

Сочинять стихи в ночи…

 

Всё… Приехали врачи!


 

Есть и ещё один веский довод в пользу применения таких словесных конструкций при написании экспромтов: опыт показывает, что дети зачастую идут по пути «облегчения жизни», т. е. за экспромт выдают заранее написанное стихотворение, да ещё и откорректированное «знающими людьми». В случае же обязательного использования фразы – образа эта проблема отпадает.

Однако, для того, чтобы юный поэт мог подготовить «поэтическую тетрадь» и написать экспромт, необходимо подготовить его, развить творческое воображение.

Для этого можно использовать технологии развития творческого мышления на базе теории решения изобретательских задач. Здесь речь идёт об инновации – адаптации методов развития творческого мышления юных поэтов на базе теории решения изобретательских задач.

Чтобы определиться с конкретными методами, целесообразно провести диагностику. Для этого используются:

  • тесты на развитие творческих способностей на основе теории решения изобретательских задач;
  • тесты сопутствующие – на развитие памяти и внимания.

Конкретное содержание тестовых заданий зависит от возраста ребёнка. У автора есть опыт занятий  как с учащимися младших классов, так и с учащимися одиннадцатых классов. Надо сказать, такие задания встречаются старшеклассниками с воодушевлением, так как являются неформальными.

Цель занятий  – активизировать творческое мышление для нахождения наиболее точных поэтических образов.

В зависимости от результатов первоначального тестирования детям предлагаются разнообразные тренинги:

- по методу числовой оси;

- по методу снежного кома;

- по методу Робинзона Крузо;   

Особенно актуальны игры на развитие ассоциативного мышления: «цепочка», «паутинка», с помощью которых дети учатся улавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями.

Сюда же можно отнести и увлекательную игру «на что похоже». Правила её таковы:

-ведущий загадывает слово (существительное, нарицательное, в единственном числе, название предмета или явления) и пишет его на листочке, не показывая игрокам;

- участники игры, в свою очередь, пишут у себя на листках, на что похоже загаданное, не зная его;

- ведущий говорит загаданное слово, после чего каждый играющий должен найти, по возможности, черты сходства между оглашённым и своим загаданным объектом.

Пример.

Ведущий загадал слово «глаз».

Играющие загадали, независимо от него, слова: картошка, голова, дом.

Легче всего со словом «картошка»: у неё есть «глазки», в единственном числе – «глазок», уменьшительное от «глаз». Что касается слова «голова», то неверно говорить, что голова и глаз похожи, т. к. глаз – на голове; надо искать существенные черты сходства. Труднее всего со словом «дом». Хотя можно сказать, что окна дома – это его глаза. Но это – черты сходства между «окном» и «глазом».

Опробована и понравилась детям игра – ассоциация «хорошо – плохо».

Речь в данной работе идёт о проблеме инициативной авторской активности учащихся в части  образного мышления. Вот что сами юные поэты пишут о поэзии:

 

 

* * *

Поэзия летит, как птица,

На легких крыльях рифм,

Кричит и плачет, веселится,

Но соблюдает ритм.

 

Кричит оборванной струною,

Чтоб образ передать,

И спорит иногда с собою.

Как много надобно сказать…

Меркушев Александр, выпускник школы – центра «Динамика».

 

О вдохновении

…Кто поэзию работой называет,

Тот, наверно, вдохновения не знает.

Если в сердце загорится вдохновенье,

Это – точно не работа – наслажденье!

 

 

Кто не любит ощущения полёта?

Танцевать и сочинять стихи охота,

Ну а если вы в компании с друзьями,

Ваши чувства описать нельзя словами!

 

Очень трудно описать такое счастье,

Эту радость, когда нет в душе ненастья…

Беззаботность и желанье, чтобы вдруг

Вашим счастьем заразились все вокруг.

 

Так что если в вашу душу на мгновенье

Забредёт хоть раз случайно вдохновенье,

То от вас оно не будет уходить,

Будет счастье, наслаждение дарить!

 

Акимова Катя, 11 кл., 280 школа.


 

  1. Применение понятия «конфликтующая пара» к содержанию стихотворений.

Итак, толчком к написанию экспромта является «фраза – образ». Само содержание экспромта зависит от степени подготовленности юного поэта к тому, чтобы развить предложенный образ. Вот здесь и требуется творческое воображение.

Толчком к написанию стихов для «поэтической тетради» является индивидуальное восприятие юным поэтом окружающего мира во всём его многообразии с неизбежно возникающими противоречиями. Замечено, что стихи не часто бывают радостными. Стихи юных поэтов – не исключение.

Философская лирика свойственна им в меньшей степени, чем их «старшим братьям». В целом наш клуб «Планета поэтов», по многолетним наблюдениям, можно было бы переименовать в «Планету разбитых сердец»…Вот этот факт – основной в определении места методов теории решения изобретательских задач в общей подготовке юных поэтов.

Именно тот факт, что при наличии КП (конфликтующей пары) возможны разнообразные решения проблемы, в частности – написание стихотворения как способ разрешения противоречия и является важным при работе с юными поэтами.

Как правило, стихотворений о суициде как способе «разрубить узел» проблемы немного. Но они есть. То есть осознание ситуации как тупиковой встречается. Для того чтобы дети увидели другие способы, целесообразно научить их определять «конфликтующую пару» в своей жизненной ситуации.

Опыта работы в этом направлении у автора пока немного. Всё только начинается…

Именно при разрешении конфликта (противоречия) в поэтическом творчестве мысль работает почти так, как у изобретателя. Поэтический образ обязательно имеет прототип из жизненного опыта поэта. Вот в этом – сходство между поэтическим творчеством и изобретательством.

Возникает вопрос, как именно с помощью написания стихотворения поэт может разрешить свой внутренний конфликт? За ответом далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить те стихи, которые несут мощный импульс, воздействующий не на одно поколение любителей поэтического творчества. На таких примерах и следует воспитывать юных поэтов.

Здесь уместно вспомнить о существующих в поэзии «течениях». Наиболее сильное воздействие на детей оказывают стихи акмеистов, особенно Николая Гумилёва, проникнутые сильными поэтическими образами. Например: «Из логова змиева, /Из города Киева/Я взял не жену, а колдунью…». Этих слов достаточно, чтобы понять трагичность отношений между мужчиной и женщиной (КП). Поэтический образ – всегда сравнение, т. е. аналог.

Ещё замечено, что в стихотворении лучше всего запоминается именно поэтический образ, как центральное явление стихотворения.

Очень частый случай – когда юный поэт не может толком сформулировать для себя побудительный мотив к стихотворению (КП), ощущая лишь какое – то смутное беспокойство (здесь, как и выше, речь только о тех детях, для которых самовыражение через поэтическое творчество наиболее предпочтительно). Тогда он пишет либо нечто «символическое», либо перескакивает с одного на другое. В беседах с такими детьми бывает трудно докопаться до первопричины («толчка»).

Можно констатировать, что освоение методик теории решения изобретательских задач позволяет понять, как можно способствовать созданию сильных поэтических образов. Конечно, поэтами рождаются, но помочь детям в самовыражении и получении эстетического удовлетворения от собственного творчества – вполне решаемая задача.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     В результате анализа методов развития творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач выбраны методы, применимые для работы с юными поэтами:

- метод Робинзона Крузо;

- метод числовой оси;

- метод снежного кома.

Сформулированы виды инновационной деятельности с применением выбранных методов: инновация – интеграция и инновация – адаптация.   

Применён системный подход к такой, казалось бы, стихийной области творчества, как стихосложение.

В результате анализа истоков поэтических образов выявлено сходство между ними и изобретениями (наличие «аналога» в окружающем мире).

Применительно к поэзии сделан подход к определению «конфликтующей пары» как истока и первопричины рождения стихов.

Представлен авторский метод активизации творческого воображения юных поэтов с помощью «фраз – образов». Приведены примеры.

Выбранные методы применялись в работе с юными поэтами разных возрастных групп. Дети отнеслись к таким заданиям с большим интересом.

Дети, постоянно участвующие в поэтических конкурсах, это, как правило, дети успешные, много и увлечённо читающие. Они заинтересованно воспринимают то новое, что педагог рассказывает им, будь то теория стихосложения, история жизни того или иного поэта или сведения о теории решения изобретательских задач. Поэтому занятия в данном направлении автор считает целесообразными.

Целесообразно:

- научить детей мыслить системно, чтобы всегда находить выход из ситуации;

- путём развития творческого воображения достичь беглости, гибкости и оригинальности мышления;

- на конкретных примерах объяснить приёмы разрешения противоречий.

Исследование на эти темы ещё впереди. В настоящее время можно говорить только о применении методов развития воображения при работе с юными поэтами.

 

 

Лингвистические игры

Список литературы

Для педагогов

  1. Альбеткова Р., «Литературные игры – 1». М. Издательство гимназии «Открытый мир». 1995
  2. Альбеткова Р., «Литературные игры – 2».М. Издательство гимназии «Открытый мир». 1995
  3. Байярд Р., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей». М. 1991
  4. Волина В. «Игры в рифмы». СПб. «Дидактика Плюс».1997
  5. Ильюшин Л. С. , «Социализация школьников в современной системе дополнительного образования». ГОУ СПб ГДТЮ, РГПУ им. Герцена, кафедра педагогики. СПб. 2003
  6. Карпенко А. Г., «Занимательные шифры – головоломки». М. «Вече». 2000
  7.  «Логические игры и задачи». Сост. Г. С. Шиманская, В. И. Шиманский, Донецк – 118. ИКФ «Сталкер». 1997.
  8. Любич Д. В., «Лингвистические игры». СПб. «Издательство Буковского».1998
  9. Табакова С. В. «Игры с использованием пословиц, поговорок, скороговорок». Оренбург. Издательство Оренбургского городского Дворца творчества детей и молодёжи. 1999.
  10.  Шкатова Л. А. «Подумай и ответь». М. «Просвещение», 1989

 

Для детей

  1. Волина В. «Игры в рифмы». СПб. «Дидактика Плюс».1997
  2. Волина В. «Русский язык. Учимся, играя». Екатеринбург. ТОО «Издательство АРГО». 1996.
  3. Даль Владимир «Пословицы русского народа». М. Издательство АСТ ЕРМАК Астрель. 2005.
  4. Карпенко А. Г., «Занимательные шифры – головоломки». М. «Вече». 2000
  5. Левин В. «Таинственный сундук». М.  Издательство гимназии  «0ткрытый мир». I995
  6. «Лингвистические задачи». Редактор Зализняк А. А. М. «Просвещение». 1983.
  7. Мокиенко В. М. «В глубь поговорки». СПб, ИД «МиМ» «Паритет». 1999
  8. Сухин И. Г. «Занимательные литературные кроссворды – тесты для детей». М. Издат – школа. 1998.
  9. Сухин И. Г. «Мойдодыр, Черномор, снеговик и другие (литературные викторины для дошкольников и младших школьников)», М. «Новая школа», 1996.
  10. «Удовольствие – в игре». Сост. Борде – Кляйн и др.Сборник (пер. с нем.). М. «Знание». 1983.
  11. Шульговский Н. «Занимательное стихосложение». М. Издательский Дом Мещерякова. 2008.


Все статьи автора «edinslovo»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: