СОКОЛОВА О.Н. ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


СОКОЛОВА О.Н. ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1260 (дата обращения: 27.10.2023).

Изучение современной образовательной ситуации показывает, что происходит постепенное отчуждение детей от школы, растет число школьников, избегающих решения задач, которые возникают в их учебной деятельности. Это связано, в том числе со снижением у школьников мотивации учебной деятельности, отсутствием желания проявлять самостоятельность в решении учебных задач. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые.

Психологию мотивации можно определить, используя известную формулу С.Л. Рубинштейна. Во-первых, психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание. Во-вторых,  психология регуляции деятельности пересекается с психологией мотивации своей частью – психологией мотивационной регуляции, т.е. обеспечения направленности деятельности в соответствии с ее мотивом. На первый план выступают проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции в широком смысле слова.

Проблема саморегуляции и управления человеком собственным поведением является одной из важнейших в психологии.

Проблема закономерностей регуляции человеком своей активности занимает одно из центральных мест в общем контексте субъектного подхода к изучению психики человека (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, Д.А. Ошанин и др.).

Умение личности управлять своим состоянием и поведением в различных напряженных ситуациях является важным показателем ее зрелости. Этим объясняется давний интерес к проблеме саморегуляции. Исследователям удалось выделить уровни и механизмы саморегуляции (К.А. Абульханова, Б.В. Зейгарник, И.И. Чеснокова и др.), определить ее структурные компоненты (К.А. Абульханова, О.А. Конопкин и др.), изучить стилевые особенности саморегуляции (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз и др.). Уделено внимание возрастным аспектам саморегулирования (Е.Е. Данилова, Ю.А. Миславский, О.А. Прохоров, А.К. Осницкий и др.).

Интерес к проблеме психической саморегуляции повысился за последние годы, о чем свидетельствует тот факт, что к феномену и понятию саморегуляции обращаются в своих исследованиях представители самых разных психологических дисциплин. Это и традиционные исследования регуляции состояний, психология принятия решений и инженерная, и медицинская, и педагогическая, и другие ее отрасли. Особую роль в становлении современных представлений о саморегуляции сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается необходимость ее изучения как процесса, имеющего многоуровневую детерминацию.

В результате теоретического анализа проблемы исследования нами была сформулированы следующие гипотезы:

1) В подростковом возрасте будет наблюдаться высокий уровень саморегуляции.

2) Существует достоверная положительная связь между уровнем саморегуляции и уровнем мотивации учебной деятельности. То есть чем выше уровень саморегуляции, тем выше уровень мотивации учебной деятельности у подростка.

3) С увеличением уровня таких структурных компонентов саморегуляции, как «Программирование», «Оценивание», «Гибкость»,  возрастает уровень таких показателей мотивации учебной деятельности как: «Смысл учения», «Целеполагание», «Мотивация к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи» .

Для изучения особенностей мотивации учебной деятельности студентов были использованы следующие методики:

  1. Опросник “Стиль саморегуляции поведения” В.И. Моросановой
  2. Методика изучения мотивации учения старшеклассников (Окунева О. Ю., Васильева Л.А.).

Исследование проводилось на базе Белгородской СОШ № 42. В эмпирическом исследовании принимали учащиеся 9 – го класса в возрасте  15  – 16 лет. Всего в исследование приняло участие 40 человек.

Анализ психологической литературы по данной тематике показал, что проблемы мотивации учебной деятельности и саморегуляции в широком смысле привлекают внимание различных исследователей. Однако многое в этой проблеме осталось, еще не получило однозначного понимания.

Мы выяснили, что сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения состоят в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением родителей и учителей. Мы видим большое многообразие целей, у каждого человека они разные, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности.

Мы рассмотрели достаточное количество определений понятия саморегуляции и пришли к выводу, что оптимальное определение данного понятия было дано В.И. Моросановой, которая понимает под саморегуляцией системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей [3].

Как показали исследования авторов (М.И. Боришевский, А.К. Осницкий, С.Д. Самоненко, В.И. Чирков) сформированность личностной саморегуляции в подростковом возрасте способствует более высокой мотивации, успешности учения, общей адаптации в школе, а также открывает перспективы для развития таких качеств личности, как самостоятельность и активность.[5]

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что мотивация учебной деятельности и саморегуляция теоретически связаны. Мы предположили, что мотивация имеет связь с саморегуляцией, которая выражается в настойчивости, самоуверенности, добросовестности, самодостаточности (независимостью), организованности. Ведь как уже было выше отмечено, согласно данным полученных Моросановой В. И.[3],  индивидуальный уровень осознанной саморегуляции положительно связан с тенденциями стойко стремиться к поставленным целям.

Рассматривая показатели, которые были получены нами при исследовании, мы обнаружили, что в классе преобладает высокий уровень саморегуляции, что свидетельствует о достаточной активности, самостоятельности, хорошей способности адекватно реагировать на изменение ситуации, могут хорошо планировать свою деятельность.

Результаты выявления особенностей мотивации учебной деятельности указывают на то, что у большей части наших испытуемых выявлен очень высокий и высокий уровень мотивации учебной деятельности, что свидетельствует об учебной активности, о наличии познавательного мотива, стремления наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.

В результате эмпирического исследования нами была установлена взаимосвязь между уровнем саморегуляции, её структурными компонентами и  уровнем мотивации учебной  деятельности, её показателями.



Все статьи автора «Ольга Соколова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: