ПРУДНИКОВА С.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРУДНИКОВА С.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1239 (дата обращения: 01.10.2017).

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без труда для здоровья, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья.

Основными задачами в здоровьесбережении учащихся нашего педагогического коллектива являются:

- исследование и оценка состояния здоровья детей в процессе учебной деятельности;

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока, учитель должен помнить заповедь: «Не навреди!».  Именно поэтому реализация валеологического пространства требует значительных усилий. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляет сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.  Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения, мы  проводим физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока. В состав упражнений для физкультминуток включаются:

- упражнения по формированию осанки,

- упражнения  для укрепления мышц  рук и ног,

- укрепление зрения,

- потягивания,

- массаж области груди, лица, рук и ног,

- релаксационные упражнения для мимики лица.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, используя музыкальное сопровождение, с элементами психогимнастики и самомассажа, помогающими восстановить работоспособность. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный фон. Поэтому учителя начальных классов внимательно следят за психологическим климатом на уроке. Также на уроках присутствуют такие оздоровительные моменты, как: минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

В русле здоровьесберегающей технологии на уроках планируются моменты, где необходима смена статической позы: например, можно постоять у конторки на резиновом коврике, подойти к таблице, карте, сменить группу. Такая периодическая смена поз благотворно сказывается на работоспособности младшего школьника.  Не следует забывать, что на состояние здоровья большое влияние оказывают эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

В целях углубления компетенций по здоровьесбережению, мы используем:

- утреннюю зарядку за 10 минут до начала уроков;

- элементарные движения во время занятий (потягивание вперед, назад, вверх, в сторону);

- подвижные игры;

- «минутки покоя»;

- пальчиковую гимнастику.

Заботиться о здоровье наших учащихся мы продолжаем и на переменах. Наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры. Активный отдых на перемене благоприятно отражается на состоянии и самочувствии учеников, которые лучше воспринимают материал. После третьего урока, на перемене, все учащиеся начальной школы выходят на улицу дышать свежим воздухом, а кабинеты в это время проветриваются. Но если погода не позволяет этого сделать – то в рекреации начальной школы есть спортивный уголок, где ученики с удовольствием выполняют физические упражнения, благодаря которым у ребят сохраняется хорошее настроение и бодрость духа на целый день.

В работе с детьми по сохранению и укреплению их здоровья, также активно используем нетрадиционное оборудование:

- коврик из пуговиц (используется для профилактики плоскостопия);

- дорожка здоровья (используется для профилактики опорно-двигательного аппарата; дорожка состоит из цветных квадратов размером 30см*30 см, на каждом нарисована стопа);

- математический коврик (используется для прыжков; на коврике нашиты цифры и геометрические фигуры);

- зонтик здоровья (знакомит детей с полезными и вредными продуктами, учит бережному отношению к своему здоровью; состоит из картинок, которые прикрепляются на липучках к зонтику, в зависимости от темы картинки могут меняться).

Здоровьесберегающие технологии используются и во внеурочное время. Регулярно проводятся соревнования и спортивные праздники среди учащихся 1-4 классов, активно привлекая при этом родителей. «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Путешествие на поезде здоровья» – вот неполный список мероприятий, которые проводятся с целью пропаганды физической культуры, здорового образа жизни и организации досуга родителей и детей.

Система использования представленных выше методов и приемов, способствующих здоровьесбережению детей, дает свои положительные результаты, тем самым доказывая, что наша школа – это территория здоровья.



Все статьи автора «swetnik1977»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: